Некоторые продавцы повышают стоимость товара, пользуясь возможностью распознать, с какого гаджета клиент зашел на их сайт
Когда разработчики сайтов интернет-торговли проговорились о том, что некоторые магазины предлагают клиентам, которые делают заказ с дорогих гаджетов, товар по более высокой цене, «ФАКТЫ» решили проверить, правда ли это. Пришлось провести небольшое расследование, и выяснилось, что торговля через всемирную паутину уже давно не так проста, как кажется на первый взгляд. Существуют специальные «продажные» программы, позволяющие отслеживать спрос на любой товар, а следовательно, и завышать на него цену, вести историю постоянного клиента и услужливо предлагать ему на различных сайтах рекламу вещей, которыми он хотя бы раз интересовался.
В Украину новое веяние — увеличивать стоимость товара для богатых людей или постоянных клиентов — пришло из Китая. Как рассказал программист Сергей Кравцов, создающий на заказ сайты и другие площадки для торговли в Сети, многие китайские интернет-магазины грешат тем, что незначительно поднимают цену потенциальному покупателю, пользующемуся iPhone.
— Существуют техническая возможность отследить, с какого устройства пользователь заходит на сайт, — пояснил Сергей Кравцов. — А дальше дело техники: автоматически включается программа, поднимающая для такого посетителя цену на любой товар. Например, владельцу iPhone кроссовки предложат купить не за 50 долларов, а за 60. Клиент может даже не заметить разницу. Для магазина же, за счет большого оборота товара, выгода ощутимая.
А поскольку по закону торговцы не обязаны осуществлять продажи по фиксированной цене, такие интернет-хитрости становятся трендом. «ФАКТЫ» решили проверить, где работает подобная схема и на какие товары и услуги в Сети распространяется. Для начала мы решили заказать телевизор в крупном раскрученном онлайн-магазине, обладающем неплохой репутацией. В качестве товара выбрали плазму японской торговой марки за 7499 гривен. Такой телевизор может заинтересовать как состоятельного человека, так и тех, кто покупает электронику в кредит. На один и тот же сайт мы зашли с редакционного компьютера, с обычного смартфона, с iPhone и дорогущего «яблочного» компьютера из последних модификаций iMac. Результат во всех случаях был один и тот же: телевизор предлагали по одинаковой цене — 7499 гривен, невзирая на гаджет, с которого производили заказ.
Неужели мы обманулись в своих ожиданиях, а программисты запустили очередную страшилку для неопытных пользователей? Однако знающие люди посоветовали с разных устройств попробовать купить билет на самолет на сайте одной из авиакомпаний, работающих в Украине. Мол, будете приятно удивлены разнообразием цен.
Куда же полететь в разгар лета? Выбираем Барселону — востребованное сейчас направление. Вылет планируем на 22 июля, для бронирования ищем самый бюджетный вариант перелета. Неразбериха начинается еще на этапе поиска сайта авиакомпании. Если пробовать бронировать авиабилет с iMac, то поисковая система выдает ссылку на единственный сайт. Цена билета из Киева до Барселоны на 22 июля здесь указана в гривнях. Перелет эконом-классом обойдется чуть дороже 7 тысяч гривен, а бизнес-класс «потянет» на 25,5 тысячи гривен. Для iPHone в поисковике выпадает тот же сайт с такими же ценами.
Однако если бронировать такой же билет на тот же день вылета с обычных компьютера и смартфона, то поисковик выдает намного больше сайтов (при этом непонятно, какой из них непосредственно принадлежит авиаком-пании, а какой является посредником). Выбираем, опять-таки, самый дешевый вариант перелета. И оказываемся на сайте, предлагающем билеты в Барселону на несколько дней — с 19 по 25 июля. Причем только эконом-класса. На 22 июля — предпочтительный день вылета — цена билета почему-то самая низкая и указана в долларах. Переводим в гривни по актуальному курсу и получаем цену на… 1698 гривен ниже предложенной обладателям престижной продукции Apple. Как видим, разница в цене на билет не в 100 гривен и не в 10 долларов, как это часто бывает на сайтах, торгующих одеждой или всякими мелочами.
Получается, что и в Украине некоторые онлайн-продавцы стали использовать в корыстных целях технические возможности, о которых наивный интернет-пользователь даже не догадывается.
— Я не буду утверждать, что все интернет-продавцы идут на уловки и нагло обманывают своих клиентов, — продолжает программист Сергей Кравцов. — Но мне доводилось по просьбе отдельных владельцев онлайн-магазинов пользоваться разработками, которые завышают цены на товар для постоянных клиентов. Логика такая: раз человек доверяет нашему ресурсу, значит, будет возвращаться на сайт снова и снова и делать покупки. Так почему не извлечь из этого выгоду? Но, как правило, в таких случаях цену накручивают минимально — 100 —200 гривен на крупный товар. Покупатель, сравнивая стоимость в других магазинах, подумает, что переплачивает за гарантию качества и безопасности товара. А продавец получает свою небольшую маржу. Но, еще раз повторюсь, так поступают не все.
— А откуда продавцы знают, что человек неоднократно делал у них покупки?
— Сейчас практически все интернет-магазины имеют возможность отслеживать своих клиентов и собирать о них информацию. Магазины попроще могут просто фиксировать каждое ваше появление на сайте и заинтересовавшие товары. А есть и возможности пошире. Например, вы в Интернете посмотрели сайт дорогого отеля в Дубае. Система тут же вас запоминает. И когда вы заходите на любой другой сайт — узнать новости, почитать онлайн книгу, да с любой целью, — на глаза первым делом попадается реклама именно этого отеля. Такая агрессивная и навязчивая реклама будет вас преследовать не день-два, а месяцы. Бывает, что в соцсети жена заходит со странички мужа на какой-нибудь сайт, продающий женскую одежду, а потом супруг полгода любуется на юбки и блузки «из последней коллекции», не понимая, почему ему так активно предлагают этот товар.
— Некоторые соцсети сами рекомендуют посетителям «отрегулировать» рекламу, исходя из своих предпочтений.
— Да, никто уже особо и не скрывает, что каждого пользователя в Сети отслеживают в первую очередь на предмет его покупательских возможностей. Существуют целые маркетинговые программы, позволяющие с помощью соцсетей тому или иному клиенту подсовывать рекламу дорогих швейцарских часов, брендовой одежды или простых побрякушек и сайтов с кулинарными рецептами. Проводятся дорогие исследования, и на основе анализа этих данных пишутся специальные программы, позволяющие максимально эффективно торговать.
Например, на сайте идет постоянный анализ информации о том, какой товар продается наиболее активно. Чем выше на него спрос, тем больше вероятность, что он подскочит в цене. А если его осталось на складе мало, цена точно поднимется. Иногда это случается в течение считаных часов. Бывает, человек несколько недель присматривает себе, скажем, пылесос. Его интересует сначала цена, потом модель. Он методично переходит с сайта на сайт, сравнивает стоимость и определяется с покупкой. И вдруг «волшебным образом» цена именно на интересующую его модель возрастает… Не исключаю, что в будущем появятся программы, способные предугадывать желания покупателей. Ну, а если серьезно, лично я для онлайн-покупок пользуюсь примитивным кнопочным смартфоном с доступом в Интернет.
Советы потребителям
- Если вы не хотите, чтобы вас обманывали хитрые онлайн-продавцы, заходите на сайты интернет-магазинов, не авторизируясь. Для этого в своем браузере выставьте настройки анонимности. Но на тех сайтах, где для покупки товара или услуги необходимо указывать свои данные (например, при онлайн-продаже авиабилетов), такой номер не пройдет. И чтобы снизить риск стать жертвой обмана, вы можете разве что принципиально отказаться от приобретения билетов через Интернет.
- Прежде чем что-то покупать, стоит зайти на специальные сайты, где аккумулируются все цены на товары (как правило, от низкой к высокой). Но если самый дешевый товар предлагают на сайте, не вызывающем доверия, лучше отказаться от покупки и заказать необходимую вещь на проверенном ресурсе. Кстати, независимо от того, в каком магазине вы собираетесь отовариться, перед покупкой всегда уточняйте стоимость вещи. Сейчас из-за колебаний курса валют или из-за повышенного спроса на товар его цена может резко возрасти.
- Тем, кто хочет быть в курсе скидок и акций, желательно подписаться на новости из интересующего вас интернет-магазина с самого обычного, не «навороченного» смартфона или планшета.
Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»