А вот владельцы ВАЗов, ЗАЗов и других автомобилей производства стран СНГ могут пользоваться щедростью страховщиков, пока их машина не переступит пятилетнего порога
Одна из типичных жалоб автомобилистов — страховая компания заплатила за ремонт, а вот на запчасти выдала лишь малую толику необходимой суммы. «Менеджер заявил мне: мол, машина у тебя не новая,- рассказал один из позвонивших в редакцию водителей, — а значит, ее детали изношены и стоят дешевле, вот мы тебе за них и выплачиваем. А как, спрашивается, я отремонтирую автомобиль за эти деньги? Ведь в магазине никого не интересует — старая у меня машина или нет».
Впрочем, страховщики, которым мы переадресовывали вопросы читателей, в таком положении вещей какой-то «нечестности» не видят.
- Наше дело компенсировать человеку ущерб, а вовсе не восстановить его машину, — пояснил руководитель одной из страховых компаний. — Так не будет, чтобы владелец за наш счет улучшал свой автомобиль, меняя уже изношенные запчасти на новенькие.
На стороне страховщиков был и закон: по утвержденной государством методике, автомобиль начинал изнашиваться после второго года эксплуатации, теряя в цене от 6 до 15 процентов (точные цифры зависели от марки, пробега и так далее). Скажем, владелец пятилетней машины на вполне законных основаниях мог получить от страховой компании в два раза меньше денег на покупку запчастей, чем рассчитывал.
Однако недавно Минфин вместе с Фондом госимущества сделали застрахованным водителям подарок, утвердив новую методику оценки стоимости автомобилей, на основании которой проводится и расчет страхового возмещения. Отныне износ машины может учитываться лишь с пятилетнего возраста для автомобилей производства стран СНГ и с семилетнего — для иномарок (в их число, согласно бюллетеню автотовароведа, попадает и Daewoo Lanos). Исключение делается лишь для машин, имеющих пробег, более чем в два раза превышающий нормативный (для «советских» авто нормой считается 14-21 тысяча километров, для иномарок — 22-30 тысяч километров в год).
Иными словами, даже владельцы видавших виды машин теперь могут рассчитывать на получение от страховой компании возмещения, которого хватит и на ремонт, и на новые детали из магазина. Правда, новшество стопроцентно касается лишь обязательного страхования — «автогражданки», когда расчет ущерба должен проводиться по государственной методике.
В случае же добровольных полисов КАСКО многие компании часто закладывают в договора страхования собственную систему увеличения износа. Так, у многих страховщиков автомобили уже со второго года «стареют» на 15-20 процентов. В такой ситуации, говорят эксперты, водитель от новой методики ничего не выигрывает — условия ему диктует страховая компания. В этом случае автомобилистам можно посоветовать впредь внимательнее читать договор, а также правила страхования, которые предлагает компания.
Впрочем, страховщики от нововведения и так в шоке — многие заявляют, что продавать полисы «автогражданки» теперь вовсе невыгодно, ведь в среднем сумма возмещения может вырасти примерно на 1-1,5 тысячи гривен. Выход из положения страховые компании видят в повышении тарифов на обязательное страхование. По словам экспертов, в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины уже заняты соответствующими расчетами. По предварительной информации, планируется повысить стоимость полисов «автогражданки» с нового года на 15-20 процентов (но точки над «і» здесь может расставить только парламент, ведь цена обязательного полиса регулируется законом). Пока же, по словам страховых брокеров, компании попытаются компенсировать свои затраты путем «зарезания» счетов, приходящих с СТО. К примеру, откажутся платить за «перепыл», который делают, чтобы не было заметно разницы между перекрашенными после повреждения и остальными частями кузова.
- Отказать в оплате этой работы могут, ссылаясь на то, что напрямую к ремонту поврежденной части машины она отношения не имеет, — пояснил один из страховых брокеров.