Более трех месяцев назад украинский режиссер Олег Сенцов и активист Александр Кольченко, осужденные по сфабрикованному Россией делу «крымских террористов», заполнили и передали российскому Минюсту документы для экстрадиции в Украину. И с тех пор — ни слуху ни духу о подвижках в деле украинцев.
По словам первого замминистра юстиции Натальи Севостьяновой, Украина направила России десять запросов об экстрадиции наших политзаключенных. На днях официальный Киев передал повторное требование передать Станислава Клыха и Николая Карпюка. «Но Российская Федерация избирательно подходит к тому, какие нормы законов выполнять», — сказала Севостьянова.
Недавно Станислав Клых, которого держат в СИЗО в Чечне, написал письмо премьер-министру Владимиру Гройсману. Об этом в соцсети сообщил заместитель министра юстиции Сергей Петухов. «В СИЗО-1 в Грозном нет телевизора, поэтому Станислав отрезан от информации о том, что происходит в Украине и мире. Информационная блокада — это один из способов давления, используемый против украинского народа. К Карпюку и Клыху не допускают консула, не дают читать прессу, ограничивают переписку», — рассказал Петухов.
В свою очередь российская правозащитница Татьяна Щур написала в «Фейсбуке», что политзаключенный Александр Кольченко, которого российские силовики вместе с Олегом Сенцовым (и освобожденным уже Геннадием Афанасьевым) назначили «крымскими террористами», был переведен из колонии в федеральную больницу из-за дефицита веса. По словам Татьяны Щур, такой диагноз Кольченко установили еще четыре месяца назад, однако в медучреждение перевезли только сейчас. Медики заявили, что отклонений от нормы в анализах незаконно заключенного украинца нет…
Правозащитники предположили, что перевод Кольченко в больничную палату может быть связан с намерением российских силовиков подлечить украинца перед тем, как передать на родину. Вчера же незаконно осужденного в России Александра Кольченко намеревалась посетить уполномоченный по правам человека в РФ. Сейчас на этой должности числится Маргарита Павлова.
Стоит отметить, что российский омбудсмен проигнорировала вопиющий приговор райсуда Ростовской области, который осудил украинца Сергея Литвинова на восемь лет за якобы разбой, учиненный им по месту жительства в… Луганской области. Ранее Литвинова пытались обвинить в убийствах и «применении запрещенных средств и методов ведения войны» в составе батальона «Днепр». Однако сфальсифицировать эту версию российским силовикам не удалось. Не умеющего писать и читать Литвинова, который в довоенное время работал скотником, а также трактористом в Марковском районе Луганской области, задержали летом 2014 года в Ростове-на-Дону, где мужчина лечился после операции, так как считал, что это соседняя область одной страны. Литвинова возили в Москву на судебно-психиатрическую экспертизу, которая подтвердила его вменяемость.
Судебно-психиатрическая экспертиза грозит и заместителю главы Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умерову (на фото в заголовке) — фигуранту еще одного политического дела, сфабрикованного российскими силовиками. Три месяца назад Умерова обвинили в сепаратизме, после того как в телеинтервью он сказал, что Крым — это не Россия, а оккупированная территория и ее следует вернуть Украине. «И это касается не только Крыма, но и Луганска с Донецком. От этой позиции я не буду отходить ни при каких обстоятельствах», — заявил Ильми Умеров. Российские следователи прогнозированно возбудили в отношении замглавы Меджлиса уголовное дело за призывы к нарушению территориальной целостности России… Недавно оккупационный райсуд Симферополя признал это дело законным и назначил (по требованию ФСБ РФ) на 11 августа судебное заседание, чтобы решить вопрос о помещении подозреваемого в психиатрический стационар для проведения судебно-психиатрической экспертизы.
Адвокат Марк Фейгин, представляющий интересы Умерова, в связи с этим заявил: «…Это является неким средством карательной психиатрии по отношению к нашему подзащитному. Начавшись с выдуманного предлога, дело привело к огромному количеству процессуальных действий, которые, по сути, влияют на жизнь и здоровье Ильми Умерова. Он, прямо скажем, не очень большого здоровья человек. У него большие проблемы с сердцем и так далее. Мы не можем знать и гарантировать, как отразится на его здоровье проведение такой экспертизы. Поэтому сторона защиты последовательно настаивает на отказе от этой экспертизы. Однако мы иллюзий не питаем…»