Культура и искусство

Марьяна Кружкова: "Некоторые коллекционеры бессовестно обманывали Сигалова, подсовывая подделки"

8:00 — 15 июня 2016 eye 1792

В Киевском национальном музее русского искусства открылась выставка, посвященная 30-летию передачи коллекции, собранной известным педиатром Давидом Сигаловым

— Киевский педиатр Давид Сигалов начал коллекционировать живопись в молодости, — говорит ведущий научный сотрудник Киевского национального музея русского искусства Марьяна Кружкова. — К сожалению, все работы, которые он собрал до войны, исчезли во время оккупации Киева гитлеровцами. Так что после возвращения из эвакуации Давиду Лазаревичу пришлось начинать все заново. Он стал поддерживать контакты с нашим музеем в конце 1950-х: советовался по поводу тех или иных работ, предоставлял произведения для выставок, кое-что преподносил в дар. Давид Лазаревич говорил, что в конце концов все, что он собрал за многие годы, перейдет музею. Сигалов ушел из жизни в 1985-м в возрасте 89 лет. А в следующем году его коллекция официально перешла нам.


*Марьяна Кружкова: «Сигалов увлекался живописью Серебряного века». Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

Мне доводилось бывать в гостях у доктора Сигалова. Он жил вместе со своей сестрой в центре столицы на улице Михайловской (тогда, в советские годы, она называлась улицей Парижской Коммуны). Его двухкомнатная квартира напоминала музей — стены были увешаны картинами, гравюрами… В преклонном возрасте Давиду Лазаревичу пришлось ухаживать за сестрой — из-за болезни она слегла. Меня поразило, до чего ухоженной была эта женщина — всегда опрятно одета, причесана, постель белоснежная. Сам Давид Сигалов одевался скромно, даже бедно. Думаю, зарабатывал он по советским меркам очень даже неплохо, ведь был известным в Киеве педиатром. Но на себя тратил мизер — все шло на пополнение коллекции.

Его увлечением была живопись Серебряного века (его расцвет пришелся на конец XIX — начало ХХ столетия): работы Врубеля, Бенуа, Сарьяна, Кустодиева… Самым любимым художником того периода для Сигалова была участница художественного объединения «Мир искусства» Зинаида Серебрякова — коллекционер ее просто боготворил. Она создала в своих работах прекрасный, чуждый повседневной рутине поэтический мир. Серебрякова родилась и выросла на Харьковщине — там у ее семьи было имение. Художница проводила в нем много времени и когда вышла замуж. Ее муж Борис, инженер, умер от тифа во время гражданской войны. Серебрякова осталась с четырьмя детьми и больной матерью. В 1924 году ей удалось уехать с детьми Париж. Жилось ей во Франции не слишком хорошо — там мало кто интересовался ее творчеством, тогда как дома художница была известной и любимой. Кстати, мы поддерживали контакты с одной из ее дочерей, Татьяной — она подарила нашему музею две работы Зинаиды Серебряковой.

В СССР искусство Серебряного века считалась чуждым, буржуазным, упадническим. Не удивительно, что в фондах нашего музея оно было представлено не очень широко. Дар Давида Сигалова позволил заполнить этот пробел.


*В коллекции Давида Сигалова, был автопортрет его любимой художницы Зинаиды Серебряковой

— Давид Лазаревич был женат?

— У него дома на столе стояла фотография молодой девушки в наряде начала прошлого века. Мы никогда не спрашивали, кто эта прекрасная незнакомка. Скорее всего, она была юношеской любовью Сигалова. Знаю, что в него влюблялись немало женщин — еще бы, видный, прекрасно воспитанный, образованный. Однако он так ни на ком и не женился. Детей у него не было.

— Сигалов бы потомственным врачом?

— Нет. Он родился в обеспеченной семье в городе Переяславе Полтавской губернии. Ему, еврейскому мальчику, удалось окончить гимназию с золотой медалью. Насколько это было в те времена трудно, мы знаем из воспоминаний писателя Михаила Булгакова. Он рассказал о реальной истории, которая произошла в киевской гимназии: шестеро учеников-евреев шли на золотые медали. Их товарищи понимали, что если претендентов на эти награды окажется в избытке, то начальство отдаст медали прежде всего православным. Поэтому другие отличники намеренно провалили те или иные экзамены. Так все шестеро еврейских юношей стали золотыми медалистами.

Так вот, после окончания гимназии в 1912 году Давид Сигалов как первый ученик поступил в Киевский университет на медицинский факультет. По каким-то причинам втайне от родителей решил тут же перевестись на юридический. Отец узнал об этом и примчался в Киев: он мечтал, чтобы сын стал врачом, хорошо зарабатывал, имел свой дом. Аргументы отца подействовали, и Давид успел вернуться на медицинский (переходы с факультета на факультет разрешались новоиспеченным студентам в течение первого месяца учебы).

В 1916 году, в разгар Первой мировой войны, Сигалова призвали в армию — он стал полковым врачом. На фронте заболел тифом. После лечения Давида демобилизовали. В стране был голод, не хватало лекарств, вакцин. На этом фоне резко возросла заболеваемость, особенно среди детей. Сигалов стал лечить малышей. Однако в 1919 году у него самого развилась тяжелая форма туберкулеза. Врач, к которому обратился Давид, огорошил: мол, помочь невозможно, жить молодому человеку осталось считаные дни. Давид поехал умирать на родину, в Переяслав. «По дороге украли меховую шапку, — вспоминал Сигалов. — Но зимний воздух, несмотря на огорчение от утраты, вдруг принес облегчение. И я понял: если дам больше кислорода легким — и больному, и уцелевшему, — быть может, одолею недуг». Приехав к отцу, Давид вместо того, чтобы лежать в постели, подолгу гулял на природе. К счастью, молодой организм сумел справиться со смертельно опасным недугом. Вера в чудодейственную силу свежего воздуха осталась у Сигалова на всю жизнь. Когда он приходил на вызов к очередному больному ребенку и видел, что окна наглухо закрыты, неизменно требовал их распахнуть.

В Киев Давид вернулся в 1924 году и вскоре завоевал репутацию очень грамотного педиатра. Его пригласили работать на кафедру детских болезней Института усовершенствования врачей. Когда началась война, Сигалова отправили в эвакуацию вместе с детскими домами Киева в Пензенскую область.

— Коллекционер не пытался забрать с собой наиболее ценные картины?

— Это было невозможно. Моя мама (в 1941 году она была студенткой) рассказывала, что из Киева организованно вывозили далеко не всех: в первую очередь отправляли оборонные предприятия и их работников. Остальные киевляне спасались кто как мог. Люди на лодках переправлялись на левый берег Днепра под постоянными бомбежками гитлеровской авиации. Множество мирных жителей тогда погибли.

Сигалов взял самые необходимые вещи, а коллекцию оставил на попечение домработницы. То ли она продала картины, чтобы выжить, то ли квартиру кто-то ограбил, не известно. Как бы там ни было, когда в 1944 году по вызову Министерства здравоохранения Украинской ССР Давид Лазаревич вернулся в Киев, ничего из собранной им коллекции не осталось.

— Как он пополнял коллекцию?

— В те годы многое можно было приобрести в комиссионных магазинах. Кстати, там продавались и произведения, которые государство конфисковало у арестованных людей. Многое Сигалов приобрел у других коллекционеров.

— Советское государство коллекционеров не очень-то жаловало. Из-за этого у Сигалова возникали проблемы?

— Насколько я знаю, нет. Ведь он был очень известным врачом. Когда в конце 1970-х Министерство культуры потребовало от музеев описать все частные коллекции, многие коллекционеры отвернулись от музейщиков — испугались, что у них все отнимут. А Давид Лазаревич продолжил дружить с нами. Примерно в то время в его доме прорвало трубу. Он позвонил в наш музей: выручайте. Сотрудники помчались спасать коллекцию — эвакуировали картины, помогли убраться в доме.

Знаете, когда Сигалов дожил до преклонного возраста, некоторые коллекционеры стали бессовестно обманывать его: выманивали ценные работы, подсовывая взамен подделки, предлагали купить сомнительные вещи. Давид Лазаревич обращался к нам за экспертной оценкой. Но бывало так: говорим ему, что вас пытаются обвести вокруг пальца, а он все равно совершает обмен или покупку. Неудивительно, что из более 300 произведений в его коллекции треть оказались неподлинными.


*В советские годы Давид Лазаревич был одним из самых известных киевских педиатров

P. S. Сегодня, 15 июня, в Киеве начинается Неделя искусств (Kyiv Art Week), в рамках которой пройдут выставки в ведущих галереях столицы, арт-ярмарки, концерты, перформансы, конференции, светские вечеринки. Впервые в Киеве представит работы Национальная галерея современного искусства Грузии. В галерее D12 пройдет выставка частных коллекций, в том числе произведений из собрания Игоря Воронова, которого журнал «Форбс» поставил на первое место среди 30 крупнейших украинских коллекционеров. Из его собрания планируется показать, в частности, бронзовый гарнитур выдающегося скульптора ХХ века из Швейцарии Диего Джакометти (портрет которого, кстати, изображен на купюре 100 швейцарских франков). Стоимость работ этого мастера на аукционах «Кристис» и «Сотбис» колеблется от 500 тысяч до полутора миллионов долларов. В Киеве Неделя искусств проводится впервые.