Происшествия

«я кричал: «костя! Не покидай меня! Не умирай! « тряс его за плечи, бил по холодным мокрым щекам, но бесполезно»

0:00 — 15 сентября 2009 eye 363

42-летний дончанин выжил после того, как молния ударила ему… в голову, насквозь прошила тело и ушла в землю через ноги

42-летний житель Донецка Константин Витюк в отличие от большинства своих друзей летом не успел отдохнуть — работая по будним дням электриком, а по выходным читая проповеди в церкви, закрутился как белка в колесе. Поэтому, когда подвернулась возможность в начале сентября поехать в Крым, Константин несказанно обрадовался шансу позагорать в бархатный сезон и попутешествовать в горах на велосипеде. Вместе с давним другом Евгением они любовались склонами гор, даже не подозревая, чем для них закончится это увлекательное крымское путешествие…

«Когда я увидел Костю, внутри все похолодело — он лежал на земле без малейших признаков жизни»

С Константином и его товарищем Евгением мы встретились в небольшой квартире Кости, в холле которой стояли два больших велосипеда.

- У нас намечался очень интересный маршрут, — вспоминает Константин Витюк.  — Мы с Женей собирались подняться в горы на велосипедах, переночевать на метеостанции, а потом спуститься к побережью. Я — заядлый путешественник, в прошлом году объездил на велосипеде пол-Крыма! Как по мне, так лучшего отдыха, чем поход в горы, просто не найти. Чистый воздух, живописная природа… А в этом году со мной в кои-то веки решил поехать друг. До сих пор благодарю Бога за то, что Женя оказался рядом…

Евгений в отличие от товарища отправился в крымские горы впервые в жизни. Сначала друзья ездили по горной местности и фотографировались. А на следующий день решили подняться на гору Караби. Погода стояла пасмурная, но их не смутили затягивающие небо тучи, ведь в горах погода меняется часто.

- Когда мы прошли полдороги, начал накрапывать дождь, — продолжает Константин.  — А через пару минут он усилился и поднялся ветер. Вдали мы видели нашу конечную цель — метеостанцию. Чувствуя, что промокаем, ускорили шаг. Дождь лил как из ведра. Хлюпая кроссовками по мокрой земле, мы скользили, но продолжали настойчиво подниматься вверх. И вдруг — сильный порыв ветра! Дальше ничего не помню…

- Костя в ту секунду потерял сознание, — прерывает рассказ товарища Евгений.  — Кстати, когда начался дождь, грозы не было, громыхало лишь где-то вдали. Я тоже помню только ливень, град и ветер. Внезапно какая-то сила отшвырнула меня в сторону, я упал, а в следующую секунду почувствовал дикую зубную боль — оказалось, ударился о велосипед нижней челюстью. Проверив языком, на месте ли зубы, я попытался вылезти из-под искореженного велосипеда, который почему-то оказался на мне. Но тело словно налилось свинцом, не было сил даже пошевелить рукой. На лицо капал дождь. Глядя на грозовое небо, я судорожно пытался понять, что со мной произошло. А повернув голову вправо, увидел страшную картину: на земле лежал Костя без малейших признаков жизни. И вдруг откуда только у меня силы появились! Я вмиг откинул в сторону искореженный велосипед и побежал к Косте. Бросилась в глаза его в клочья изорванная клетчатая рубашка и многочисленные ожоги на теле. Из его рта шла пена. Обнаружив, что у Кости нет пульса, а его глазные яблоки закатились наверх, я запаниковал. Кричал: «Костя! Костя! Не покидай меня! Не умирай!» Я тряс его за плечи, бил по холодным мокрым щекам, но бесполезно.

Дождь не прекращался. Град бил по голове Евгения, который чуть ли не плакал от отчаяния. Поблизости никого, на руках мертвый товарищ…

- Не передать это ужасное ощущение страха и собственной беспомощности! — восклицает Евгений.  — Я не знал, что мне делать: бежать, кричать или просто лечь рядом, закрыть глаза и ждать чьей-то помощи. Но, посмотрев еще раз на бездыханного Костю, я почему-то подумал, что его еще можно спасти. Попытавшись унять дрожь, начал вспоминать приемы первой помощи, которым меня учили в медучилище. Сделал ему массаж сердца, искусственное дыхание. И Бог услышал мои молитвы — спустя несколько минут Костя испустил тяжелый хриплый вздох. Я почувствовал, как под моей рукой забилось его сердце, и чуть не заплакал от счастья…

Как только Константин пришел в себя, Евгений начал расспрашивать товарища, что его беспокоит. Но Костя не смог произнести ни слова, лишь постоянно повторял: «Подожди, подожди, сейчас». Евгений вспоминает, как товарищ корчился от боли, его била дрожь, но он не мог пошевелиться. А дождь все никак не прекращался, в небе то и дело раздавались громовые раскаты. Евгений накрыл друга насквозь промокшей курткой, чтобы защитить его от ударов града, а сам начал судорожно соображать, что делать дальше — тащить неподвижного Костю на метеостанцию или же самому бежать туда за подмогой.

«Я не видел ни туннелей, ни родных лиц, как обычно бывает во время клинической смерти, — перед глазами просто стояла темнота»

- Я и сам был очень слаб, вряд ли смог бы донести Костю до станции, — продолжает Евгений.  — К тому же не знал, можно ли его в таком состоянии поднимать. Поэтому оттащил велосипеды в сторону и, оставив Костю в горах, побежал на метеостанцию. Дождь заливал мне глаза, я смутно видел перед собой дорогу. Казалось, все это происходило во сне… К счастью, на метеостанции в то время был дежурный с машиной, на которой мы поехали к Косте. Осторожно приподняв товарища, который к тому времени уже пытался встать на ноги, но то и дело падал, мы усадили его в машину и повезли на станцию.

Там Константина уложили на диван, сняли с него насквозь промокшую одежду. Переодев в сухие старые джинсы и рубашку — все, что смогли найти на метеостанции, напоили его горячим чаем и положили в спальный мешок. Постепенно мужчина начал отходить от шока и согреваться.

- Верите, я абсолютно не помню, что происходило со мной в горах! — говорит Константин. -

Я не видел ни туннелей, ни родных лиц, как обычно бывает во время клинической смерти, — перед глазами просто стояла темнота. Запомнились лишь какие-то моменты на метеостанции. Слабый свет, старая мебель… А вокруг меня суетятся Женя и еще какой-то мужчина. Потом я узнал, что это был метеоролог. Отчетливо помню, как они рассматривали мою кепку, задняя часть которой была изорвана в клочья, и что-то говорили. А я не мог произнести ни слова, просто молча за ними наблюдал.

- Как вы себя чувствовали в тот момент? Вас по-прежнему била дрожь?

- Нет, я к тому времени уже немного согрелся. Мне было плохо, я ощущал какой-то ужасный внутренний дискомфорт. Не могу сказать, что именно у меня болело, просто было нехорошо, тошнило. Но в то же время я был спокоен. Чувствовал, что опасность позади и можно расслабиться. Толком не понимая, что со мной произошло, я начал молиться Богу. И мне полегчало.

- Костю контузило и оглушило, в первый день он практически ничего не слышал, — дополняет товарища Евгений.  — Спустя несколько часов мы с метеорологом повезли его в Белогорскую районную больницу. Обследовав моего друга, врачи были шокированы: оказалось, молния… ударила ему в затылок, прошла сквозь тело и вышла в землю через ноги! Как он при этом выжил, медики удивляются до сих пор. И самое интересное: то, что с ним произошло, практически не отразилось на его здоровье! Врачи говорили, что после такого удара у него могла отслоиться сетчатка глаза, он мог ослепнуть или оглохнуть. Однако ничего этого, к счастью, не произошло — только кардиограмма немного ухудшилась. И это неудивительно — молния едва не пронзила ему сердце! — с этими словами Евгений показывает мне прожженную клетчатую рубашку товарища, на рукавах и воротнике которой виднеются дыры. Но больше всего поражает огромная дыра в нескольких миллиметрах от левого кармана — как раз в области сердца. Светло-зеленая кепка сзади разорвана, разряд молнии был настолько сильным, что металлическую застежку на головном уборе разнесло на части.

- О том, что произошло с мужем, мне сообщила мать Жени, — включается в разговор жена Константина Татьяна.  — Перед тем как сказать, что мужа ударила молния, постепенно меня к этому подготавливала, убеждала, что с Костей все хорошо. Как только я узнала, что случилось, тут же помчалась на вокзал. Через полчаса уже запрыгнула в отходящий от перрона поезд без билета… На все была готова, лишь бы только поскорее увидеть своего Костю!

- За неделю до поездки у меня почему-то начали рушиться все планы, — вспоминает Константин.  — Словно какое-то наваждение — что ни соберусь сделать, все срывается! Появилось какое-то нехорошее предчувствие, что и в путешествии все не будет гладко… А Женя еще порывался утром того злополучного дня домой уехать, — смеясь, обнимает товарища Константин.  — У него разболелась нога, он страдает варикозным расширением вен. Уже собирался ехать домой, но потом забинтовал ногу и в последний момент решил остаться. Если бы Женя тогда уехал, я бы сейчас перед вами не сидел!

«В следующем году муж хочет опять поехать в горы. Не может жить без экстрима… »

- Кстати, до сих пор точно не известно, что притянуло молнию, — говорит Евгений.  — Ведь как только начался дождь, мы с Костей в целях безопасности отключили мобильные телефоны. Может, причиной стали металлические велосипеды…

В практике сотрудников спасательной службы такой случай произошел впервые — человек, которому молния пробила голову и тело, чудом остался жив.

- Когда мы прибыли на метеостанцию, пострадавший был в сознании, но очень плохо слышал и практически ничего не помнил, — рассказал нашим коллегам из «Новостей Крыма» инструктор контрольно-спасательной службы Крыма Антон Сергеев.  — Мы осмотрели пациента: разряд прошел от одного плеча и вышел через другое. Кроме того, у него был сильно учащен пульс, боли в ногах и ожоги груди. Мы погрузили пострадавшего в нашу машину и доставили в больницу.

В реанимационном отделении Белогорской районной больницы Константин провел меньше недели.

- Больной очень быстро пошел на поправку, — рассказал «ФАКТАМ» заведующий реанимационным отделением Белогорской районной больницы Виктор Косенко.  — Его кардиограмма в считанные дни восстановилась, уже спустя несколько дней он был полностью здоров! Это настоящее чудо — не припоминаю случаев, когда человек выжил бы при сильнейшем ударе молнии в голову. Что касается сердца, то его, наверное, спасла мокрая одежда, которая смягчила удар. Ожоги на теле тоже сходят очень быстро — буквально за неделю от них остались лишь едва заметные следы.

- Когда я вернулся в Донецк, участковый врач сказала, что после случившегося я должен провести на больничной койке еще как минимум неделю в целях собственной безопасности, — говорит Константин Витюк.  — Но после обследования в больнице врачи констатировали, что я полностью здоров. Чувствую себя отлично, через недельку-другую уже вернусь на работу. Почему-то все спрашивают, не хочу ли я после случившегося поменять место работы, ведь по профессии я электрик. Но работы с электричеством по-прежнему не боюсь.

- На днях заявил мне, что в следующем году опять хочет в горы поехать, — с улыбкой говорит жена Константина Татьяна.  — Что поделаешь, не может жить без экстрима. Я отговариваю, но разве его переубедишь! Все равно ведь настоит на своем…

P. S. После происшествия с Константином жертвами молнии в Крыму стали еще два человека. Так, 2 сентября в Красноперекопском районе Крыма от удара молнии погиб 73-летний житель села Воинка. А 3 сентября в этом же районе молния убила 81-летнего пастуха.