Вынужденный эмигрант из России, герой публикации «ФАКТОВ» после года судебных разбирательств все-таки добился права на получение официального статуса беженца в нашей стране
О злоключениях российского психолога Петра Любченкова, который, спасаясь от преследований спецслужб Российской Федерации, был вынужден покинуть родину, «ФАКТЫ» писали 26 июля 2014 года. У себя в родном Краснодаре он был известным специалистом, организатором профильных фестивалей. Однако собственный, отличный от пропутинского, взгляд на политические события, привлек к нему внимание органов госбезопасности. Со слов самого Петра, в России он поддерживал Евромайдан, последовательно выступал против политики президента России при аннексии Крыма и во время войны на востоке Украины. Свое мнение открыто высказывал в социальных сетях, после чего был включен в список «экстремистов и террористов». После одесских событий 2 мая 2014 года Любченков начал получать угрозы. Затем его арестовали на десять суток. А после того как он с единомышленниками провел акцию с требованием федерализации Кубани, которая является субъектом федерации, в отношении Любченкова и еще нескольких человек открыли уголовные дела. В итоге Петр был вынужден бежать, бросив все. Так в 2014-м он оказался в Украине, где обратился в миграционную службу с просьбой предоставить ему статус беженца.
Через шесть месяцев ожидания от украинской миграционной службы россиянин получил отказ. Представитель ведомства не увидела в материалах дела оснований для преследований Любченкова на территории Российской Федерации. При этом она заявила, что «Россия — демократическая страна и пытки не прописаны в ее законодательстве». Позицию же самого заявителя по трагическим событиям 2 мая в Одессе она назвала «преступлением против человечности».
Мужчина обратился в суд. Ему понадобились терпение, безоговорочная доказательная база и, естественно, сила воли, чтобы доказать служителям Фемиды свою правоту. И это Петру удалось, причем трижды.
Так, в феврале 2015-го суд определил предоставить Петру Любченкову статус беженца (об этом «ФАКТЫ» писали 17 февраля минувшего года). «Решением суда иск удовлетворен, отказ Государственной миграционной службы в предоставлении статуса беженца Любченкову признан неправомерным», — констатировала тогда пресс-секретарь Одесского окружного административного суда Надежда Бойко. Сам же Петр сообщал «ФАКТАМ», что очень этому рад. Тем не менее отметил: «Дело снова будет передано на рассмотрение все тем же сотрудникам Государственной миграционной службы, а потому его исход не очевиден. Ведь 30 января эта служба уже отказала в предоставлении статуса беженца правозащитнику Сергею Сахарчуку, который 25 января 2015-го возле здания Генерального консульства России в Одессе сжег свой российский паспорт на массовой акции протеста против «фашиствующего Путина»…
Чиновники обжаловали решение о предоставлении Петру Любченкову статуса беженца, и 31 марта прошлого года состоялось заседание Апелляционного административного суда Одесской области. Сотрудники регионального главка миграционной службы пытались убедить коллегию судей в том, что Любченков бежал из России в Украину «по собственному желанию и выгоде» и его на родине «никто не преследует». Однако представители Фемиды сочли подобные доводы неубедительными.
Вердикт гласил: оставить апелляционную жалобу и решение Одесского окружного административного суда о предоставлении Петру Любченкову политического убежища без изменений. Миграционная служба обязана пересмотреть свой отказ ему в предоставлении статуса беженца.
После этого судебного заседания Любченков с грустью констатировал: «Чиновничья „машина“ в Украине, к сожалению, копирует не лучшие качества российской. Однако я буду идти до конца. Не может прихоть чиновников быть выше Закона!»
*Петр участвовал в акциях в поддержку Надежды Савченко (фото из личного альбома Петра Любченкова)
Адвокат Петра Любченкова Андрей Лещенко считает действия украинской миграционной службы вопиющим нарушением:
— Это нарушение и Конвенции о правах беженцев, и Европейской Конвенции по правам человека, и основных свобод.
— В Одессе многие чиновники исповедуют пророссийские взгляды, они — сторонники Путина, Кремля, — сказал Петр Любченков, отвечая на вопрос, почему возникли такие трудности с предоставлением статуса беженца. — В Украине продолжает действовать прямой договор с Россией об экстрадиции. Получается, что идет война, а одесские чиновники официально сотрудничают с ФСБ. Те присылают запросы, и здешние прокуратура с полицией их выполняют. Одних политэмигрантов допрашивают, других — ловят и высылают. Кстати, в законе о беженцах (как и в Конвенции о беженцах) говорится о конфиденциальности информации. Поэтому передав российским спецслужбам, что меня нашли в Одессе, прокурорские работники нарушили этот закон.
Вынужденный российский эмигрант утверждает, что после получения заявления о предоставлении убежища Государственная миграционная служба Украины обнаружила его имя в российских «черных списках» и сообщила об этом в прокуратуру Одесской области. Прокуратура по своим каналам поделилась этой информацией с российской ФСБ. В результате в отношении диссидента у него на родине было открыто уголовное дело и избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.
В постановлении Октябрьского районного суда города Краснодара от 11 февраля 2015 года говорится: «
В начале декабря 2015 года Генпрокуратура Российской Федерации обратилась в Генпрокуратуру Украины с просьбой «заключить под стражу и выдать гражданина Российской Федерации Любченкова Петра Павловича для привлечения к уголовной ответственности». И уже через несколько дней в прокуратуру Одесской области пришло письмо из Генпрокуратуры Украины: «…Направляю должным образом засвидетельствованные копии запроса российской стороны и прилагаемых документов и поручаю проведение экстрадиционной проверки обстоятельств, которые могут препятствовать выдаче
Как рассказывает Петр Любченков, российская ФСБ вызывала в Краснодаре на допрос его родственника.
— Его обязали передать мне, что если я вернусь в Россию, сдамся ФСБ, признаю свою вину и не буду никогда ничего писать против Путина, то они, дескать, могут попросить для меня условный срок, — говорит правозащитник. — По тому, как особисты требовали от родственника, чтобы я срочно дал ответ, понял: они хотят успеть до окончания судебного процесса над моей соратницей Дашей Полюдовой, рассчитывают, что я дам против нее показания. Следователь ФСБ передал: если я откажусь от этого предложения, то власти Украины меня с удовольствием выдадут по их запросу. Я, естественно, отказался и попросил передать им, чтобы шли к черту.
Нас, организаторов акции «Марша за Федерализацию Кубани», было трое: Даша Полюдова, я и Слава Мартынов. Помогали еще некоторые активисты, но не буду называть их имена. Спецслужбы не смогли нас привлечь непосредственно за эту акцию, потому что попытка провести мирный митинг в России еще не является уголовным преступлением. Поэтому на каждого из троих завели по уголовному делу за посты на страничках в социальных сетях. Все дела вел один следователь ФСБ.
— Что сейчас с вашей соратницей Дашей Полюдовой?
— В декабре минувшего года российский суд приговорил ее к двум годам колонии, — отвечает Петр. — Нельзя сказать, что столь жесткое решение стало для нас неожиданностью. В ее деле было три пункта обвинения: один из которых — перепост Дашей на своей странице «ВКонтакте» моего поста о том, что этнические украинцы Кубани требуют присоединения к исторической родине — Украине. Это была шутливая картинка с моим комментарием: «Врежем по Путину его же оружием!» Даше вменили статью за сепаратизм «Угроза территориальной целостности РФ с использованием Интернета». По этой же статье обвиняют и меня, и Вячеслава Мартынова за его посты на страничке «ВКонтакте».
— За перепост карикатуры — два года лагерей?!
— Именно так. А меня объявили в розыск через Интерпол. Кроме того, нас троих включили в России в список «экстремистов и террористов». Еще в сентябре 2014 года Краснодарское краевое управление ФСБ открыло против меня и Мартынова два дела: за «публичные призывы к экстремизму через Интернет» и за «публичные призывы к нарушению территориальной целостности РФ через Интернет». Каждое из обвинений предусматривает до пяти лет колонии.
Кстати, преследование Даши Полюдовой началось с того, что ее обвинили в мелком хулиганстве и арестовали на 14 суток. Потом в октябре 2015 года судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Виталий Козлов санкционировал арест Полюдовой на 15 суток — по статье об административных правонарушениях (пропаганда или публичная демонстрация нацистской символики). А по истечении этого срока заключили под стражу уже как обвиняемую по уголовным делам, возбужденным региональным управлением ФСБ.
Даша отказалась бежать из России, хотя все друзья предлагали ей такой вариант. И я могу ее понять. Бежать неизвестно куда, в пустоту, без всяких гарантий — на это сложно решиться. По себе знаю: эмиграция — это трудно во всех отношениях. Значит, долгие годы не сможешь вернуться домой и многих близких уже никогда не увидишь. Кроме того, Даша не поставила крест на России и верит в будущее своей страны. Я не столь оптимистичен.
— Что произошло с другими единомышленниками?
— Мартынов был задержан на народном сходе, устроенном 17 августа 2014 года взамен запрещенного пропутинскими чиновниками марша. Требованием акции было образование в составе России автономной Кубанской республики либо уравнивание в правах русских регионов с национальными республиками. Это, отмечали организаторы, позволит Краснодарскому краю ввести региональную составляющую в налог на курортный бизнес, защитить этнических украинцев Кубани и решить ряд других вопросов.
Мартынов пришел на сход с повязанной на руке лентой цветов украинского флага. Поводом к задержанию стала провокация. На активиста напал некто Александр Мановицкий, ранее угрожавший организаторам акции убийством. Он приставил к голове Мартынова предмет, похожий на пистолет, а затем ударил Славу и применил к нему захватывающий прием.
Полицейские схватили и Мановицкого, и Мартынова, однако провокатора вскоре отпустили, а на оппозиционера сфабриковали административное дело о мелком хулиганстве. Мартынова арестовали на 15 суток. После этого Вячеслав выехал в Украину. Находясь в Харькове, он подал документы в управление Госмиграционной службы на получение статуса беженца. Однако получил отказ и также обжаловал это в суде…
На днях Одесский окружной административный суд, рассмотрев дело гражданина Российской Федерации, активного борца с путинской пропагандой и активиста общественной организации «Самооборона Майдана Одессы» Петра Любченкова против Государственной миграционной службы Украины, обязал это ведомство предоставить ему статус беженца.
— Петр — человек, который, несмотря на все угрозы со стороны путинских прихвостней, остался верным своим убеждениям и продолжал открывать россиянам правду о событиях в Украине, — сказали «ФАКТАМ» в общественной организации «Самооборона Майдана Одессы». — Ему пришлось покинуть родной дом и перебраться в Одессу, потому что тоталитарная машина не могла позволить таким, как Петр, продолжать выражать свое мнение. Он — настоящий патриот Украины, хотя сам по рождению россиянин. И поэтому в обиду мы его не дадим!