Известные люди продолжают рассказывать «ФАКТАМ», как переживают кризис
Один иностранец, проживший в Киеве около четырех лет, как-то сказал мне, что многие люди у нас хотят работать, как при социализме, а зарабатывать, как при капитализме. Я убеждалась в этом не единожды. В субботу хотела сдать в сервисный центр соковыжималку, но уже в 11. 30 он оказался закрыт, хотя должен работать до 14. 00.
Отправилась в один из известных супермаркетов, а там все шкафчики для вещей оказались без ключей. Охранник предложил мне оставить пакеты в незакрытой ячейке, как это делало большинство покупателей. Нести ответственность за мои вещи он, естественно, отказался, а пройти в зал с вещами не разрешил. Когда я сказала, что вынуждена уйти без покупок, мне в магазине ответили: «Ну и уходите». Проблема с ключиком от ячейки решилась мгновенно, как только я сделала запись в книге жалоб с указанием должностей и имен сотрудников, не желавших мне помочь, и вызвала менеджера по залу.
Несмотря на кризис, в Киеве еще немало заведений, где абсолютно не дорожат клиентами и работой. Интересно, а как относятся к своей работе наши известные соотечественники и как они ощутили на себе кризис?
- Когда все было хорошо, имелись деньги — друзья были рядом, — говорит известный футболист Владислав Ващук. — Сегодня же я оказался один на один с проблемами в своем бизнесе. Нужно отдавать кредиты. В кризис проявилась сущность друзей — их стало меньше.
- Какой у вас бизнес?
- Есть рекламный, есть ресторанный и еще ряд.
- Проблемы с банками имели?
- К счастью, нет. Процентную ставку на кредит мне не подняли. Депозиты забирать не пришлось — их у меня не было, я все вкладывал в бизнес.
- Как экономите?
- Кушаю в своих ресторанах — вот и вся экономия.
- Где отдыхали летом?
- В Крыму. Не я, а семья — Маргарита (Маргарита Сичкарь — известный ресторатор. — Авт. ), дети.
- Какие-то серьезные покупки в последнее время делали?
- Наоборот, даже продал один из автомобилей. Хочу продать и квартиру на проспекте Победы, чтобы быстрее разобраться с кредитами. Мы ведь живем в частном доме.
- У вас есть антипессимистический рецепт?
- Нужно больше общаться с друзьями. Некоторые из них в сложный момент отворачиваются, но, к счастью, большинство готовы в трудную минуту прийти на помощь. Вместе всегда легче находить выход. Но я не только выход ищу, а стараюсь идти в своих проектах дальше, развивать бизнес.
- А что на футбольном поприще?
- Некоторое время был без контракта. Сейчас тренируюсь с одесским «Черноморцем».
- Без контракта из-за кризиса?
- Можно и так сказать.
- Доходы известных игроков упали?
- В некоторых клубах контракты постепенно пересматриваются.
- В худшую для игроков сторону?
- Конечно.
- На чем экономят клубы?
- На переездах. Если раньше команды летали на матчи самолетами, то теперь все чаще добираются до места назначения автобусами, поездами. Если раньше можно было приехать в город за сутки до игры, то теперь — в день матча. Экономят и на классе отелей.
- В кризисе, как вы считаете, что-то положительное есть?
- Это прежде всего время переосмыслений. Люди тратили больше, чем зарабатывали. Знаю тех, кто покупал в магазинах полностью новую коллекцию одежды. Теперь выбирают из нее несколько вещей. Раньше все стремились вкладывать в недвижимость, в землю, сейчас этого уже никто не делает. Жизнь заставляет людей становиться реалистами.
- На чем-то экономите?
- Конечно, семейный бюджет пересмотрели. В конце лета — начале осени можно меньше есть мяса и дорогой рыбы, больше — овощей. Хотя овощи овощам рознь. Я, например, не покупаю большие, яркие, блестящие помидоры и яблоки. Они ненатуральные и при этом дорогие. Беру все у бабулек, которые выращивают овощи и фрукты у себя на огороде и в саду. И полезно, и намного дешевле.
Что касается одежды, то недавно прошлась по киевским бутикам и обнаружила, что одну и ту же вещь можно найти по совершенно разной цене. В одном магазине цена брэндовой вещи пять тысяч гривен, а в другом — полторы тысячи. Есть разница?
- Как же ее объяснить?
- Аренда магазина в центре столицы и на окраине стоит абсолютно по-разному. Поэтому, покупая вещь в центре, вы заплатите значительно дороже. Если бутик расположен в помещении, принадлежащем самому владельцу, цены там гораздо ниже, нежели в арендуемом. Так что прежде чем что-то купить, походите по магазинам, сравните цены.
- Куда вы деваете одежду, которая вам не подходит?
- Раздаю родственникам. Я похудела на 12 килограммов, и гардероб пришлось пересмотреть. То, что мне стало велико, родные берут с удовольствием — у меня вещи хорошие, брэндовые, и ношу одежду я очень аккуратно.
- Подорожали и услуги в салонах красоты: сделать стрижку, маникюр, педикюр теперь недешево
- Если для покраски волос используются импортные краски, это еще как-то объяснимо. Но когда бесконтрольно повышают цены на обслуживание, то это абсолютно неприемлемо! Как экономить на салонах и дорогих косметических средствах? Вместо импортных сывороток для умывания можно использовать капустный сок. Маски можно делать ягодные, со сливками, творожные с медом
- Многие люди сейчас в депрессии. У вас есть рецепт против пессимизма?
- Я общаюсь с друзьями детей, они говорят, что работу найти сейчас очень трудно. Предлагаются мизерные зарплаты, на которые невозможно жить. Поэтому молодежь уезжает за границу и там находит применение своим талантам. Это печально Но не следует впадать в отчаяние. Если уж совсем ничего не ладится, нужно сесть в кругу семьи и подумать, что можно сделать. Отчаяние вносит панику в душу и души рядом с тобой живущих. Проблемы надо решать, как говорится, без нервов, спокойно. Тогда все получится.
- А вы не пробовали представиться в банке? Может быть, вам и отдали бы
- Честно говоря, никогда не пользуюсь служебным положением. К тому же все равно вклад обесценен практически в два раза. Снимать деньги и переводить их в валюту по нынешнему курсу — в этом нет никакого смысла. Хранить дома — тоже.
- Вы занимаетесь политическим прогнозированием. Можете предсказать, как кризис будет развиваться в Украине дальше?
- Думаю, грядет вторая его волна, и она будет еще тяжелее, чем первая. К сожалению, правительство не разработало антикризисную программу: не введены энергосберегающие технологии, о которых так много говорилось, не переосмыслена структура отечественного производства. Берутся кредиты, и мы пока их только проедаем. Но приближается время, когда их нужно будет отдавать. Мне кажется, тогда-то и начнется вторая волна кризиса.
- Как же в этой ситуации лучше всего сориентироваться людям, как спасти свои сбережения?
- Такого рода советы должны давать профессиональные финансисты, так что это вопрос к Соросу (улыбается). А я политолог. Знаю, что для денег лучше всего стабильность, знаю, как достигнуть ее, но не имею представления, как сохранить деньги в условиях нестабильности. А в ближайший год стабильности у нас в стране не ожидается.
- Печально Вы на чем-то экономите?
- В последнее время больше стал ездить общественным транспортом, потому что бензин дорогой. В спорткомплекс, например, добираюсь только на метро.
- За границей отдыхали нынешним летом?
- Пока нет. Хотел бы посетить Италию — хотя бы дня три-четыре походить по итальянским музеям.
- Какой кризис, с вашей точки зрения, страшнее — нынешний или 1990-х годов?
- Думаю, все-таки прошлый. Он научил наш народ выживать в любых условиях.
- Как вы преодолеваете пессимистическое настроение?
- От негативных мыслей отвлекают музыка, кино и простые житейские радости — рыбалка, подводное плавание.
- Ваши доходы в связи с кризисом упали?
- Конечно. Продаж картин стало меньше.
- На тематике и тональности ваших картин кризис отразился?
- Буквального отражения нет, я же не стенгазету рисую. Да и не сейчас этот кризис начался. О том, что он будет, я знал еще два года назад, когда на художественном рынке началась настоящая покупательская истерика.
- Продавая картину современного художника, галерист часто имеет доход намного выше, чем художник, создавший произведение искусства. С вашей точки зрения, это справедливо?
- Это нормально только в том случае, если галерист раскручивает совершенно никому не известного молодого художника, презентует его работы на мировых аукционах, международных ярмарках, то есть вкладывает в его продвижение большие деньги. Украинские же галеристы в основном берут готовые, раскрученные 20 лет назад имена и вытаскивают из-под них «последнее одеяло». Это совершенно патологическая ситуация. Уверен, что через год закроется немало галерей, которые под словом «арт-бизнес» понимают «лохотрон».