Практически все отечественные эксперты сошлись во мнении: прошедший в Польше саммит можно без преувеличения считать для Украины успешным. Нашей стране готовы предоставить столько, сколько она сможет взять
Накануне саммита — за сутки до его начала — Украину посетил Государственный секретарь США Джон Керри. Именно тогда прозвучали первые сенсации. Во время встречи с президентом Петром Порошенко глава внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов заявил, что сегодня пять стран работают над вопросом предоставления Украине летального оружия. Вашингтон готов выделить в следующем году Киеву военную помощь на 500 миллионов долларов.
Но первой страной НАТО, которая документально оформила свою готовность поставлять Украине летальное оружие, стала Польша. Соответствующий протокол был подписан во время саммита в Варшаве.
По слухам, кроме Польши, готовы поставлять нашей стране летальное оружие Великобритания и Канада. Интересно, что буквально на следующие сутки после завершения саммита в Варшаве начался визит премьер-министра Канады Джастина Трюдо. В ходе переговоров, кроме подписания важного Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и Канадой, также обсуждался ряд вопросов о военном сотрудничестве. Хотя сегодня канадские инструкторы уже тренируют украинских военных.
Саммит, несмотря на публичные заверения участников в нежелании возобновления холодной войны, прошел в достаточно жесткой тональности. Знаково, что встреча лидеров Североатлантического альянса состоялась в том же дворце, где в 1955 году был подписан Варшавский договор. Тонкий намек на то, кто именно стал победителем в холодной войне 25 лет назад.
Можно сказать, что Россия проиграла саммит Украине с сухим счетом: в заключительном заявлении были учтены все позиции, на которых настаивал президент Порошенко:
- официально признано присутствие российских Вооруженных сил на Донбассе;
- отдельно отмечено, что страны НАТО никогда не признают аннексию Крыма;
- обозначен четкий порядок выполнения Минских соглашений: сначала — решение вопросов безопасности (прекращение огня, освобождение пленных, выведение российских войск, граница) и только потом — политических вопросов (в том числе о выборах).
Отдельно следует остановиться на проблеме Минских соглашений. Их выполнение обсуждалось в формате «Большой пятерки» («Большая семерка» без Японии и Канады). То есть по факту произошло изменение нормандского формата. Теперь переговоры прошли БЕЗ участия России, но при участии США и Великобритании. Было принято решение разработать «дорожную карту» реализации Минских соглашений. Чтобы Москва не манипулировала, в этом плане все шаги четко детализированы. Кстати, продление санкций против России является составляющей данного плана.
*Дипломаты могут подтвердить: расстановка лидеров всегда имеет скрытый смысл (на фото президент Петр Порошенко находится в центре между Ангелой Меркель и Дэвидом Камероном, а также рядом с Бараком Обамой и Йенсом Столтенбергом)
Саммит НАТО, по большому счету, напугал Москву. Такой вывод можно было сделать, прочитав комментарии в соцсетях. Кремлевские боты в панике писали, что НАТО готовится к наступлению.
Похоже, в России не так уж уверены в силе собственной ядерной армии. А пропагандистский канал «Россия 24» даже побоялся выдать комментарий президента Петра Порошенко, который на вопрос о выборах на Донбассе ответил, что они пройдут только тогда, когда российский оккупант перестанет убивать украинцев и уберет свои войска с территории нашей страны.
Главным итогом саммита можно считать возвращение к политике сдерживания России. Теперь очередная перезагрузка отношений возможна только при смене режима в Кремле и при выполнении ряда условий. Ведь на слово России давно никто не верит.
Еще один итог саммита — развеян миф об «усталости от Украины». В этом нужно отдать должное украинской дипломатии и лично Петру Порошенко. Несмотря на то что Европа теряет из-за санкций около 100 миллиардов евро в год, а Франсуа Олланд и Ангела Меркель в преддверии выборов в своих странах находятся под давлением общественности, Франция и Германия остаются надежными партнерами Киева.
Можно утверждать: на саммите в Варшаве Украина получила даже больше, чем ожидали наши дипломаты, — комплексный пакет помощи от Альянса по 13 магистральным направлениям и по 40 поднаправлениям.
Сюда же стоит добавить восемь целевых трастовых фондов НАТО для помощи Украине, непосредственную работу советников НАТО в Генеральном штабе и Министерстве обороны. Кроме того, поставлен временной порог: реформы должны завершиться к 2020 году. То есть по факту Киев уже выполняет план действий по присоединению к НАТО, только называется он комплексным планом помощи.
Также необходимо упомянуть о решении Альянса расширить формат «элитного взаимодействия» на Украину. Речь идет о так называемой Программе расширенных возможностей (Enhanced Opportunities Programme within the Partnership Interoperability Initiative). На сегодня в этой программе участвуют пять стран: Швеция, Финляндия, Грузия, Иордания и Австралия. Ее цель — полная совместимость армий, то есть фактически техническая готовность уже сегодня стать членом НАТО.
Отдельно следует отметить возможное создание в Украине некой платформы противодействия гибридной войне. Данная тема невероятно интересна и Альянсу, и Украине. Более того, именно это направление может стать своеобразной «специализацией» Киева в НАТО в будущем.
Таким образом, Украине будет оказана беспрецедентная помощь: стране готовы предоставить столько, сколько она сможет взять. Об этом говорят абсолютно все члены Североатлантического альянса. Также стоит отметить, что на данном этапе речь не идет о конкретных суммах. НАТО декларирует готовность расширять помощь до таких пределов, которые способен «переварить» Киев.
Отдельной иллюстрацией результатов саммита можно назвать заключительную фотографию: украинский президент Петр Порошенко находится в центре между Ангелой Меркель и Дэвидом Камероном, а также рядом с Бараком Обамой и генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Дипломаты могут подтвердить: расстановка лидеров всегда имеет скрытый смысл, который Альянс даже не желает скрывать. В Москве, уверен, тоже умеют читать символы.