Политика

"Вновь выявленный объект исторического наследия не может быть таковым без мраморных табличек на фасаде типа "Здесь дробили пальцы Осипа Мандельштама" и многих других"

0:30 — 24 мая 2016 eye 535

В Мещанском суде Москвы в ходе рассмотрения дела художника Петра Павленского, который поджег дверь ФСБ, прокурор так сформулировал обвинение: подсудимый «посягнул на культурную ценность, которой является здание на Лубянке, поскольку там содержались под арестом выдающиеся деятели культуры»

Художник-акционист Петр Павленский, известный эпатажными перформансами, приговорен к 16 месяцам ограничения свободы за то, что в феврале 2014 года поджег на одном из питерских мостов покрышки в поддержку украинского Майдана. Судья отметила, что художник, осознавая, что его «действия являются вызовом», осквернил Малый Конюшенный мост, а именно: «грубо нарушал порядок, наносил удары по металлическим листам и осуществил поджог покрышек», тем самым нанеся ущерб на сумму не менее 27 тысяч рублей. Его признали виновным в вандализме и освободили от наказания в связи с истечением срока давности. Впрочем, Павленский остается в московском СИЗО по еще одному уголовному делу — о поджоге двери здания Федеральной службы безопасности в Москве в ноябре 2015 года.

Художник заявил, что смысл его поступка — в протесте против системы террора спецслужб. Акция с поджогом двери, по словам Павленского, была символической «перчаткой, брошенной обществом в лицо террористической угрозе», и проявлением «рефлекса борьбы за жизнь».

Московские полицейские перформанс не оценили, задержав художника в ночь на 9 ноября, когда он позировал журналистам с канистрой в руках на фоне пылающего входа в главный офис ФСБ на Лубянке. С тех пор Павленский находится в СИЗО, против него возбудили уголовное дело за вандализм, которое он попросил переквалифицировать на «терроризм» — как у Сенцова и Кольченко. Мнения об очередной эпатажной акции художника разделились. Одни называют его смелым, другие — сумасшедшим, а третьи пытаются уличить в самопиаре.


Российский искусствовед Андрей Ерофеев считает, что Павленского будут судить не за дверь. «Он испортил не дверь ФСБ, а лицо ФСБ, оскорбил целую организацию, которая находится в числе тех, кого критиковать нельзя… Речь о возмездии от организации, которая не привыкла, что с ней так обращаются», — цитирует Ерофеева сайт «Сноб».

Несколько дней назад Павленского во время этапирования в здании Мосгорсуда избили конвоиры. «У меня перебито колено, трещина в ребре и внутренние гематомы», — сообщил художник в письме. Впрочем, по словам российских правозащитников, избиение арестантов в Мосгорсуде — обычная практика конвоя.

А вот тот факт, что здание ФСБ на Лубянке оказалось памятником культурного наследия, для многих оказался в новинку. «По мнению следствия, здание ФСБ на Лубянке имеет историческую и культурную ценность, поскольку в 1930-х годах в здании содержались под арестом выдающиеся деятели культуры», — заявил в обвинительном заключении прокурор Сизов. При этом он забыл добавить, что многие из этих выдающихся деятелей культуры домой из зловещего здания так и не вернулись. Прокурор также отметил, что «памятнику культуры» в результате поджога двери был нанесен ущерб в размере 481 тысячи рублей (около 180 тысяч гривен). Именно в такую сумму оценило следствие обгоревший лак.

Российский оппозиционер и блогер Алексей Навальный, комментируя столь поразительную аргументацию на грани маразма, написал: «Это вообще главное про власть в России. Причем любую за последние 1000 лет».

Еще один пользователь соцсетей иронизирует: «ГУЛАГ — жемчужина российской культуры». Другой предлагает: «Необходимо устроить в здании ФСБ музей преступлений чекистско-большевистской банды».

А третий считает, что здание на Лубянке и вовсе должно быть разрушено. «Может, для чекистов Лубянка и представляет собой расстрельно-пыточную ценность, но для нормальных людей она является мерзким пугалом, которое должно было быть снесено вместе с идолом Дзержинского», — написал один из российских пользователей. И представил, как прокурор, обосновавший ценность двери офиса ФСБ-КГБ-МГБ, мог бы провести экскурс в этом здании: «А вот тут, в этом крыле здания на Лубянке, — продолжил прокурор, — мы пытали одного известного режиссера, он проявил беспримерное мужество. А вот в этой камере один выдающийся поэт нацарапал на стене проникновенные строки о любви к родине, он живет в наших сердцах. Пройдемте в следующий зал, здесь, на просторном полигоне, мы заботливо расстреляли многих творческих и технических гениев, каждый из них справедливо живет в благодарной памяти народа, их кости, кстати, сохранились. А вот здесь во временной ссылке творили известные всему миру ученые, а вот в этом бараке рождались будущие литературные шедевры. Одним словом, вся Россия — наш сад, как сказал Пушкин…»

Вот еще примеры реакции блогосферы:

«Там в подвалах пытали, истязали и душили выдающихся деятелей культуры России и СССР. Конечно, культурное здание, сколько крови впиталось там в щелях на полу, крови культурных людей. Самого Павла вроде тоже избивали 8 человек?»

«Я считаю, что вновь выявленный объект культурного наследия не может быть таковым без мраморных табличек на фасаде типа „Здесь дробили пальцы Осипа Мандельштама“ и многих других. Открывать таблички, посвященные деятелям культуры, вполне мог бы какой-нибудь высокий чин из ФСБ».