Происшествия

В юар возле каждого частного дома на высоком каменном заборе висят провода под электрическим напряжением и устрашающее предупреждение :»вооруженный ответ»

0:00 — 4 сентября 2009 eye 713

Меньше чем за год до начала чемпионата мира по футболу Южно-Африканской Республике предстоит решить многие проблемы, главная из которых — преступность

Республика Южная Африка, или Южно-Африканская Республика (ЮАР), — загадочная страна. О ее существовании мы впервые узнали еще в раннем детстве из книжек Корнея Чуковского: река с манящим названием Лимпопо (которая из иллюминатора самолета кажется чистой в отличие от другой великой африканской реки — Конго), диковинные звери и предупреждение: «Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять! В Африке гориллы, злые крокодилы… »

В 1970-е-1980-е годы дикторы советского телевидения рассказывали о бесчинствах расистов и справедливой борьбе коренных народов Африки против режима апартеида. В начале 1990-х с открытием границ велись жаркие споры о сладкой жизни белого меньшинства, контролирующего несметные природные богатства, и возможности эмиграции на Черный континент. И вот теперь в центре внимания — предстоящий чемпионат мира по футболу, который впервые пройдет в Африке.

Своеобразная африканская манера вождения автомобиля напоминает нашу езду в часы пик в центре города

В Украине часто пеняют на неготовность стадионов к Евро-2012. Та же картина и в ЮАР. Правда, в отличие от двух тысяч своих южноафриканских коллег, работающих на объекте в Кейптауне, наши строители объявить бессрочную забастовку с требованием повышения зарплаты пока еще не додумались.

Среднее время ожидания багажа в аэропортах двух крупнейших городов страны — Йоханнесбурга и Кейптауна — составило 40 минут (специально засекал). Найти свободное место в самолете накануне отлета практически невозможно. И это задолго до начала туристического сезона, а что будет во время чемпионата мира?

Если вас заранее не встречают, доехать из аэропорта в город — трудноразрешимая проблема. Невероятно, но факт: общественного транспорта в стране практически нет. Организаторы мундиаля пока лишь только готовятся запустить несколько(!) автобусных маршрутов. Так что без личного автомобиля в ЮАР никуда. Коренные африканцы низкого достатка ходят пешком или передвигаются на маршрутках, у которых нет ни фиксированного расписания, ни места назначения — все определяется пожеланиями водителя и пассажиров.

Можно, конечно, арендовать машину. При этом, однако, нужно быть готовым к непривычному для нас правостороннему движению, сложной и запутанной системе дорог, а также к своеобразной африканской манере вождения, до боли похожей на то, как ездят у нас в центре города в часы пик.

Остается такси, кстати, довольно дорогое — минимум 12 рандов (один южноафриканский ранд равняется одной украинской гривне, так что сравнивать цены у нас и у них довольно просто) за километр пути. Но, как предупреждают местные жители, садиться в случайную машину и пользоваться услугами людей, активно предлагающих вам свою помощь, крайне нежелательно.

В Йоханнесбурге меня встречал заранее нанятый таксист, державший в руках табличку с фамилией. Сверкая ослепительно белыми зубами, он провел меня на подземную автостоянку и предложил подождать пару минут в его роскошном «Мерседесе». Дабы со мной ничего не случилось, провожатый снаружи закрыл дверцы машины на замок. Спустя 15 минут, когда я уже готовился к худшему, водитель вернулся. Но не один, а в компании своей подружки. Прощебетав всю дорогу на каком-то африканском наречии, пара наконец-то сдала меня с рук на руки охране гостиницы.

Вооруженная охрана, высокие стены и колючая проволока в ЮАР — явление повсеместное

- Самое опасное даже не уличные грабежи или кражи из домов, — посетовал приятель, происходящий из первого поколения голландцев, высадившихся на побережье Африки еще 350 лет назад, — а то, что эти преступления почти всегда сопровождаются насилием с применением оружия. Терять бдительность нельзя ни в машине, ни на улице, ни даже у себя дома.

- Наверное, вашу клинику каждый день пытались ограбить, — в шутку спросил я у другого знакомого — зубного врача, когда узнал, что он 18 лет практиковал в городе-спутнике Йоханнесбурга Соуэто, населенном исключительно чернокожими африканцами.

- Даже не один, а два раза в день, — грустно ответил мой собеседник, родившийся в Индии.  — Как-то один из посетителей, пожаловавшись на острую боль, приставил к моему лбу пистолет и потребовал денег. Пришлось отдать, а что было делать? Теперь у меня и дома, и в клинике всегда наготове оружие…

Большинство зданий в ЮАР не имеют центрального отопления, хотя температура воздуха ночью опускается до нуля градусов

Полиция в ЮАР, естественно, не бездействует, но справиться с разгулом преступности одним лишь стражам порядка не под силу. Так что рекомендацию туристических путеводителей — быть особенно осторожными в центре Йоханнесбурга — игнорировать не стоит. Местные жители среднего достатка пытаются уповать на собственные силы. На высоком каменном заборе возле каждого(!) частного дома (в городских квартирах живут лишь малообеспеченные, чей доход составляет 2-3 тысячи рандов), кроме проводов под электрическим напряжением, можно заметить устрашающее предупреждение: «Вооруженный ответ». Надпись означает, что дом находится под защитой частных охранных структур, осуществляющих объезд вверенной им территории каждые полчаса. Кроме того, и сами граждане готовы при угрозе вторжения на их территорию пустить в ход имеющееся у них оружие.

Корни преступности — в безработице, которая, по официальным данным, составляет 27 процентов, а по неофициальным — 40. Направить бьющую ключом энергию незанятых людей в мирное русло — большая проблема. Даже играя в шахматы, африканцы сполна проявляют свой необузданный темперамент. В парке Йоханнесбурга, посещать который туристам не рекомендуется, мне довелось наблюдать занятную сценку. Один из игроков, у ног которого терлась кошечка, правой рукой делал ход на доске, левой — пережимал шахматные часы и этой же рукой незаметно, в стиле незабвенного Остапа Бендера, воровал у соперника фигуру. Пока противник успевал осознать, что же произошло, на его часах падал флажок, что равнозначно поражению.

- Послушай, Джонни! — закричали победителю из толпы темпераментных болельщиков.  — Только не съешь, пожалуйста, кошку так же, как ты только что «съел» чужую ладью.

- Еще чего, — совершенно серьезно ответил Джонни.  — Кошек я отродясь не ел. Зато обезьян пробовать доводилось…

Конкуренцию местным безработным составляют многочисленные и не поддающиеся учету иммигранты — заробитчане из близлежащих африканских стран (на вопрос о населении Йоханнесбурга и его пригородов я получал разные ответы — от 7 до 14 миллионов: говорят, что подсчитать точнее просто невозможно). В крупных городах и вокруг них на десятки километров протянулись бараки, возведенные чернокожими африканцами на самовольно захваченных землях. Мой отель, принадлежащий к одной из популярных гостиничных сетей, оказался по соседству как раз с таким самовольным поселком.

Еще один нюанс: большинство зданий в ЮАР не имеют центрального отопления. Короткая зима, которая приходится на наши летние месяцы, в Южной Африке довольно мягкая: днем — 15-20 градусов тепла. Однако ночью и в утренние часы температура может опускаться до нуля градусов. Так что в номере было довольно прохладно: кондиционер на обогрев работал в течение часа и тут же автоматически выключался. Кстати, бывая в гостях в разных южноафриканских семьях, я уже с порога догадывался о благосостоянии их хозяев: в зажиточных семьях полы и стены в квартире с электрическим подогревом.

Еще один показатель достатка — оплата за посещение частной школы (в семье моих знакомых-соотечественников уходит три тысячи рандов в месяц на одного ребенка). В ЮАР, как и в Украине, обеспеченные люди стараются не отдавать своих чад в государственные учебные заведения и за медицинской помощью обращаются в платные учреждения.

Однодневная поездка на сафари, чтобы увидеть слона, льва, носорога буйвола или леопарда, стоит 1250 рандов

Каких-то особых архитектурных памятников в Южно-Африканской Республике нет. Деловые центры крупнейших городов спроектированы по американскому образцу: прямые улицы и небоскребы, кое-где попадаются образцы британского колониального стиля.

Основанный в 1652 году голландцами Кейптаун и по сей день остается «самым белым» городом ЮАР. Здесь находится парламент страны и резиденция президента, а также множество достопримечательностей, среди которых городская крепость Касл — старейшее здание Южной Африки.

Менее чем в часе езды от Кейптауна находится уникальное место, которое нельзя не посетить — мысы Доброй Надежды и Кейп Поинт. Именно здесь сходятся воды двух океанов — холодного Атлантического и теплого Индийского. Заповедник мыса Доброй Надежды с его более чем 600 видами растений — одна из визитных карточек Южной Африки.

Первоначально мыс был назван мысом Штормов и со времен португальского мореплавателя Бартоломео Диаша, который первым обогнул его в 1488 году, носил это имя достаточно долго. О скалы мыса Штормов разбилась не одна сотня кораблей. Лишь много позже мыс получил свое нынешнее название. Сегодня это одна из культовых смотровых площадок для тысяч туристов (за въезд на его территорию берут по 75 рандов с каждого пассажира).

Главное, чем притягивает туристов Южная Африка, — уникальная природа. Занимая всего один процент мировой суши, ЮАР напоминает Ноев ковчег. Здесь представлены 10 процентов всех земных растений, восемь процентов — птиц и 6 — млекопитающих. В многочисленных национальных парках и частных заповедниках можно вблизи наблюдать за повседневной жизнью диких зверей. Правда, удовольствие это не из дешевых. Однодневная поездка на сафари, чтобы увидеть знаменитую южноафриканскую «большую пятерку» — слона, льва, носорога, буйвола и леопарда, обойдется (без ночевки) минимум в 1250 рандов на человека. Интересно, что дирекция самого крупного и знаменитого из заповедников — Национального парка Крюгера — уже объявила о том, что на период проведения чемпионата мира по футболу все номера в его гостиницах раскуплены.

Главное требование при въезде в «Парк львов» — ни при каких обстоятельствах не покидать своего автомобиля

В «Парк львов» в часе езды от Йоханнесбурга мы с друзьями отправились на машине. Главное требование при въезде в заповедник — ни при каких обстоятельствах не покидать своего автомобиля. На территории парка без всяких ограждений обитают десятки царей зверей, в том числе и редчайшие белые львы. В парке можно пообщаться и с маленькими львятами, содержащимися в специальном вольере.

Обслуживают туристов два африканца: один подает мыло, чтобы под рукомойником тщательно помыли руки (перед кормлением жирафов), другой — бумажную салфетку. Здесь же можно приобрести шкуры и чучела диких животных со специальной лицензией на вывоз из страны, а также различные сувениры. Правда, на обычных африканских базарах те же подарки будут стоить значительно дешевле.

За покупками зажиточная часть населения отправляется в торговые центры. Здесь украинских женщин наверняка заинтересовали бы натуральные кремы на основе экзотических папайи, манго, авокадо и даже баобаба.

Наши сограждане не остались бы равнодушными и к знаменитым южноафриканским винам (отдельная тема — специальные туристические маршруты по винным погребам ЮАР). Цены за бутылку стартуют от 19 рандов. Вино по будням продается лишь до восьми часов вечера, в субботу — до пяти, а воскресенье — выходной. Более крепкие напитки можно найти лишь в специализированных магазинах.

Цены на мясо значительно ниже наших: килограмм говядины или свинины можно купить за 30-40 рандов. Недорого стоят экзотические фрукты и овощи: папайя или манго — шесть рандов за плод, авокадо — 15 рандов за килограмм.

Кухня Южной Африки — смесь африканской, индийской, малайской и голландской кулинарных традиций. Местные жители обожают билтонг — вяленое мясо, которое продается на каждом углу, но европейцу с непривычки его лучше не пробовать — слишком острое. Очень популярны и недорогие морепродукты: деликатесные в Европе устрицы в тамошнем ресторане стоят около 10 рандов за штуку. Вполне доступно по цене и другое экзотическое блюдо — мясо страуса. А вот яичницу из страусиного яйца отведать непросто: ее приготовление занимает около двух часов. Зато полые страусиные яйца африканцы расписывают примерно так же, как украинцы — писанки. Стоят такие шедевры от 350 рандов.