Как сообщали «ФАКТЫ», Верховный суд Чечни вынес приговор украинским политзаключенным Станиславу Клыху и Николаю Карпюку. Клых получил 20 лет строгого режима, Карпюк — 22 с половиной года. Украинцев осудили за убийства российских военнослужащих, которые они якобы совершили еще во время 1-й чеченской войны.
Как уже сообщали «ФАКТЫ», то, что уголовное дело против Клыха и Карпюка сфабриковано, подтверждает их алиби. Например, Станислав Клых в 1994—1995 годах вообще не был в Чечне — он учился в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко и исправно посещал занятия, о чем заявили его однокурсники и преподаватели.
У обоих украинцев также есть подтверждения того, что во время следствия их пытали. Тем не менее присяжные решили, что Клых и Карпюк виновны. Сроки давности (ведь Клыху и Карпюку вменяли эпизоды 1994—1995 годов) по делу суд решил не учитывать.
В связи с вынесением судом Чечни этого приговора Министерство иностранных дел Украины выразило решительный протест. Дипломаты называют этот приговор «позорным» и «политизированным», а обвинения, выдвинутые против украинцев, — сфабрикованными.
«Дело против наших соотечественников является апогеем продолжения российской властью политического преследования граждан Украины с активной проукраинской гражданской позицией в условиях продолжающейся агрессии со стороны Российской Федерации против Украины, — заявили в пресс-службе Министерства иностранных дел. — Этот приговор — очередное бесспорное доказательство того, что в современной России отсутствует независимое правосудие».
В пресс-службе внешнеполитического ведомства отметили, что российские власти неоднократно препятствовали встречам Карпюка и Клыха с консулами, что является грубым нарушением норм международного права.
Вскоре после оглашения приговора стало известно, что судья Верховного суда Чечни Вахит Исмаилов вынес частное определение в адрес адвокатов осужденных украинцев. Вахит Исмаилов посчитал, что правозащитники совершили поступок, «порочащий честь и достоинство адвоката». Частное определение касается адвокатов Марины Дубровиной и Докки Ицлаева и содержит требование о лишении их адвокатского статуса.
— Судья посчитал, что я срывала судебный процесс, — прокомментировала «ФАКТАМ» ситуацию адвокат Станислава Клыха Марина Дубровина. — А Докка Ицлаев якобы перебивал судью и тоже неоднократно нарушал порядок судебного заседания. Когда мы увидим это постановление, узнаем подробности. Но понятно, что все это происходит из-за того, что мы активно защищали своих подзащитных.
— Как отреагировали на приговор Клых и Карпюк?
— После того как прокурор огласил обвинительное заключение, уже было ясно, что им дадут большой срок. Кроме того, накануне коллегия присяжных тоже признала их виновными. Пока судья оглашал приговор, Станислав Клых постоянно его перебивал, кричал и пел песни. Таким образом выражал свой протест. Ведь он неоднократно говорил, что вообще не был в Чечне. Однако его никто не услышал.
— Из-за резкой перемены в поведении Клыха (несколько месяцев назад он стал очень вспыльчивым и агрессивным) появилась информация, что в СИЗО ему дают психотропные препараты…
— Официальные источники это, естественно, отрицают. Но у нас есть косвенные доказательства того, что Станислав Клых действительно получал препараты, повлиявшие на его психику.
Марина Дубровина сообщила, что осужденные украинцы будут оспаривать приговор. И выразила надежду, что в скором времени Клыха и Карпюка все же удастся освободить или обменять. Ранее президент Украины Петр Порошенко заявил, что они должны быть освобождены по Минским соглашениям.
Тем временем председатель правления Центра гражданских свобод Александра Матвийчук заявила, что в России удерживают в местах лишения свободы более тридцати украинцев. 16 из них — крымские татары. А еще политзаключенные Олег Сенцов, Алексей Чирний, Александр Кольченко, Геннадий Афанасьев, Александр Костенко, Валентин Выговской, Юрий Солошенко, Виктор Шур, Сергей Литвинов и многие другие.