На днях в редакции раздался тревожный звонок: читатели просили защитить их от бандитского беспредела. «Я живу в городе Хоростков Тернопольской области, — прозвучал в трубке женский голос. — Два месяца назад „титушки“ захватили местную автобазу, построили там блокпост и не пускают людей на работу. Самое страшное, что на территории захваченного предприятия звучат выстрелы. Наверное, бандиты устроили тир и так развлекаются. Люди жаловались в горсовет и в полицию. Однако местные стражи порядка делают вид, будто ничего не происходит. А мы живем в страхе. Помогите!»
— Выстрелы на автобазе гремят или рано утром, или вечером, — рассказывает жительница городка Хоростков Галина. — Люди несколько раз жаловались главе горсовета: «У бандитов, которые захватили предприятие, есть оружие, и они не просто сидят на автобазе, а ходят по городу. Здесь гуляют наши дети, и мы, взрослые, ходим. Кто знает, что в голове у вооруженных молодчиков? Сделайте хоть что-нибудь!» Глава горсовета разводит руками: мол, что я могу? Обращайтесь в полицию. Мы и туда жаловались. А полицейские «отмораживаются»: «Это чужие разборки, мы не вмешиваемся».
Чтобы разобраться, что происходит в Хоросткове, журналист «ФАКТОВ» выехала на место. Честно говоря, не верилось, что в мирном городке может твориться такой беспредел, а полиция отказывается защищать людей. Но, к сожалению, это оказалось правдой. Когда наша машина подъехала к территории автобазы, я увидела, что въезд на территорию предприятия забаррикадирован рамами от тракторов и огромными колесами тяжелой сельскохозяйственной техники. Возле «блокпоста» стояли несколько мужчин, один из них снимал приближение нашей машины на видеокамеру.
Когда я вышла из автомобиля и направилась к ним, парни засуетились. Подошла ближе, представилась: «Хлопцы, что происходит? Говорят, вы разгуливаете с оружием, запугали местных жителей».
— Не могу ничего комментировать, — с ходу ушел от ответа крепыш в белой футболке и спортивных шортах. — Сейчас позвоню старшим, может, они к вам выйдут.
Крепыш отошел в сторону, позвонил кому-то по мобильному. Потом сообщил: «Придется подождать. Там заняты».
Тем временем пытаюсь разговорить охранников. Они отшучиваются: «Да мы тут так просто стоим, мышцы подкачиваем. И вообще: много вопросов задаете». — «Где ваш арсенал? Показывайте, из чего стреляете. Нет оружия? Дайте я вас, таких невинных, сфотографирую».
Увидев камеру, парни спрятались за шины: «Нас не снимать!»
Из административного здания вышел мужчина представительного вида, попросил не фотографировать его джип (он был припаркован возле баррикады). В свою очередь прошу его уточнить, намерены ли «старшие» общаться с журналистом «ФАКТОВ». Ведь стою здесь уже целых полчаса, и никто пока не вышел. Мужчина кивнул и ушел. Через пять минут вернулся: «Директора нет, а представители компании не уполномочены давать интервью».
Нужно объяснить, что захваченная неизвестными людьми автобаза в Хоросткове является стратегическим объектом одного из крупнейших в Украине агрохолдингов «Мрія» (общая площадь его земельного банка составляет 180 тысяч гектаров полей в шести областях Западной Украины). На территории автобазы находятся сельскохозяйственная техника, склад автозапчастей к ней, диспетчерская служба, координирующая работу на всех полях холдинга, компьютеры и техническая документация. То есть захват автобазы полностью заблокировал работу агрохолдинга.
Кому это выгодно? Как выяснили «ФАКТЫ», это отнюдь не рейдерские войны, как может показаться на первый взгляд. Ситуация куда сложнее и опаснее: события в маленьком городке Хоростков грозят обернуться настоящей экономической катастрофой даже в масштабах всей страны.
До 2014 года «Мрія» считалась самым крупным агрохолдингом Украины и объединяла более двух десятков иностранных компаний-инвесторов. Основателем холдинга был Иван Гута (в прошлом — глава колхоза в селе Васильковцы Гусятинского района Тернопольской области) и его супруга, работавшая экономистом в том же колхозе. По слухам, сначала Гуты прибрали к рукам колхозные земли, а затем нечестным путем вынудили местных фермеров отдать им земли в округе. Поговаривают, таким же способом Гуты завладели землями и в соседних областях. Бизнес вела семья Гута и их родственники, а генеральным директором «Мрії» назначили одного из сыновей Ивана Гуты Николая. В августе 2014 года агрохолдинг объявил себя банкротом и заявил о невозможности погашения долгов перед кредиторами.
Финансовые проверки показали, что руководство холдинга привлекло, а затем банально растратило и вывело на счета подставных предприятий средства целого ряда крупных инвесторов. Долг «Мрії» составил один миллиард триста тысяч долларов (для сравнения: в 2013 году общий долг Украины перед иностранными кредиторами составлял практически такую же сумму).
— После получения каждого крупного кредита от иностранных инвесторов руководство устраивало шикарные вечеринки в Киеве, — рассказывает «ФАКТАМ» бывший сотрудник администрации агрохолдинга «Мрія» (попросивший не разглашать его имя). — Расходы проводились по нашей бухгалтерии, и я помню цифры: одна вечеринка обходилась почти в миллион долларов. Практически в такие же суммы выливались и новогодние корпоративные празднования. Дважды в год для мужской части сотрудников администрации холдинга устраивались особенные вечеринки. Обычно арендовали роскошные апартаменты в Карпатах и привозили туда девочек из эскорт-сервиса.
Сотрудники компании, которые помогали привлекать средства иностранных инвесторов и потом готовили для них фиктивные отчетные документы, щедро вознаграждались. Гуты покупали для этих людей роскошные трехкомнатные квартиры в Киеве, особняки в пригороде столицы, дорогие автомобили. Но и себя не обижали. Николай Гута ежегодно обновлял личный автопарк, к примеру, последним приобретением был внедорожник Range Rover. У семьи Гута есть два личных вертолета (покупка, заправка и обслуживание всего этого тоже оплачивалась из средств агрохолдинга).
Судя по всему, Гуты заранее готовились к «техническому дефолту» холдинга. На средства, доверенные им для развития аграрного бизнеса в Украине, они приобрели недвижимость в Швейцарии, Испании, Германии, множество бизнес-объектов в разных странах мира — покупки начались еще в 2010 году.
Виртуальное зерно закупали на баснословные суммы, а затем деньги выводили на счета подставных компаний. Кроме того, существовали специальные схемы уклона от уплаты налогов. Например, сахарную свеклу продавали подставным фирмам по цене в тысячу раз (!) выше рыночной. Налоговая понимала, что владельцы агрохолдинга откровенно мошенничают, но поймать их на горячем почему-то никак не могла.
— О проверках нас предупреждали заранее, — рассказывает сотрудница бухгалтерии агрохолдинга Ольга Семенцова (имя изменено по просьбе собеседницы. — Ред.). — Перед визитом налоговиков из нашего офиса вывозили компьютеры, документацию — целыми ящиками. В дни проверок мы не выходили на работу. Лично мне известно, что Гуты перевели на личные счета даже дотации из государственной казны.
После «банкротства» агрохолдинга иностранные инвесторы обратились в суды на Британских Виргинских островах, а также к правоохранительным органам Украины. В октябре 2014 года Главное следственное управление Нацполиции Украины начало расследование уголовного производства по факту мошенничества в особо крупных размерах, совершенного группой лиц. К тому моменту главный фигурант дела, бывший генеральный директор «Мрії» Николай Гута успел бежать за границу и сейчас разыскивается Интерполом.
Международный суд постановил, что в сложившейся ситуации руководить разоренным агрохолдингом должны обманутые кредиторы. Их представители сделали новые финансовые инвестиции и стали реанимировать «Мрію», а заодно и заметную часть агросектора Украины. В течение двух лет иностранные инвесторы смогли восстановить работу агрохолдинга, и вдруг, когда все наладилось, объявились прежние владельцы и попытались отнять, как они считают, принадлежащую им автобазу в Хоросткове.
— Утром первого июля этого года около тридцати неизвестных мужчин ворвались на наше предприятие, — рассказывает старший специалист службы безопасности автобазы Александр Стреленко. — Они вытолкали сторожей за пределы территории, заблокировали все входы и выходы. Среди тех, кто организовал захват автобазы, я узнал бывших сотрудников агрохолдинга, приближенных к семейству Гута.
— Я работала в отделе кадров автобазы, — рассказывает Елена. — В тот день бандиты позволили сотрудникам предприятия разойтись по домам. А на следующее утро нас не пустили на работу. Мы умоляли захватчиков позволить забрать документацию: «Вы ведь оставили без работы сотни человек, которым нужно кормить семьи. Дайте людям возможность устроиться на другие предприятия или хотя бы получать пособие по безработице. Разрешите нам вынести трудовые книжки». Однако мордовороты даже слушать не хотели.
— Автобазу удерживают, как я выяснил, бывшие сотрудники милицейского спецназа, — говорит старший специалист службы безопасности предприятия Александр Стреленко. — Это они устраивают стрельбища на автобазе и пугают местное население. Я неоднократно обращался в полицию с просьбой выгнать «титушек» и разблокировать работу предприятия. Но местные стражи порядка бездействуют. Почему? Это отдельный вопрос.
За ответом я отправилась в Гусятинское отделение полиции в Тернопольской области. Дежурный связался с начальником по телефону и передал мне его слова: «Мы не уполномочены комментировать. Обращайтесь в областное управление полиции».
— В первый день захвата автобазы нам сообщили, что туда приехало несколько машин с вооруженными людьми, — комментирует «ФАКТАМ» ситуацию начальник Главного управления Нацполиции в Тернопольской области Александр Богомол. — Они якобы пытались выгнать тех, кто занял территорию предприятия. Чтобы предотвратить возможное кровопролитие, мы отправили на место происшествия группу правоохранителей, состоявшую из бойцов батальона «Тернополь» и спецназовцев. Но когда наши хлопцы приехали, вооруженных людей, якобы пытавшихся отвоевать автобазу, уже не было.
— По словам руководителей агрохолдинга «Мрія», они намерены решать конфликт исключительно правовым путем. Поэтому не привлекали вооруженных людей. В то же время свидетели утверждают, что это была инсценировка, организованная близкими к семье Гута людьми с целью очернить репутацию нынешних законных собственников агрохолдинга.
— Может быть. Мы не углублялись в детали этого хозяйственного конфликта (его расследованием занимается главк Нацполиции). Наша задача — не допустить кровопролития, и мы ее выполнили. Для этого группа правоохранителей несколько недель круглосуточно дежурила возле базы. Сейчас, по моей информации, конфликт затих, поэтому мы сняли охрану.
— Но как быть с тем, что на территории базы по-прежнему находятся вооруженные люди?
— Не исключаю, что у них есть травматическое оружие. Но в то время, когда там дежурили сотрудники полиции, выстрелов не было.
— Захват автобазы — это спектакль с целью навредить работе агрохолдинга, — утверждает Александр Стреленко. — Мы выращиваем зерно на землях, арендованных у пайщиков. Недавно Иван Гута создал новый агрохолдинг и теперь пытается перетянуть в него наших пайщиков. Рядовые сотрудники «Мрії» вряд ли уйдут к Гуте. Иностранные инвесторы подняли им зарплату и платят ее «по-белому». Люди, раньше получавшие зарплату в конвертах, поняли: отчисляя налоги государству, они тем самым обеспечивают себе хорошую пенсию и защищенную старость. Сейчас дела в компании ведут чисто, прозрачно. А значит, нет риска потерять работу.
Однако, общаясь с местными жителями, я убедилась: многие хотят работать на Гутов. Например, бывший комбайнер агрохолдинга, которого они лишили работы, ждет, когда те снова наймут его.
— Недавно Иван Гута обходил людей и обещал, что скоро вернет себе «Мрію» и даст нам работу, — рассказывает комбайнер. — Кто-то говорит, что Гуты воры?! Но у нас все знают, что агрохолдинг, то есть дело всей жизни Ивана Гуты, забрал олигарх из Восточной Украины. Так люди говорят. Кстати, мы выписываем вашу газету. Когда выйдет статья? Почитаем, может, чего-то не знаем.
— Гуты были мудрыми работодателями, — объясняет бывший сотрудник администрации агрохолдинга. — Они раздавали зарплату в конвертах, оплачивали сотрудникам операции и лечение в столичных клиниках. Поэтому часть местных жителей продолжают считать Гутов чуть ли не святыми. Правда, селяне не понимают, что эта семья, по сути, поставила под угрозу будущее их детей и внуков. Самое страшное, что в случае «Мрії» власти почему-то не спешат защищать интересы иностранных инвесторов и тем самым фактически вынуждают кредиторов отказываться от ведения бизнеса на территории Украины.
Продолжение публикации «ФАКТОВ» о блокировке работы агрохолдинга «Мрія», которая может обернуться экономической катастрофой в масштабах всей Украины, читайте в ближайших выпусках.
Фото в заголовке автора