25 лет назад ушел из жизни прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза маршал авиации Иван Кожедуб
1. Иван Никитич Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Сумская область) в семье крестьянина — церковного старосты. После окончания семилетки поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка, готовивший специалистов для завода по производству светочувствительных материалов — фото- и кинопленки, который впоследствии стал известен как объединение «Свема».
В 30-е годы страна бросила клич «Комсомолец — на самолет!». Во многих городах, даже таких небольших, как Шостка, начали создаваться аэроклубы. Здесь впервые поднялся в небо и будущий ас.
В 1940 году Ивана призвали в Красную армию. Как прошедшего первоначальное летное обучение, его направили в Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. В начале войны вместе со школой был эвакуирован в Казахстан, в город Чимкент, где учил летать курсантов.
2. На фронт старший сержант Кожедуб попал в марте 1943 года. Его первый боевой вылет был неудачным. Во время боя потерял ведущего, не выполнил задание — допустил немцев к нашему аэродрому, и они разбомбили взлетную полосу. Сам попал под пушечную очередь мессершмита — его спасла бронеспинка. При заходе на посадку Кожедуба по ошибке обстреляли советские зенитчики, в его истребитель Ла-5 попало два снаряда. Летчику удалось посадить самолет. Но машина была настолько повреждена, что восстановлению не подлежала. Замполит полка требовал списать Кожедуба с летной работы и отправить в службу воздушного наблюдения и оповещения (ВНОС), солдаты и офицеры которой следили за появлением вражеской авиации. Но командир полка заступился за Ивана и разрешил ему летать.
3. В начале лета 1943 года Кожедубу присвоили первое офицерское звание — младшего лейтенанта, назначили заместителем командира эскадрильи. Вскоре, 6 июля 1943 года, на Курской дуге во время сорокового боевого вылета Иван сбил свой первый самолет — пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87». На следующий день сбил второй. А 9 июля — сразу два истребителя Bf-109. Этот самолет был одним из лучших истребителей Второй мировой, и сразить его было непросто.
*В годы Великой Отечественной войны Иван Кожедуб стал советским асом номер один — на его счету 62 сбитых гитлеровских самолета
Каким мастерством ни обладал бы летчик, на войне никто не застрахован от случайностей. Во время каждого боевого вылета можно погибнуть. Поэтому служба «воздушных рабочих войны» оценивалась не только по количеству сбитых врагов, но и по количеству боевых вылетов, в которых авиатор сумел выжить и сохранить доверенную ему дорогую технику. К началу 1944 года на счету Ивана Кожедуба (уже старшего лейтенанта) было 20 сбитых самолетов противника и 146 боевых вылетов. А к концу лета — 48 сбитых, 256 вылетов и вторая Золотая Звезда на груди.
В своем последнем бою (у летчиков говорят — крайнем), состоявшемся 17 апреля 1945 года над Берлином, заместитель командира 176-го гвардейского авиационного истребительного полка гвардии майор Кожедуб сбил два вражеских истребителя «Фокке-Вульф-190» и в августе стал трижды Героем Советского Союза. Всего за два года участия в войне он совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника, в том числе и один новейший немецкий реактивный истребитель Ме-262, летавший значительно быстрее наших самолетов с обычными поршневыми двигателями.
Однако, как рассказала «ФАКТАМ» внучка трижды Героя Анна Кожедуб, недавно стало известно, что по неизвестным причинам в наградные документы не попали еще две воздушные победы, одержанные ее дедом в 1944 году, — истребитель польского производства PZL-24 и немецкий «Мессершмит-109». Хотя они были официально подтверждены и занесены на личный боевой счет летчика.
*Внучка трижды Героя Анна Кожедуб в Москве на Поклонной горе возле сбитого в годы войны фашистского истребителя «Мессершмит-110», с которыми воевал ее дед (фото автора)
4. В конце войны, как рассказывал «ФАКТАМ» бывший ведомый Кожедуба Герой Советского Союза генерал-майор авиации в отставке Сергей Крамаренко, Иван Никитич по ошибке сбил два самолета союзников. В боях над территорией Германии нашим летчикам приходилось взаимодействовать с их авиацией. Однажды в воздухе Кожедуб заметил, что вражеские истребители наседают на американский бомбардировщик Б-17 «Фортресс», и бросился на выручку к «летающей крепости». Союзнические истребители сопровождения приняли его за немца и открыли заградительный огонь. Они летели со стороны солнца, и советский летчик, в свою очередь, подумал, что это самолеты противника, стремительно атаковал их и сбил два самолета. Пилот одного из них выбросился с парашютом, а второй «Мустанг» взорвался в воздухе. Спасшийся американец объяснил, что, поскольку у советского Ла-7 был красный нос, они приняли его за немецкий «Фокке-Вульф». После боя, чтобы избежать неприятностей, командир полка отдал пленку бортового фотокинопулемета, который фиксирует результаты стрельбы, Кожедубу (чтобы не попала куда не следует) и посоветовал помалкивать об инциденте.
Примечательно, что во время войны Иван Никитич, в отличие от других советских и зарубежных асов, сам ни разу не был сбит. Его машины получали тяжелые повреждения, но летчик сумел их посадить.
В отличие от другого советского аса, тоже трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, летавшего в последние два года войны на истребителе американского производства Р-39 «Аэрокобра», Иван Кожедуб летал на советских самолетах Ла-5ФН и Ла-7. В кабине «американца» был установлен кондиционер. А в «лавочкиных» воздух порой нагревался до 60 градусов и задымленность от выхлопных газов двигателя бывала такая, что летать иногда приходилось с открытым фонарем. Но в полку, в котором воевал Кожедуб, летали лучшие летчики, его патронировал сам главнокомандующий ВВС маршал авиации Александр Новиков. А маршальский полк должен летать на отечественной технике!
Как-то Кожедуб признался, что в жизни ему везло. Однажды в детстве на родной Сумщине на реке перевернулась лодка с пятью пацанами. Четверо мальчишек утонули. А Ваню Кожедуба старший брат вытащил чуть ли не со дна реки и откачал.
5. После войны майор Иван Кожедуб учился в военно-воздушной академии, которая находится в подмосковном городке Монино. Однажды в электричке увидел свою будущую жену Веронику, которая заканчивала 10-й класс. Девушка тоже была из простой семьи, но очень красивая. Позже она рассказывала, как после знакомства летчик пригласил ее на танцы. В гардеробе Дома офицеров он снял реглан, и девушка увидела три Золотые Звезды. Она так перепугалась, что чуть не убежала.
Когда Вероника закончила школу, они поженились и 45 лет прожили душа в душу. Иван Никитич боготворил жену, называя ее своей четвертой золотой звездой. На ней держался дом. Именно она, когда Иван Никитич состарился и у него случился тяжелый инсульт, помогла ему вернуться к полноценной жизни.
Осенью 1950 года, когда они с женой Вероникой и трехлетней дочуркой Наташей отдыхали в санатории в Кисловодске, как-то вечером к ним в номер явились два офицера госбезопасности и предложили летчику поехать с ними. Визит таких гостей не сулил ничего хорошего, рассказывала «ФАКТАМ» внучка трижды Героя Анна Кожедуб. Ведь и после войны продолжались сталинские репрессии. Но Ивана Никитича привезли в обком партии, в кабинет первого секретаря, и пригласили к телефону правительственной связи. Командующий авиацией Московского военного округа генерал-лейтенант Василий Сталин приказал ему срочно вылететь в Москву.
*Иван и Вероника очень любили друг друга и прожили душа в душу 45 лет (фото из семейного альбома)
Вскоре командир авиадивизии Кожедуб и другие летчики оказались на войне в Северной Корее, которую бомбила авиация США и Австралии. Летать там трижды Герою с псевдонимом «Крылов» было строжайше запрещено. Не дай Бог известный всему миру человек попадет в плен! Но его ведомый Сергей Крамаренко, который в Корее сбил 13 самолетов противника и стал Героем Советского Союза, рассказывал «ФАКТАМ», что Кожедуб иногда тайком поднимался в небо на самолетах подчиненных, и весьма небезуспешно. Полеты и сбитые записывались на товарищей.
Участие советских летчиков переломило ход войны в Корее и, по мнению некоторых историков, заставило Америку отказаться от реализации разработанного в начале холодной войны плана «Дропшот», предусматривавшего атомную бомбардировку трехсот крупнейших городов и промышленных центров СССР, что означало бы начало третьей мировой войны.
6. У Ивана и Вероники Кожедуб в 50-е годы родился младший сын Никита. Он, как и отец, хотел стать летчиком. Но медкомиссия обнаружила дефект зрения, и Никита окончил в Ленинграде, где одно время служил Кожедуб-старший, Высшее военно-морское училище подводного плавания, восемь лет служил офицером подлодки на Северном флоте. Там он облучился, начал болеть и умер. Рано умерла от тяжелой болезни и старшая дочь Кожедуба Наталья. Она окончила МГИМО, была талантливой личностью, блестяще играла на пианино, обладала литературными способностями. У нее остался сын Василий. Ему сейчас 45 лет.
7. А у Ивана Никитича уже в зрелом возрасте пробудился талант художника. Он стал писать картины. Рисовал в основном природу, иногда украинские мотивы. Кожедуб часто вспоминал свою Сумщину, Ображиевку, в его речи все чаще появлялись украинские слова.
8. В еде маршал авиации был неприхотлив. Но иногда жена готовила такие разносолы — и чахохбили из курицы с грецким орехом, и фаршированные куриные ножки, и лимонный конфитюр, и варенье из лепестков роз… Как вспоминает внучка Аня, во время обедов и ужинов вино лилось рекой. «К деду ведь приходили друзья, дарили много красивых бутылок, — вспоминает она. — Это здоровья не прибавляло. Бабушка, женщина гостеприимная и компанейская, порой жутко психовала, когда, бывало, дед не просыхал. А он: «Верониченька, ну что ты злишься? Ты же знаешь: три танкиста выпили по триста, бравый сокол — выпил девятьсот!..»
9. Иван Никитич умер в 71 год от инфаркта. Незадолго до смерти он лежал в госпитале. Почувствовав себя лучше, вернулся домой, и они с женой уехали на дачу в Монино.
Через неделю, восьмого августа, супруга поехала по делам в гарнизон. Вернувшись, увидела стоявшую под домом «скорую». Сосед по даче — маршал авиации Герой Советского Союза Иван Иванович Пстыго — рассказывал, что незадолго до этого общался через забор с Иваном Никитичем и тот сам вызвал себе «скорую». Два часа врачи пытались его спасти, но безрезультатно. У него случился обширный инфаркт.
10. Вероника Николаевна Кожедуб умерла через несколько лет от заболевания легких. Она много курила. Стала курить из-за переживаний, когда ждала мужа из Кореи. Там погибло много советских летчиков. А Иван Никитич бросил курить после войны, когда стал служить военным летчиком-испытателем. Он осваивал реактивную технику, требующую идеального здоровья. Бросив курить, Иван Кожедуб так поправился, что не помещался в кабине самолета. В семье хранится фото, где в Музее авиации он пытается втиснуться в кабину своего Ла-7, на котором закончил войну.
Подростком у бабушки научилась курить и внучка Аня. Бабушка сначала ругала ее, а потом они стали курить вместе. Делились женскими секретами. Уже в наши дни Анна Кожедуб снялась в роли жены трижды Героя в художественно-документальном фильме «Две войны Ивана Кожедуба».