Культура и искусство

Анна Яблонская: "На моей руке нет линии судьбы и линии любви"

6:30 — 10 августа 2016 eye 5500

Талантливый драматург и поэт пять лет назад погибла в результате теракта в московском аэропорту. Сегодня Анне исполнилось бы 35 лет

Сейчас в столичном Театре на Левом берегу с успехом идет пьеса «Язычники», написанная одесситкой Анной Яблонской. Пять лет назад именно эту пьесу жюри журнала «Искусство кино» признало лучшей из 500 работ, присланных на конкурс. Аня летела в Москву, чтобы получить престижную премию. Сразу после приземления позвонила знакомым из самолета, а потом связь с ней пропала. Торжественную церемонию ради нее задержали — ждали, что вот-вот примчится. Но девушки уже не было в живых… Анна Яблонская погибла в аэропорту «Домодедово» от взрыва, вызванного террористом-смертником, — единственная из пассажиров рейса Одесса — Москва (всего в той трагедии погибли 37 человек и 168 были ранены).

— Анна, безусловно, одна из самых ярких звезд на одесском писательском небосклоне, — рассказывает «ФАКТАМ» известный писатель Валерий Смирнов. — Да, наверное, не только на одесском! Она стремительно ворвалась в современную драматургию, сразу заявив о себе.

— Жюри и отборочная комиссия оценили одаренность Анны и ее неординарное мышление, — говорит главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. — По сюжету пьесы «Язычники» молодая девушка, которая потеряла связь с друзьями, с родителями, со своим любимым пытается покончить с собой, но остается жива. Потихоньку все меняется вокруг нее… Эта пьеса — об отсутствии внимания к ближнему. Мы не видим, как живут люди рядом с нами — не государство, не предприятие, а самый близкий к тебе человек. За счет чего можно восстановить связь? Это и исследует в пьесе талантливая драматург.

Автор этих строк запомнил Анну девочкой-подростком: рыжеволосой, подвижной, активно интересующейся всем происходящим вокруг. Уже тогда в ней чувствовалось творческое начало — готовилась к изданию первая книга ее стихов. Впрочем, это неудивительно: Анин отец, журналист Григорий Яблонский, известен как автор нескольких книг, в числе которых — «Антология сатиры и юмора ХХ века», сборник афоризмов. Затем Анна, совсем юная, победила на местном конкурсе «Мисс пресса», получив в качестве поощрительного приза… прыжок с парашютом.

— Первая книжка Ани вышла, когда ей было 14 лет, — рассказывает «ФАКТАМ» отец писательницы Григорий Яблонский. — Сейчас уцелевший у меня экземпляр стали бережно переводить в «цифру», страницу за страницей. Со второй Аниной книгой стихов, изданной в годы ее студенчества в Национальной юридической академии, связан вот такой вопрос: почему она выбрала юридический вуз, а не филологический? Тем более что в семье литературу не просто любили — ею жили. На выбор образования дочки повлияло мнение ироничных друзей-журналистов: настоящее умение писать — это Божий дар, и он никак не зависит от полученного диплома, гораздо важнее разбираться в том, о чем пишешь. Короче, жизнь надо знать.

Вот Одесская юракадемия и преподнесла подарок миру поэзии, издав вторую книгу стихов Анны — «Предчувствие любви», с проникновенным предисловием ректора. В те годы жизнь и творчество Ани были тесно связаны еще и со знаменитым одесским студенческим театром «Тур де Форс».

— С детских лет Аня любила зеленые большефонтанские (Большой Фонтан — один из лучших курортных районов Одессы. — Авт.) улочки с виноградными лозами вокруг скромных в то время домиков, с помидорами на огородиках, — продолжает Григорий Эммануилович. — Любила море, к которому тогда можно было везде пройти, а по открытому берегу даже прокатиться на велосипеде от 16-й станции хоть до Аркадии или до самого Ланжерона. Любила Аня и широкие улицы Одессы. И в старших классах 29-й средней школы, расположенной на Люстдорфской дороге, когда уже получила звание юного поэта, стала самостоятельно добираться с отдаленного Таировского жилмассива в центр, на первоапрельские «Юморины» и Дни города. Любила гулять по центральным улицам вместе с интересными людьми, умеющими обо всем сказать так, как больше нигде и не скажут. Аня потом говорила, что настоящий театр в Одессе — не в театрах, а на улицах, возле хлебных будок, на Южном рынке, ну и, конечно, на Привозе…

Потом эти реальные люди стали героями в дочкиных пьесах и киносценариях. Как-то один театральный критик сказал, что у одесситки Ани совершенно нет «одесскости», провинциальности. Это было, когда уже увидела свет ее проза в толстых журналах за пределами родного города и Украины, когда разлетались ее стихи по всему Интернету, а Анина драматургия стала выходить на сцены авангардных театров всей Европы. Если брать по карте, это получается от театра «Парафраз» удмуртского города Глазова до Лондонского «Ройял-Корт».

Ане приходилось часто летать в те города, где ставились ее пьесы. И хоть в 15 лет она совершила даже прыжок с парашютом (это был приз за победу в одесском творческом конкурсе «Мисс Пресса»), но признавалась, что авиаперелетов очень боится. Она радовалась каждому возвращению домой — в единственный город, где могла жить, любить и писать. Где родилась в 2008 году ее дочка Машенька, о которой Анина мама Вера Андреевна говорит: «Вылитая Аня».

Немало было волнений, когда в Москве ставили пьесу «Язычники», за которую потом автору присудили премию. «Это всегда так происходит. Сегодня в Москве сдача „Язычников“, а в Одессе (именно сегодня!) — снегопад, метель, ветер, нулевая видимость, и аэропорт закрыт…» — написала она в дневнике. В российскую столицу собиралась неохотно, не хотела отпускать ее и трехлетняя дочурка Машенька.

21 декабря в своем интернет-блоге Анна написала: «Мне кажется, у меня осталось мало времени». А 27 декабря, начав свое сообщение в блоге с размышлений о творческих планах на следующий год, она вдруг вспоминает слова Льва Толстого о предсмертном покаянии: «В будущем году хочу осуществить в своем театре большую массовую постановку на определенную тему с определенными аллюзиями из русской классики. В общем, давайте выпьем за то, чтобы уверить людей, что я „покаялся“ перед смертью…»

Как рассказали близкие друзья, свой последний, 29-й, день рождения, Анна встретила в Лондоне. Возвращаясь вечером в метро, прочла на стене вагона стихи английского поэта-мистика Уильяма Блейка об умении «разглядеть мир в горсти песка» и «уместить вечность в один час». Анна заметила, что точно так же в лондонском метро вывешиваются и цитаты из стихов поэта Иосифа Бродского. После чего, завершая размышления о своем дне рождения, заключила: «Ну что я могу сказать о жизни — что получилась длинной».

Друзья Ани говорят, что у нее была сильная интуиция. В последние годы она особенно спешила жить и писать.

Анна редко затрагивала тему политики. Но однажды в 2009 году высказалась довольно резко по поводу заявлений Дмитрия Медведева относительно антироссийской политики в Украине.

«Якщо ви вже так піклуєтеся про долю братнього народу України, так ви б хоч наголос ставили б вірно, коли ім'я цього народу вимовляєте. Не укрАинский народ, Дмитрий Анатольевич, а украИнский народ», — написала драматург. И продолжила: «А братскому народу России хочется сказать следующее: у нас, конечно, х**вая ситуация. У нас президент х**вый и х**вый глава правительства, у нас куда ни глянь — то голубой воришка, то гопник, то „космонавт“, то еще какая-то дрянь. Но у вас-то все намного хуже, братский народ России. Я это не из злорадства говорю. Я это искреннее говорю. Очень-очень все х**во в России. Намного х**вей, чем у нас, здесь».

В родной школе Яблонской, одесской гимназии № 9, появился мемориальный зал. На стенах — стенды с многочисленными плакатами и фотографиями, на которых Анна — школьница, студентка и уже мама. В витринах ее диктофон, газетные и журнальные публикации, книги. Над солидной экспозицией цитата: «Жизнь была короткая, но забавная. Она запомнится».

Да и как не запомнить, ведь и педагоги, и соученики утверждают: еще в младших классах Аня отличалась своим нестандартным взглядом на жизнь. Девочка с золотистыми волосами до пояса была всегда в центре внимания.

— Я учила Анечку в течение семи лет, — вспоминает учительница словесности, руководитель литературного кружка Алина Протасевич. — Это настоящее солнышко. Она писала и радовала меня. Когда в пятом классе мы проходили по программе сказки, Аня к каждому уроку успевала написать свою собственную. Потом начала сочинять стихи — глубокие и мудрые. Не по возрасту…

— Первое, что я помню — эти голубые бездонные глаза и пшеничного цвета волосы, которые у нее всегда были распущены, — дополняет классный руководитель Анны Людмила Лавринова. — Этот ребенок напоминал русалочку, она всегда улыбалась, никогда не грустила.

— Аня была чудесным солнечным человеком, — говорит Диана Донских, балетмейстер театра-студии «Тур де Форс». — Есть люди с камнем на душе, у Ани камня не было. Отдала нашему театру 15 лет своей недолгой жизни, начала выступать еще школьницей. Именно «Тур де Форс» первым поставил ее пьесу «Дверь».

Руководитель театра-студии Наталья Князева уверена: «Пьесы будут ставить все больше и больше театров. Аня сказала нам всем своей смертью: люди, перестаньте быть скотами и убивать друг друга. Жить надо ради любви!»

— Одесса всегда была богата на талантливых детей, — говорит Григорий Яблонский. — Но их, наверно, оказалось так много, что дети вынуждены искать признание за пределами города. За свои 29 лет Аня успела столько, сколько иные не сделали бы за долгую жизнь. Написала пьесы, многие из которых были удостоены литературных премий. Она — лауреат международного драматургического конкурса «Премьера» (2005 год), Международного конкурса драматургов «Евразия» (2006 и 2008 годы), лауреатом III и IV международного конкурса современной драматургии «Свободный театр».

После гибели Анны Яблонской спектакли по ее пьесам были поставлены на подмостках профессиональных театров в Германии, Литве, Латвии, Эстонии, Польше, России… Но главное — в Одессе и в других городах Украины. На сцене одесского Украинского театра сейчас идут ее «Семейные сцены». Это уже третий спектакль, который ставят в родном городе.

— К сожалению, у нас обратили внимание на пьесы дочери уже после ее смерти, — говорит Григорий Эммануилович. — Получается, гениальный человек хорош тогда, когда его уже нет с нами. Это настоящая трагедия нашего времени… Сегодня Ане исполнилось бы 35 лет. Всего 35! (в глазах собеседника проступают слезы. — Авт.) Но уже пять лет она живет второй жизнью — как поэт и драматург. Близкие, друзья и ценители Аниного таланта делают многое, чтобы ее вторая жизнь была продолжением удивительной, но трагически оборванной первой. Театры продолжают ставить ее пьесы, режиссер Лера Суркова вскоре покажет миру фильм «Язычники», увидела свет большая книга «Анна Яблонская. Театр и жизнь», подготовлен к изданию и уже сдан в типографию 300-страничный том ее поэзии.

Могу приоткрыть «ФАКТАМ» семейную тайну: на Аниной руке отсутствовали линии судьбы и любви. Она сама как-то написала: «На моей руке нет линии судьбы и линии любви, иду в жизнь с такой рукой…» Именно в силу этих обстоятельств новый, самый полный сборник ее поэзии называется «Линия Любви». В него вошли ранние произведения и вполне зрелые. Вот строки из набора:

Джульетта

Я тихо лежала, укрытая летом,
Я в каменном склепе спала.
А мальчик сказал мне: «Как грустно, Джульетта!
Как жалко, что ты умерла!
Душа опустела, как маленький остров, —
Мне не с кем любить и играть!
Но все же, Джульетта, кинжал слишком острый
И я не хочу умирать!
Мне страшно заснуть навсегда безмятежно.
Так пуст и так холоден грот!
А солнце с небес мне сияет так нежно,
И конь меня ждет у ворот!
Я клялся, что слово вовек не нарушу,
Но ты не придешь ко мне вновь!
А я ведь так молод!!! Джульетта, послушай,
Я встречу иную любовь!»
И мальчик ушел. Так светло и беспечно
Слезу на могилу пролил.
Ведь он же не знал, что мой сон — не навечно,
И камнем мой грот завалил…
И я не умру в этом маленьком склепе.
Зачем, если рушится мир?..
Во сне по карнизу, бесцельно и слепо,
Бреду, куда скажет Шекспир.