Культура и искусство

"Врубель приехал в Киев в мае 1884 года и был потрясен красотой утопающего в цветах города"

8:45 — 25 мая 2016 eye 2000

В Киевском национальном музее русского искусства открылась выставка «Сады Серебряного века»

В Киеве сейчас все цветет и благоухает. Прекрасная пора! Интересно, а какие цветы были популярны в начале прошлого века? Об этом расскажут полотна известных художников, экспонируемых на выставке «Сады Серебряного века», Михаила Врубеля, Зинаиды Серебряковой, Александра Бенуа, Константина Коровина, Вильгельма Котарбинского, Константина Сомова. У каждой картины своя история. Выставка приурочена к 160-летию Михаила Врубеля. На картинах художника изображены цветок шиповника, орхидея, ирис, азалия…

— Михаил Врубель приехал в Киев в мае 1884 года и был потрясен красотой утопающего в цветах города, — рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник музея Наталья Агеева. — Киев показался художнику земным раем. Врубель с интересом изучал формы и характер цветов. На этюдах, созданных в киевский период, розы, азалии, ирисы, бегонии, орхидеи…

— Неужели в Киеве в то время были орхидеи?

— Их и азалии привозили из Франции и Голландии. Эти экзотические цветы Михаил Врубель увидел в доме Мацневой, которой давал уроки акварели. Он обучал живописи еще одну киевскую даму — Бунге. Врубель писал с натуры, а ученицы, наблюдая за процессом, пытались повторить то, что он делал. К слову, этюды учителя ученицы сохранили и спустя время передали в Городской музей Киева. 1885—1888 годы были самыми трудными для художника в материальном плане. Исключением стал 1887 год, когда по приглашению Якова Тарновского художник жил и работал в его имении недалеко от Киева — в Мотовиловке. Результатом пребывания в этом живописном месте стали эскизы для росписи Владимирского собора, где тоже есть цветочный орнамент.

Нельзя не восхититься цветущим фруктовым садом на картинах Зинаиды Серебряковой. По словам Натальи Евгеньевны, для художницы местом притяжения, идеальным пространством на протяжении многих лет становятся сад и парк в Нескучном — имении семьи Лансере под Харьковом, где она родилась. Восхитившись садами Франции, Италии и царственных пригородов Петербурга, Зинаида Серебрякова всегда возвращалась в свой земной рай, пока он не был навсегда утрачен в вихре войн и революций. Замечательная художница работала над пейзажами с натуры.


«Белая азалия без стебля» была написана Михаилом Врубелем в Киеве (1886—1888 годы)