Кабинет министров внес ряд изменений в порядок предоставления жилищно-коммунальных субсидий
Чем ближе отопительный сезон, тем актуальнее для наших сограждан становится тема жилищно-коммунальных субсидий. Ведь стоимость «коммуналки» в отопительный период возрастает почти вдвое по сравнению с летними месяцами. А значит, еще больше семей будет нуждаться в государственных дотациях на ее оплату.
С этим согласны и чиновники. В частности, по прогнозу министра социальной политики Украины Андрея Ревы, средний размер жилищной субсидии в отопительный период 2016—2017 годов увеличится на 25 процентов. По его данным, в настоящее время около 6 миллионов семей подали документы на субсидию. Из них только три с половиной миллиона имели льготы в летний период. Так что количество получателей субсидии в отопительный сезон может как минимум удвоиться. Хотя некоторые эксперты считают, что на субсидии в этом году могут претендовать до 9 миллионов семей.
Кабинет министров постановлением от 8 сентября внес изменения в Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий. Как разъяснили в Минсоцполитики:
Также была решена очень важная проблема, связанная с субсидиями: людям, которые в 2016 году вышли на пенсию и с тех пор не работали, отказывали в начислении жилищной субсидии. Причиной было то, что, в соответствии с порядком оформления помощи, учитывался их доход за 2015 год, когда они еще работали.
— Наше министерство получало много обращений по этому поводу, — рассказал министр социальной политики Андрей Рева. — Поэтому на последнем заседании правительства мы инициировали принятие постановления о внесении изменений в Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива. И сделали это в том числе именно с целью уточнения порядка исчисления совокупного дохода для назначения населению жилищных субсидий. Отныне у неработающих пенсионеров, которые не имеют других доходов, кроме пенсии, при назначении субсидии будет учитываться доход не за 2015 год, а за последний месяц перед обращением за субсидией, то есть — в размере их пенсии.
Напомним также, что этим летом Кабинет министров увеличил предельный показатель стоимости твердого топлива для предоставления льгот и субсидий в 2016 году до 2 тысяч гривен за тонну (сжиженный газ — до 200 гривен за баллон). Для этого пришлось увеличить сумму, выделяемую из государственного бюджета, с 1 миллиарда 205 миллионов до 2,5 миллиарда гривен.
Дело в том, что жилищные субсидии рассчитываются на год, исходя из стоимости 2 тонн угля и 2—4 баллонов сжиженного газа, в зависимости от состава семьи. А льготы предоставляются с учетом цены тонны угля и одного баллона сжиженного газа. В 2015 году предельная стоимость тонны угля составляла 1 тысячу 368 гривен 70 копеек, стоимость одного баллона сжиженного газа — 175 гривен 60 копеек. А в 2016 году тонна угля стоит 1 тысячу 532 гривни 90 копеек, а баллон сжиженного газа — 196 гривен 70 копеек. При этом расходы из госбюджета на предоставление субсидий в 2015-м составили 1 миллиард 128 миллионов гривен, а в нынешнем — 1 миллиард 205 миллионов гривен. Как пояснил Андрей Рева, такой размер расходов не давал людям возможности приобрести уголь и сжиженный газ в объемах, предусмотренных гарантиями.
Также очень важно, что нынешней весной были изменены периоды назначения субсидии. Она по-прежнему оформляется на 12 календарных месяцев с дня подачи заявления. Однако при этом сумма помощи будет рассчитываться отдельно:
Кроме того, с мая 2016 года внесены изменения в порядок предоставления субсидий в части определения доходов отдельных категорий наших сограждан. Так, установлен нижний уровень месячного дохода трудоспособных лиц (от 18 лет и до наступления пенсионного возраста), который принимается во внимание при назначении субсидии. Это два прожиточных минимума для трудоспособных граждан, с мая — 2 тысячи 900 гривен.
То есть независимо от того, сколько человек получает, если его официальный доход (в базе фискальной службы) окажется меньше прожиточного минимума, ему в качестве дохода засчитают сумму 2 тысячи 900 гривен в месяц.
Впрочем, есть ряд исключений.
Если человек не работает и при этом получает пособие по безработице, в расчет будет принята фактическая сумма его дохода. А если не получает пособие, доход учтут в размере прожиточного минимума (1 тысяча 450 гривен).
Очень важно, что из перечня лиц, у которых в качестве дохода принимаются во внимание фактические размеры социальных выплат, исключены те, кто получает пособие по уходу за инвалидом I группы либо человеком, достигшим 80-летнего возраста. Таким образом, совокупный доход таких трудоспособных граждан составляет два размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособных.
Еще одно немаловажное изменение: повышены учитываемые при оформлении субсидии доходы предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения.
Так, для предпринимателей — плательщиков единого налога первой группы, независимо от их фактических доходов, в совокупный доход за каждый месяц включаются два размера прожиточного минимума (2 тысячи 900 гривен). Ранее доходы принимались во внимание в размере одного минимума.
Для предпринимателей — плательщиков единого налога второй группы — три размера прожиточного минимума (4 тысячи 350 гривен). Ранее было два прожиточных минимума.
Для предпринимателей — плательщиков единого налога третьей и четвертой группы учитываются четыре размера прожиточного минимума (5 тысяч 800 гривен). Ранее — три минимума.
При этом не принимается во внимание доход, полученный самозанятым лицом, и доход от предпринимательской деятельности, информацию о которых предоставила Государственная фискальная служба по запросу органов соцзащиты.
В то же время по решению местных органов власти или комиссий при этих органах для лиц, проживающих в семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, в расчет субсидии может включаться месячный доход на уровне прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в соответствующем периоде.
Чтобы получить субсидию, семья должна обратиться в органы социальной защиты лично или через онлайн-сервис. При этом людям достаточно заполнить всего два документа:
Кстати, еще в прошлом году правительство приняло решение освободить граждан от подсчетов своих доходов. В декларации достаточно написать, какой вид дохода (зарплату, пенсию, стипендию и так далее) получает человек и какая организация выплачивает ему эти деньги (Пенсионный фонд, вуз, предприятие). А сведения о суммах местные органы власти будут получать в ходе обмена данными с Пенсионным фондом, другими фондами социального страхования, высшими учебными заведениями и Государственной фискальной службой. И никаких дополнительных справок брать не нужно.
Вся информация, необходимая для назначения субсидии, поступает от организаций, которые предоставляют услуги. Например, о площади квартиры, стоимости отопления, квартплате — от ОСМД (объединение совладельцев многоквартирного дома), управляющих контор или ЖЭКов. О стоимости электроэнергии — от управлений облэнерго, газа — от облгазов.
Доходы членов семьи при назначении субсидии учитываются за предыдущие 12 месяцев, то есть за календарный год. Однако по истечении года субсидия продлевается автоматически — без повторного обращения.
Обязательный платеж семьи зависит исключительно от ее доходов. Проще говоря, граждане, имеющие более высокий доход, платят больше, чем те, у кого он низкий. Чтобы узнать, какой процент своего дохода обязана вносить семья, его сравнивают с прожиточным минимумом. Формула расчета достаточно сложная, поэтому Министерство социальной политики разработало специальную таблицу, в которой указано, сколько процентов необходимо платить в зависимости от суммы дохода (см. таблицу).
Например, если среднемесячный доход у семьи 1000 гривен на человека, то она будет платить только 5,36 процента своего заработка. А если 5 тысяч, то уже — 26,8 процента. Данный механизм поможет поддержать наименее защищенных наших сограждан. Тех, кто по-настоящему нуждается в государственной дотации.
Напоминаем, что получить ответы на все интересующие вопросы, в том числе о порядке назначения субсидии, можно, позвонив на правительственную горячую линию по номеру: 0−800−507−309 (звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные).
Кроме того, правительство разработало онлайн-калькулятор, который поможет людям сориентироваться в том, сколько им придется платить с учетом субсидии.
Расчет ежемесячного платежа |
||||
Доход на одного человека в месяц (гривен) |
Обязательная плата от дохода |
Размер ежемесячного платежа для семьи (гривен) |
||
из одного человека |
из двух человек |
из трех человек |
||
500 |
2,68% | 13,4 | 26,8 | 40,2 |
550 |
2,95% | 16,2 | 32,4 | 48,7 |
600 |
3,22% | 19,3 | 38,6 | 57,9 |
650 |
3,48% | 22,7 | 45,3 | 68,0 |
700 |
3,75% | 26,3 | 52,5 | 78,8 |
750 |
4,02% | 30,2 | 60,3 | 90,5 |
800 |
4,29% | 34,3 | 68,6 | 102,9 |
850 |
4,56% | 38,7 | 77,5 | 116,2 |
900 |
4,82% | 43,4 | 86,8 | 130,3 |
950 |
5,09% | 48,4 | 96,8 | 145,1 |
1000 |
5,36% | 53,6 | 107,2 | 160,8 |
1050 |
5,63% | 59,1 | 118,2 | 177,3 |
1110 |
5,95% | 66,1 | 132,1 | 198,2 |
1200 |
6,43% | 77,2 | 154,4 | 231,6 |
1300 |
6,97% | 90,6 | 181,2 | 271,8 |
1400 |
7,51% | 105,1 | 210,2 | 315,2 |
1500 |
8,04% | 120,6 | 241,2 | 361,9 |
1600 |
8,58% | 137,2 | 274,5 | 411,7 |
1700 |
9,11% | 154,9 | 309,9 | 464,8 |
1800 |
9,65% | 173,7 | 347,4 | 521,1 |
1900 |
10,19% | 193,5 | 387,1 | 580,6 |
2000 |
10,72% | 214,4 | 428,9 | 643,3 |
2100 |
11,26% | 236,4 | 472,8 | 709,3 |
2200 |
11,79% | 259,5 | 518,9 | 778,4 |
2300 |
12,33% | 283,6 | 567,2 | 850,8 |
2400 |
12,87% | 308,8 | 617,6 | 926,4 |
2500 |
13,40% | 335,1 | 670,1 | 1005,2 |
2600 |
13,94% | 362,4 | 724,8 | 1087,2 |
2700 |
14,47% | 390,8 | 781,6 | 1172,4 |
2800 |
15,01% | 420,3 | 840,6 | 1260,9 |
2900 |
15,55% | 450,9 | 901,7 | 1352,6 |
3000 |
16,08% | 482,5 | 965,0 | 1447,5 |
Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»