Согласно заявлениям сепаратистских властей, украинские документы, подтверждающие право граждан на собственность, на территории «ЛНР» недействительны
Сохранность на оккупированной территории личного имущества и в первую очередь жилья — одна из основных проблем для многих луганчан. Вот как об этом рассказывают наши соотечественники, живущие на неподконтрольной Украине территории.
«Мне часто звонят выехавшие с оккупированной территории знакомые и бывшие клиенты с вопросом: сохранится ли за ними право собственности на их же жилье и не лишатся ли они крыши над головой из-за очередного «декрета руководства «ЛНР»? — пишет Анна Васильевна, риелтор. — Вопрос непростой, если учесть, что тут «законы» пишут как заблагорассудится, исходя из своих взглядов на «новую» жизнь и «политической целесообразности»…
На сегодняшний день, согласно заявлениям властей «республики», документы, подтверждающие право собственности и имеющие печати украинского образца, на территории «ЛНР» недействительны, учет и техническую инвентаризацию недвижимого имущества выполняет «Министерство юстиции ЛНР». А значит, пока имущество не пройдет «элэнэровское чистилище», оно как неучтенное может быть конфисковано в пользу «заслуженных военных» и «беженцев».
В Луганске решили проводить перерегистрацию, однако БТИ еще не работает. Где и как будет формироваться база данных, пока тоже непонятно. А от украинского реестра нас давно уже отключили.
Так что если гражданин Украины, проживающий на территории «ЛНР», переоформит свои документы в местном «Министерстве юстиции» (как требуют в «республике»), велика вероятность того, что потом, после освобождения, украинская власть их не признает.
К счастью, на данном этапе принудительно этого делать не заставляют. А если кто-то проявит инициативу и откажется от документов с трезубцем в пользу бумажек с «вьетнамской звездочкой» (герб «ЛНР» очень похож на картинку, нанесенную на известный бальзам. — Авт.), то это будут уже его личные проблемы».
«Еще осенью прошлого года власти «ЛНР» с помпой заявили о начале программы так называемого социального жилья, — пишет Василий, предприниматель. — И даже успели «сдать» один дом. Правда, забыли сказать о том, что он был построен еще до войны по украинской программе молодежного строительства, где долевое участие принимали сами будущие жильцы.
Осенью прошлого года самопровозглашенные власти Луганска вселили туда 44 семьи, выдав им некие ордера, распечатанные на цветном принтере, но, правда, уже со своей печатью… А преподносилось все это в лучших традициях пропаганды как «первая новостройка, сданная в «молодой республике». К слову, одна из квартир в этом доме принадлежит моей коллеге, которая по понятным причинам была вынуждена покинуть Луганск. Сейчас Оксана живет в Харькове. Там она снимает с семьей квартиру, а тем временем ее постоянно терроризирует банк на предмет продолжения оплаты взятого кредита под строительство того самого луганского дома.
Впрочем, руководство «ЛНР» уже свернуло свою «жилищно-социальную» программу. Все закончилось тем, что деньги (выделенные российским кураторами) на строительство и восстановление после боевых действий жилья были попросту разворованы. За что в феврале этого года так называемой луганской «госбезопаcностью» был арестован «министр строительства и ЖКХ» Алексей Русаков. Практически все деньги он прикарманил. Официально было заявлено о выявленной коррупционной схеме, а неофициально озвучена другая версия: во-первых, делал все без ведома «вождей», а во-вторых — не поделился…»
«Пока все ограничивается тем, что только новоприобретенное жилье в обязательном порядке должно быть зарегистрировано «по законам молодой республики», — сообщает Сергей, бывший работник БТИ. — То есть, по версии «ЛНР», если вам посчастливилось продать или купить квартиру, то сделка, осуществленная на территории подконтрольной Украине, права собственности новому владельцу не дает. Всю процедуру необходимо повторить (естественно, еще раз с уплатой налогов и сборов) уже в «ЛНР» и зарегистрироваться в «Минюсте». Такое правило вступило в силу в середине апреля. И теперь многие луганчане, продавшие квартиру, вынуждены оставлять новым владельцам по два пакета документов — украинские и «элэнэровские». Да, это лишние траты, однако хоть какая-то гарантия для купившего, что претензий к ним ни от местных, ни от украинских властей не будет.
Хотя предсказать, что уже завтра родится в головах у новоявленных лидеров Луганска, невозможно. Власть «республики» постоянно демонстрирует свое, особенное, понимание права собственности. К примеру, глава непризнанной республики Игорь Плотницкий совсем недавно в очередной раз призвал городские службы провести переучет пустующих домов и квартир. И под это формально попадают те, которые не прошли перерегистрацию.
Вдогонку к словам Плотницкого самопровозглашенный мэр Луганска Манолис Пилавов заявил, что среди населения необходимо проводить разъяснительную работу по оплате коммунальных услуг. На деле эта разъяснительная работа сводится к посещению квартир «бригадами» коммунальщиков вместе с вооруженными людьми и настоятельными предупреждениями, что в случае неуплаты по тарифам «ЛНР» жилье будет конфисковано.
А такие слова и действия еще больше порождают панику, которая лишь на руку местной «власти». Такой вот своеобразный шантаж. Многие выехавшие из Луганска и уже второй год не проживающие в городе люди, чтобы хоть как-то обезопасить свое жилье от волевых решений властей «элэнэровщины», исправно платят коммуналку «молодой республике» за свои простаивающие квартиры. Хотя и это не дает гарантий, что их жилье никто не отберет».
Фото в заголовке с сайта telegraf.com.ua