Культура и искусство

Владимиру меньшову пришлось долго уговаривать алексея баталова на роль гоши в своем фильме «москва слезам не верит»

0:00 — 11 сентября 2009 eye 699

В сентябре известный режиссер отмечает два юбилея: свое 70-летие и 30-летие выхода на экраны любимой зрителями картины

У Владимира Меньшова в этом году два юбилея. 17 сентября режиссер отметит 70-летие, а его легендарному фильму «Москва слезам не верит» недавно исполнилось 30. В столичном киноклубе собралось множество гостей, именинниками были Владимир Меньшов, Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова. Алексей Баталов не смог присутствовать на вечере, но прислал видеообращение. А когда под аплодисменты собравшихся создатели фильма разрезали огромный торт в виде сталинской высотки, «хозяин» киноклуба Эльдар Рязанов сказал: «Пусть ваша жизнь будет такой прекрасной, как судьба этого фильма!» «Приятно слышать искренние слова в честь картины, — взволнованно произнес Владимир Меньшов.  — «Москва слезам не верит» попала в какой-то нерв. Мое сердце и сердца всех ее создателей, оказалось, бьются в унисон с чем-то главным, важнейшим. Оно не описывается словами, но присутствует в нашей жизни. И мне это очень дорого!»

«Есть высшие силы, которые помогают нам»

Незадолго до юбилея нам удалось побеседовать с Владимиром Меньшовым.

- Мой жизненный опыт подсказывает: что-то вроде судьбы в нашей жизни существует, — сказал Владимир Валентинович.  — Я человек не религиозный, но чувствую, что есть какие-то высшие силы, они помогают. Хотя кому-то судьба — как попутный ветер в паруса, а кому-то — как встречный…

Москва, которую молодой Меньшов полюбил с первого взгляда, сойдя с Астраханского поезда на Павелецком вокзале, не ответила ему взаимностью. Ее пришлось завоевывать.

- Сейчас я понимаю, что все мои провалы в поступлении в школу-студию МХАТ были закономерными, — говорит режиссер.  — Сыграли роль недостаточная подготовка, провинциальность. По большому счету, я пытался втиснуться не в свой мир. Может быть, так и не избавился от провинциальности…

Окончив школу с серебряной медалью, я был почти уверен, что без труда поступлю во ВГИК. Но первая попытка оказалась неудачной. Вернулся в Астрахань, пошел работать: был матросом, токарем, шахтером в Воркуте…

- Никогда не забуду слова Владимира Валентиновича: «Думал ли я, лежа в шахтерском забое, что буду представлять свой фильм во Франции», — вспоминает актриса Ирина Муравьева.

- Улыбкой судьбы считаю поступление во ВГИК на курс Михаила Ромма, — говорит Владимир Меньшов.  — Чтобы принять меня в свою мастерскую, Ромму пришлось ввести новую форму обучения — аспирантуру при кафедре режиссуры. Первую мою учебную работу — фильм к 50-летию ВГИКа — признали слишком крамольной и решили уничтожить — смыть с пленки. Это был какой-то чиновничий перепуг! А как бы фильм сейчас пригодился к нынешнему 90-летнему юбилею ВГИКа!

Битым Меньшов оказывался не раз. Ему доставалось и от кинокритиков, и от чиновников от культуры. Но народ все его фильмы принимал…

Меньшов и Алентова какое-то время жили отдельно, но испытания только укрепили их любовь

Первый же фильм Меньшова «Розыгрыш» принес своему создателю и народную любовь, и успех. За картину о школьниках режиссер получил Государственную премию. Потом были «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби».

- В этом фильме серьезно дописывалась линия героини Гурченко Раисы Захаровны, — рассказывает Владимир Меньшов.  — В первоначальном варианте сценария она была прописана формально — разлучница, и все. Но мне хотелось сделать Раису Захаровну женщиной с биографией. И то, как герой Михайлова ойкает, тоже было придумано на площадке. В квартире Раисы Захаровны мы расставили кактусы, и Василий все время на них натыкался: «Ой! Ой!» Это форма существования в новой, для него не предназначенной жизни.

Фильм снимали в Карелии. Это было чудесное для Меньшова время, ведь ребенком он жил на севере, откуда отца потом перевели на работу в Астрахань.

- Северяне — особые люди, — говорит Меньшов.  — На севере сохранилась русскость в чистом виде. Это места, куда не дошли татаро-монголы, не смешались с нами. Снимая «Любовь и голуби», мы душой отдыхали. Все вспоминают тот период как волшебство какое-то. Я возвращался в дом, где живут герои фильма Кузякины. Это был добротный дом, нам пришлось только деревянный настил во дворе построить, как это делают в Сибири.

С Верой Алентовой Меньшов познакомился в школе-студии МХАТ. Они очень красивая пара, хотя в их отношениях был непростой период: супруги расходились и жили отдельно друг от друга. Но испытания только укрепили их любовь.

- В 1989 году, когда отмечалось десятилетие фильма «Москва слезам не верит», я пригласил Владимира Меньшова на передачу «Камера смотрит в мир», — вспоминает журналист-международник Игорь Фесуненко.  — Интервью записывали у меня дома. Помню, Владимир Валентинович как-то нервно вошел, сел. Затем спросил: «У вас есть телефон?» «Верочка, ты не волнуйся, я у журналиста Фесуненко. Сейчас поговорю и приеду», — сказал он жене по телефону. И тут же успокоился: «Все, я к вашим услугам». Когда Меньшов уехал, моя супруга сказала с горечью: «Видишь, как человек любит свою жену. Вот так надо строить семейную жизнь!»

Юлия Меньшова, дочь Веры Алентовой и Владимира Меньшова, успешная актриса, правда, снять ее в своих фильмах отец еще не успел.

- Я не отговаривал дочь от актерской профессии, — рассказывает Владимир Меньшов.  — Она старалась быть самостоятельной. У детей известных людей всегда комплексы, они все время должны доказывать и другим, и себе, что не по блату, а самостоятельно могут добиться успеха. Конечно, Юле не труднее было его добиться, чем мне. Но препятствие, когда на тебя смотрят, как на блатного, тоже надо преодолеть. Ей это удалось.

«Запруженные площади перед кинотеатрами, мешки писем — все это создавало ощущение постоянного праздника»

Когда в руки Владимира Меньшова попал сценарий Валентина Черных о судьбах трех провинциалок, он поначалу отнесся к этой истории скептически. Но потом доработал текст и начал поиск актеров. На роль Кати пробовал и Ирину Купченко, и Маргариту Терехову, на роль Гоши — и Виталия Соломина, и пробовался сам.

- Получив от Владимира Меньшова предложение сыграть слесаря Гошу, я вначале отказался, потому что в то время не хотел больше сниматься в кино, — рассказывает Алексей Баталов.  — Потом мы еще раз встретились, и Владимир Валентинович сформулировал мысль, которая мне сразу понравилась: «Физика же играл и рабочего тоже. А здесь все вместе!» Посмотрев сценарий, я понял, что требуется не чистый пролетарий, а человек со своими мыслями, чувствами, неправильными поступками. Такой рабочий выбивался из советского стандарта… В результате многие замечательные эпизоды были вырезаны из фильма, а оставшиеся подверглись критике. Например, когда я выпиваю — в плаще на голое тело…

- У меня было полное отчаяние, после выхода картины на экраны ее так ругали! — вспоминает Вера Алентова.  — Было так горько не только за себя, но и за своего несчастного мужа. Он совсем не достоин битья, которое ему устроили.

В 1980 году Американская академия киноискусства отобрала фильм «Москва слезам не верит» в числе номинантов на премию «Оскар», но Владимира Меньшова в США не пустили.

- Уже после я узнал, что на меня писались доносы, — говорит Владимир Меньшов.  — Я считался неблагонадежным и был невыездным…

Во время церемонии вручения премии «Оскар» картину Меньшова объявили «Лучшим иностранным фильмом», но за статуэткой вышел… чиновник из посольства СССР. Интриги и пакости чиновников и коллег режиссер вспоминает с иронией. В тот звездный год успех фильма «Москва слезам не верит» затмил все плохое.

- Если «Розыгрыш» был популярен больше среди молодежи, то «Москва слезам не верит» — это запруженные площади перед кинотеатрами, мешки писем со словами восторга и благодарности, — вспоминает Владимир Меньшов.  — Все это создавало постоянное ощущение праздника.

В 1981 году Меньшов второй раз стал лауреатом Государственной премии СССР.

- Счастливым себя чувствую, как правило, задним числом, — говорит Владимир Валентинович.  — Испытал подобное, когда после долгих попыток был принят в театральное училище, попал к Ромму, женился, после триумфа фильма «Москва слезам не верит». Это счастье, растянутое во времени… Сам момент счастья какой-то немного размазанный: ты боишься, чтобы ничего не сорвалось и только по прошествии лет понимаешь: это была одна из самых счастливых минут в жизни.