Клуб потребителей

Кабмин собирается запретить шипованные шины и осложнить процесс установки газобаллонного оборудования на авто

8:45 — 7 июля 2016 eye 3504

Как уже сообщали «ФАКТЫ», Кабинет министров Украины разработал и подал в Верховную Раду законопроект, предусматривающий возвращение обязательного техосмотра. Однако в этом весьма обширном документе затрагиваются и другие аспекты автомобильной сферы нашей страны. Предлагаемые нововведения уже вызвали волну критики в среде автомобильных экспертов. Внимательно изучив заложенные в проекте закона новшества, расскажем об остальных, не менее интересных, а порой и весьма спорных, идеях украинского правительства.

Так, законопроект требует запретить использование шипованных шин на всех дорогах, кроме маршрутов, заранее определенных органами местного самоуправления с учетом дорожно-климатических условий, при которых безопасность дорожного движения невозможно обеспечить с применением других средств противоскольжения.

Может, в Кабмине считают, что весной асфальт с украинских дорог сходит вместе со снегом именно из-за массового использования нашими автомобилистами шипованной резины, но мы-то знаем причину. Справедливости ради отметим, что в некоторых странах Евросоюза запрещено использовать шипованную резину, кроме шин с количеством шипов не более 50 штук на метр качения (производители давно доказали, что в таком исполнении «шиповка» не портит дорожное покрытие). Наши же законодатели решили не заморачиваться и рубанули, что называется, с плеча.

Естественно, шинные специалисты негативно оценивают такое нововведение. Руководитель отдела продаж легковых шин Goodyear Dunlop Tires Ukraine Игорь Перепелкин заявил, что актуальность и полезность этой инициативы в Украине вызывает сомнения:

— Во-первых, доля шипованных шин в общей массе колеблется от 7 до 10 процентов, во-вторых, основная группа пользователей «шиповки» применяет эти шины для улучшения проходимости автомобилей в агрессивных зимних условиях (за городом, на региональных и грунтовых дорогах, где это действительно необходимо). Поэтому негативные последствия от использования шипованных покрышек несравнимо меньше, чем та безопасность вождения, которую они обеспечивают зимой. Более того, далеко не все шипованные шины наносят существенный вред дорожному покрытию.

Долгие годы автомобильные эксперты, беспокоясь о безопасности движения, настаивают на обязательном использовании резины по сезону. Максимум, чего удалось добиться — внесения в 2013 году в Правила дорожного движения небольшого уточнения, что в случае постоянной эксплуатации транспортного средства на дорогах со скользкой проезжей частью рекомендуется использовать шины, соответствующие ее состоянию. Довольно размытое пожелание.

Законопроект № 4683 предлагает ввести вполне четкие требования как к самим шинам, так и к периоду их использования. В частности, документом устанавливаются сроки зимнего сезона. Он начинается, если в течение семи суток держится температура ниже плюс 5 градусов, но не позднее 30 ноября, и заканчивается, когда в течение семи суток стоит температура выше плюс 5, но не позднее 31 марта. Эксплуатировать транспорт в зимний период на дорогах с твердым покрытием предписано исключительно с применением зимних или всесезонных шин, а замену резины производить с учетом сезонности в течение 20 дней со дня окончания соответствующего периода.

Видимо, в подготовке законопроекта принимали участие практичные люди, внесшие в него требование «докатывать» летом изношенную зимнюю резину до полного использования ресурса — при отсутствии шипов и остаточной высоте протектора не более 3 миллиметров.

Упомянутым проектом также предлагается по-новому изложить статью 32 Закона «О дорожном движении», касающуюся требований к переоборудованию транспорта. Теперь она звучит так: «Запрещается переоборудование транспортного средства без согласия производителя транспортных средств и их составных частей без документа о технической возможности и условиях безопасного переоборудования ТС, выданного специально уполномоченной на это Кабинетом министров Украины организацией…»

Если изменения будут приняты в таком виде, пострадают не только рядовые автомобилисты, но и отечественные компании, поставляющие и устанавливающие газобаллонное оборудование (ГБО). Ведь законно получить разрешение на установку ГБО будет практически невозможно. Где автопроизводитель — а где владелец иномарки! Специалисты отечественного рынка ГБО утверждают, что в странах Евросоюза таких требований нет. По словам директора компании «Мотор Газ» Романа Матвеева, уже около десяти лет сотрудничающего с европейскими производителями газобаллонного оборудования, ни в Польше, ни в Нидерландах, ни в Германии никто не согласовывает установку ГБО с производителем автомобиля. Достаточно того, что оборудование отвечает европейским директивам и изготовлено на производстве, сертифицированном в соответствии с требованиями ISO-9001. Если эти условия соблюдены, ГБО разрешено ставить на любой автомобиль.

Можно предположить, что регулирование в Украине процесса установки газобаллонного оборудования — это просто лоббирование чьих-то интересов. Однако генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что в законопроект вкралась ошибка.

— Запрещать переоборудование автомобилей на ГБО никто не будет, — заявил Олег Назаренко. — Требование абсолютно бессмысленное и могло бы полностью остановить такое переоборудование. Просто-напросто в статье 32 ошибка. То есть необходимо будет иметь ИЛИ согласие производителя, ИЛИ разрешение от уполномоченной организации.

Очень хочется верить, что создавать проблемы украинским автомобилистам никто в правительстве не собирается и при доработке законопроекта в профильном комитете Верховной Рады все сомнительные предложения будут устранены.