Клуб потребителей

Те, кому в поезде досталась нижняя полка, имеют право полностью занять место под ней своим багажом

7:00 — 25 мая 2016 eye 88365

В преддверии летних отпусков «ФАКТЫ» рассказывают о том, на что может рассчитывать пассажир в непредвиденных обстоятельствах и какие услуги обязаны предоставлять железнодорожники

Приближаются летние каникулы и сезон отпусков. Самое время планировать поездки на море, в оздоровительный лагерь, санаторий, «к бабушке в село» или просто продумать интересный экскурсионный маршрут на выходные. Тем более что «Укрзалізниця» уже открыла продажу билетов на некоторые летние поезда.

В путешествии, как и в жизни, могут возникать непредвиденные обстоятельства. Как не потерять деньги, уплаченные за билет, если поездку пришлось прервать? Этот и другие случаи предусмотрены «Правилами перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины».

Можно прервать поездку на любой промежуточной станции с продлением срока действия билета

Пассажир имеет право потребовать назад деньги, заплаченные за ту часть пути, которую он не проедет, рассказали «ФАКТАМ» в пресс-службе «Укрзалізниці». Если вам пришлось неожиданно прервать поездку, нужно предъявить свой билет в кассу на вокзале, где вы вышли. Причем сделать это в течение часа после отправления поезда. На билете поставят штемпель и вернут вам остаток денег.

Кроме того, пассажир может сделать одну остановку в пути на любой промежуточной станции с продлением срока действия билета. Например, вы купили билет на поезд, следующий из Ивано-Франковска в Киев через Львов, и вдруг выяснилось, что вам необходимо задержаться во Львове на несколько дней. В таком случае (в соответствии с пунктами 8.2—8.4, 8.7 «Правил») надо в течение часа после прибытия поезда во Львов предъявить свой билет дежурному по вокзалу, начальнику станции или начальнику вокзала, чтобы получить в нем отметку: «Остановка с продлением срока действия билета».

Продолжить путь можно не позже чем через десять суток после отправления поезда, которым вы прибыли на станцию, где поездка была прервана. А если остановку пришлось сделать из-за болезни — не позднее чем через десять дней после окончания лечения. При этом придется предъявить медицинскую справку или больничный лист.

Нужно помнить, что продолжить поездку можно только со станции, на которой вы вышли, либо со станции, расположенной дальше по маршруту следования. Берем тот же пример с поездом Ивано-Франковск — Киев. Если вы сошли во Львове, уехали по делам в Стрый, а потом решили продлить действие билета на Стрыйском вокзале, вам в этом откажут, поскольку Стрый не входит в маршрут следования поезда, на который у вас был проездной документ. В таком случае придется покупать новый билет.

Есть еще одна удобная услуга: пассажир может уехать поездом, отходящим на несколько часов или даже дней раньше того рейса, на который он приобрел билет. Доплачивать не надо. Но уехать раньше удастся только в случае, если будут свободные места.

Если вы опоздали на поезд, то в течение 24 часов можете возобновить действие билета и воспользоваться другим рейсом. А вот если пассажир опоздал в пункт пересадки по вине перевозчика (из-за задержки или отмены состава), его обязаны бесплатно отправить в пункт назначения ближайшим поездом.

Те, кто покупает билеты через Интернет, нередко по невнимательности допускают опечатки. Если ошибок будет больше трех, особо бдительный проводник имеет право не пустить такого пассажира в поезд.

Менять в проездном документе имя и фамилию не допускается. Зато разрешается исправить станцию назначения (отправления), причем даже в электронном проездном документе. Эта услуга платная, принимаются исключительно наличные. Поэтому в любом случае придется обращаться в железнодорожные кассы.

При переоформлении проездных документов стоимость проезда пересчитывается в соответствии с новыми условиями поездки. Если новые билеты дешевле предыдущих, пассажиру вернут разницу.

Споры между пассажирами по поводу размещения багажа тоже регулируются «Правилами». Ручную кладь разрешено располагать на местах, указанных в проездном документе. Тем, кому достается нижняя полка, повезло вдвойне, потому что они имеют право полностью занять нижнее багажное место. В утешение тем, кто едет наверху, можно сказать, что они могут запретить другим пассажирам размещать чемоданы и сумки над своей полкой.

Собираясь в поездку, следует помнить, что в любом вагоне запрещено перевозить аппаратуру и другие предметы, размеры которых по сумме трех измерений (длине, ширине и высоте) превышают 200 сантиметров. Кроме того, в вагоны купе и СВ нельзя проносить багаж шириной более 65 сантиметров, потому что он не пройдет в дверной проем.

На каждом вокзале или станции должен быть бесплатный туалет

Если проводник принес вам влажное или «пятнистое» постельное белье, настаивайте на том, чтобы комплект заменили на чистый. Отговорки из серии «Нам такое выдают» не принимайте, а вызывайте начальника поезда. Если и он не найдет чистый комплект белья, не стесняйтесь подать жалобу. «ФАКТЫ» писали о том, как после нареканий пассажиров на некачественное постельное белье были уволены должностные лица Львовской региональной железной дороги.

Еще один предмет бесконечных споров в поездах — обязан ли пассажир сдавать использованную постель проводнику. В «Правилах» четко прописано: «Доставка постельного белья на спальное место пассажира и его сбор за 30 минут до прибытия пассажира к месту назначения является обязанностью проводника» (пункт 63 «Правил» с изменениями, внесенными согласно постановлению Кабмина № 781 от 30.05.2007 г.). Кроме того, проводник должен помочь застелить постель инвалидам, больным, престарелым и пассажирам с маленькими детьми.

Даже если вы не покупаете чай в вагоне, у проводника можно попросить стакан и ложку. Во время поездки пассажиры круглосуточно могут набирать кипяченую горячую воду из бака, а в общих вагонах — попросить питьевую воду. Кстати, помещения на станциях и вокзалах, предназначенные для пассажиров и персонала, также должны обеспечиваться питьевой водой.

Некоторые сайты пишут о том, что проводник якобы обязан по просьбе пассажиров выдавать настольные игры (шашки, шахматы, домино). Но «Правилами» такая услуга не предус­мотрена.

Зато пассажиры имеют право бесплатно пользоваться в вагоне розетками для подзарядки мобильных телефонов и других гаджетов, даже если поезд еще стоит на станции отправления. Но при этом проводник, конечно же, не должен сторожить ваше электронное устройство.

Если ехать предстоит всю ночь, а вы везете торт или лекарства, которые следует хранить при низкой температуре, то можно попросить проводника воспользоваться холодильником в его купе. Такая услуга бесплатная, но при условии, что в холодильнике есть место.

На каждом железнодорожном вокзале или станции должен быть бесплатный туалет для пассажиров. Это четко оговорено «Правилами». Платные санитарные комнаты и залы ожидания повышенного комфорта с дополнительными услугами администрация вокзала или станции имеет право открывать только при наличии бесплатных. Если бесплатного туалета на вокзале нет, вас обязаны без денег пустить в платный, нужно только предъявить свой билет (в том числе электронный).

Пожаловаться на некачественное обслуживание в поездах, электричках или на вокзалах можно с помощью сайта «Укрзалізниці». В разделе «Контакты» указан телефон горячей линии 0−800−50−31−11, а также ссылка на подраздел «Качество и сервис», через который можно отправить электронное письмо с замечанием и жалобой. В письме следует сообщить свою фамилию и имя, контактный телефон, электронный адрес. Помните, что официальные органы, как правило, не реагируют на анонимные обращения. Желательно указать дату происшествия, номер поезда, фамилию проводника или начальника поезда.

На сайте «Укрзалізниці» есть и другой электронный адрес, по которому принимают жалобы: service@uz.gov.ua. А на сайте poizdka.org, с которого тоже можно пожаловаться на работу железной дороги, нарушения прав пассажиров удобно «отсортированы» по разделам, в них сразу же даются ссылки на законодательство.

Кстати, электронную жалобу иногда нелишне отправить прямо в присутствии нахамившего вам проводника.

Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»