Наша газета продолжает публиковать отрывки из писем воинов и их родных. Это обычные послания друзьям, родным, любимым и вместе с тем — слепки современной истории. На странице «Полевой почты «ФАКТОВ» вы сможете разместить и объявление о розыске пропавшего родного человека или отблагодарить встреченных на фронте врачей, медсестер, волонтеров, других добрых людей.
Предыдущий выпуск рубрики «Полевая почта «ФАКТОВ» читайте здесь
На Донбасс подразделение Юры отправили где-то в июле 2014 года. Милиционеры знали, что им предстоит охранять блокпосты, следить за соблюдением общественного порядка на территории, освобожденной украинской армией от сепаратистов. Но никто не подозревал, что путинские наемники и российские военные устроят под Иловайском такую подлость и мясорубку. Последний раз Юра звонил родителям 28 августа. С тех пор его телефон молчит.
Мне больно смотреть на маму Юры, которая работает в нашей школе уборщицей, и его младшего брата Ивана, он в свое время был моим учеником. В их глазах такая горечь… Хорошо знаю эту семью. Прекрасные люди, труженики. Отец Юры — инструктор вождения в межшкольном учебном комбинате, учит детей водить грузовики. Сын тоже научился водить машину. Юра с детства был самостоятельным мальчиком. После девяти классов окончил в Коломые политехнический колледж. Будучи поборником справедливости и порядка, пошел служить в милицию. Мечтал стать офицером, получить высшее юридическое образование, завести семью, детей. Но где он сейчас — никто не может сказать. Куда только не обращались родители… Вроде бы совпал тест ДНК. Но мы все верим, что Юра жив. Несколько ясновидящих, которые не знают друг друга и живут в разных местах, заявили то же самое. Вроде бы Юру где-то в подвале держат.
Звонили нам, разумеется, и аферисты. Требовали положить деньги на телефон. Мы сообщили номер в СБУ. Не знаем, вычислили их или нет, но звонки прекратились.
Может, эти строки прочтет человек, которому действительно что-либо известно о Юриной судьбе. Звоните (063) 459−23−57.
Михаил Климьюк, директор Яблунивской школы, друг семьи Косовчичей.
Косовский район, Ивано-Франковская область
Важный вопрос о значении волонтерства сейчас. Написал мне командир батальона, известный всей стране кадровый офицер, человек интеллектуальный и совестливый:
«З самого початку волонтерство в Українi показало, наскiльки єдинi армiя та народ, показало, що ми можемо все. Але зараз iснування волонтерства в тому виглядi, як воно є, — це свiдчення слабкостi та беззубостi держави.
Я знаю, що є волонтери, якi розумiють, що давно вже треба було б припинити допомагати армiї матерiально, а саме: закуповувати рiзнi засоби та обладнання. Натомiсть є й такi, що не можуть нiяк припинити це робити. Краще б зiбранi кошти людей використовували для допомоги пораненим. Третiй рiк iде. А в армiї досі просять усе, як i на початку вiйни. Доки волонтери будуть давати все, навiть те, що закуповує та постачає армiї держава, доти армiя сама не дасть. Я впевнений, що, користуючись наявнiстю волонтерської допомоги, списуються величезнi суми коштiв. Це не вирiшення проблеми. Це створення iншої проблеми.
Я спiлкуюся з багатьма волонтерами, вони не можуть цю тему пiдняти. Бо їх звалюють iншi волонтери. Ну, а нам, вiйськовим, ви знаєте, як зручно. Не треба списувати нiчого, попросив — привезли. Зручно".
Ну что ж, напишу. Я согласен с этим мнением. Считаю, что обществу пора пересмотреть отношение к помощи нашим воинам. Любая волонтерская помощь должна обязательно легализовываться и ставиться на учет в части. Поставлять надо только то, что государство не предусмотрело. При этом нормы обеспечения и то, чем обеспечена часть от государства, командиры должны волонтерам честно показывать и обеспечивать их выполнение. Волонтер уже не может работать просто как курьерская служба, волонтер должен стать частью системы гражданского контроля за состоянием дел в силовых структурах. Помогая нашим воинам, надо помогать изменить страну и заставить государство выполнять свои функции в полном объеме. Другого пути нет. Вернее, любой другой путь — это большая ошибка.
Юрий Бутусов, журналист, взято из «Фейсбука»
Где вы сегодня?
Где вы сегодня, чтители Клиберна,
Элвиса Пресли и ранней Таганки?..
Ваша страна, сущность мерзкую вывернув,
Тащит в Донбасс отморозков и танки!
Где эти юноши, певшие Галича
И от Хрущева Манеж заслонившие?
Нешто вы все поразбиты параличом?
Или всё в прошлом, и вы уже «бывшие»?
Где эти девушки с песнями Визбора,
Ночи стоявшие в кассы Вахтангова?
Путь сатанинский страна ваша выбрала
И в Украину поехала танками!
Где вы, ценители Бакста и Рушевой,
Хармса, Синявского, Тэффи и Грина?
Всё это в Грозном с Цхинвали разрушено…
Танком раздавлено… взятием Крыма…
Вы ли гордились тогда самиздатом,
Пряча в матрасах страницы «МетрОполя»?
Что ж вы молчите? Ведь ваши солдаты
Прут в Украину звериными толпами!
Стоило слушать ночами Высоцкого,
В желтых тонах рисовать субмарину,
Чтобы взрастить поколение скотское
И созерцать, как бомбят Украину?
Стоило слушать Миллера Гленна
И обсуждать делово Мураками?
…Друг мой вернулся из русского плена,
Где был избит и затоптан ногами.
Стоило слушать музыку Шнитке,
Мудро стоя у тарковских зеркал,
Если вернулись доносы и пытки,
Сталин, война и «пойдешь на подвал»?
Татьяна Малахова, киевский поэт, журналист
«Как прошли ваши праздничные выходные на море?
Я тоже там был, только намного левее, в поселке Бердянское, что всего в двух километрах от линии боевых действий. Это единственный пейзажный уголок войны, куда не ступала моя нога.
Несмотря на близость военного театра, в партере было тихо. Мне врезался в память один из малозаселенных уголков. Легкий морской бриз после штормового ветра, куча расклеенных объявлений о сдаче жилья в аренду, отсутствие шумных заведений и практически пустой пляж, на котором коротают время немногочисленные местные жители и охлаждаются военные после наряда.
Совсем недавно в поселке впервые за долгие годы открылся магазин. Внешний вид моментально радует глаз: голубая крыша и желтые стены. «Уже есть где внукам мороженое купить», — говорит старожил, которого приехали проведать дети.
«Сынок, ничего нового тебе не расскажу. Живем мы, как и все прифронтовики. Днем справляемся по хозяйству, заготавливаем продукты на зиму, вечера коротаем у входа в подвал. Частенько прилетает на наши улицы. Ты и сам все видишь», — сетует мужчина.
Да, раньше небольшой поселок был популярным среди отдыхающих, а рельефные склоны расцвечивались палатками «дикарей». А сейчас, если бы не природа, глазу не на чем остановиться. Заколоченные окна туристических баз, разрушенные особняки на берегу моря, бесконечно ремонтирующиеся дома местных жителей. И — одинокие не разорвавшиеся снаряды совсем близко от них.
Тем временем в Широкино неспокойно. Практически каждый вечер сепары норовят подобраться к украинским позициям, но ничего у них не выходит. Вместе с нашими героями несут службу три тепловизора. Не так давно они помогли обнаружить диверсионную группу. Чем все закончилось, расскажу и покажу вам в следующем репортаже с передовой.
А пока вы будете проводить очередные выходные после тяжелой работы, помните, что у нас война, и труд ребят на ней — бесценен".
Андрей Рымарук, волонтер, демобилизованный
«Мой друг — волонтер. Недавно он был травмирован в зоне АТО, получил инвалидность. Предусматривает ли украинское законодательство в таких случаях помощь от государства?»
Светлана Федорчук, Одесса
Как сообщили «ФАКТАМ» во Всеукраинском центре содействия участникам АТО, сейчас действие Порядка назначения и выплаты единовременной денежной помощи в случае гибели (смерти) или инвалидности некоторых категорий лиц в соответствии с Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (Постановление Кабинета министров № 336 от 29 апреля 2016 года) распространяется также на волонтеров и добровольцев.
В частности, единовременная помощь будет назначаться военнослужащим, волонтерам, добровольцам, работникам предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались к обеспечению проведения антитеррористической операции и стали инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, а также членам семей лиц, погибших во время участия в АТО.
Решение о назначении единовременной денежной помощи принимает соответствующая межведомственная комиссия при Государственной службе по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции.
Единовременное пособие назначается и выплачивается в размере 500-кратного прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц. С 1 мая по 31 ноября 2016 года этот прожиточный минимум составляет одну тысячу 450 гривен. Следовательно, в случае гибели военнослужащего, военнообязанного или резервиста, а теперь и волонтера, добровольца или работника, участвующего в обеспечении проведения АТО, помощь составит 725 тысяч гривен. Ранее — 609 тысяч гривен.
В случае установления инвалидности I группы перечисленным категориям граждан полагается выплата 250-кратного прожиточного минимума для трудоспособных лиц (на дату установления инвалидности). Поскольку прожиточный минимум в стране периодически повышается, то и сумма выплаты будет варьироваться: от 365 тысяч 500 гривен и выше. Тем, кто получил II группу инвалидности, выплатят 200-кратную сумму прожиточного минимума (от 290 тысяч гривен), а для инвалидов III группы предусмотрен 150-кратный размер выплаты (217 тысяч 500 гривен).
Дорогие читатели!
Ваши письма, вопросы, поздравления и рисунки мы ждем по адресу: 4 116 Киев, улица Ванды Василевской, 27/29, редакция газеты «ФАКТЫ» с пометкой «Полевая почта» и по электронному адресу tolik.gavrish@fakty.ua
На странице «Полевая почта «ФАКТОВ» вы можете поздравить с днем рождения своего друга, побратима, сослуживца, маму, сына, брата, жену или другого близкого человека и заказать для него любимую песню. А прослушать эту песню можно будет на нашем сайте.
Пишите нам по адресу: 4 116 Киев, улица Ванды Василевской, 27/29 или по электронному адресу referent@fakty.ua