Как сообщали «ФАКТЫ», в понедельник вечером в элитном поселке Горки-2 был расстрелян известный террорист, бывший УБОПовец и лидер харьковского «Оплота» Евгений Жилин, которого давно и безуспешно разыскивало МВД Украины. Тщательно загримированный киллер с накладными усами заказал кофе и долго сидел за столиком в шляпе, плаще, желтых очках и перчатках. Когда появился Жилин со своим спутником Андреем Козаром (также бывший УБОПовец, уже шесть лет числится в розыске за убийство харьковского журналиста Василия Климентьева) и они начали ужинать, убийца получил сигнал по телефону, достал из рюкзака пистолет и дважды выстрелил в голову Жилину. Третьим выстрелом он ранил в горло Козара и убежал.
Прибывшим не место полицейским Козар успел сообщить, что в ресторане у них была назначена бизнес-встреча, касавшаяся «шахт Донбасса». Также он сказал, что стрелявший был похож на Боярского. (Вскоре, правда, жена Михаила Боярского опровергла причастность мужа к убийству, рассказав журналистам, что в момент расстрела тот был на игре питерского «Зенита».) Впоследствии при обысках по месту жительства Жилина обнаружили долговые расписки на большие суммы денег. Поэтому основной версией следствие отрабатывает коммерческую деятельность погибшего.
Сторонники Жилина из числа приверженцев «русского мира» высказали предположение, что его достала «рука СБУ». В то же время большинство украинских политиков и чиновников в этом сомневаются. Они более склонны верить в операцию российского ФСБ, которое то ли «зачистило» отработанный материал, слишком много знавший, но уже ставший ненужным, то ли инсценировало убийство, чтобы защитить особо ценного агента. А в МВД Украины намекнули о возможной причастности к этому харьковского мэра Геннадия Кернеса — Жилина подозревали в организации двух покушений на него в 2004 и в 2014 годах.
Эту версию поддержал и журналист Виталий Портников, написавший на сайте «Лига», что причины гибели Жилина «могут вести и к обыскам, которые Генпрокуратура Украины начала в помещениях, связанных с Геннадием Кернесом и Михаилом Добкиным». Впрочем, руководитель Национальной телекомпании Украины Зураб Аласания, который лично знал Евгения Жилина по предыдущей работе в Харькове, в этом сомневается. «Самыми острыми свидетелями дел друг друга в самые тяжелые времена, в марте 2014 года, были как раз Кернес и Жилин. И то, что предшествовало захвату областной администрации в Харькове, распоряжение „титушками“… Они держали руку на пульсе, знали, что происходит. И, конечно, первая версия, которая напрашивается, это свидетели, которые друг друга тем или иным способом убирают. Но это слишком простая версия, и я не думаю, что мы можем это утверждать», — заявил он «Радио «Свобода», предположив, что следы заказчиков убийства ведут в Москву.
Аласания сообщил также, что Жилин был «мостиком между двумя мирами — милицейским и криминальным. Из Харькова в Киев он возил каждую субботу, по его словам, очень крупные суммы денег. Дань, которой были обложены все предприниматели, городские, областные власти и так далее, — все это собиралось здесь и отвозилось структурам президента Януковича. Часть этих денег, по его словам опять же, оставалась ему, и он их использовал на строительство „русского мира“. На вооружение и обучение „Оплота“, на поддержку массы отдельных организаций».
Однако «коммерческая» версия Следственного комитета России пока выглядит наиболее убедительной. По данным как официальных, так и неофициальных источников, Евгений Жилин в Украине несколько лет занимался отмыванием и обналичкой теневых денег, а также хищением бюджетных средств, часть которых впоследствии ушла на организацию захвата Донбасса террористами и попытку организовать «русскую весну» в Харькове. Только по обнародованным нашими правоохранителями фактам структуры Жилина увели из бюджета более миллиарда гривен. После бегства в Россию он продолжил оказывать «конвертационные услуги» местным теневикам. И якобы где-то зависла многомиллионная сумма, за невозврат которой его и могли убить.
Кроме того, Жилин участвовал в не всегда законных схемах поставок угля с захваченных террористами территорий Донбасса — как в Россию, так и на подконтрольные Киеву территории. А также — в поставках террористам из «ДНР/ЛНР» бензина и дизтоплива.
Интересно, что в Подмосковье Жилин поселился по соседству с другим беглецом из Украины — Игорем Сосновским. Тот долгое время работал в налоговой, был советником Николая Азарова в бытность его премьером, а сейчас контролирует часть шахт на захваченной террористами и россиянами территории. Российским следователям стало известно, что Жилин и Сосновский или его представители довольно часто встречались для решения вопросов по угольному бизнесу. И встречи эти обычно проходили в ресторанах. Но, попытавшись опросить Сосновского, следователи не нашли его дома. Как оказалось, за несколько часов до убийства Жилина Сосновский улетел в Ростов, где его следы затерялись. Возможно, он пересек границу и скрылся на неконтролируемой территории Донбасса.
Напомним, что погибший не всегда ворочал миллионами. В 2005—2007 годах офицер Харьковского УБОП Жилин, обвиненный в подрыве автомобиля Геннадия Кернеса и ряде других тяжких преступлений, содержался под арестом в СИЗО. Однако тогда его оправдали и восстановили на службе.
В это же время журналист Василий Климентьев издавал в Харькове газету «Новый стиль», специализировавшуюся на расследовании коррупции в правоохранительных структурах. Журналист неоднократно публиковал материалы о том, что «убоповец» Жилин при содействии зампрокурора области и начальника УБОП «отжимал» бизнес у местных предпринимателей. Покровители в свою очередь помогали Жилину избегать наказания, а также содействовали восстановлению в должности. Как писал Климентьев, ссылаясь на слова самого Жилина, оправдание и восстановление обошлось капитану в 260 тысяч долларов…
В 2009 году в отношении пасынка Климентьева — Ивана Удовенко — была предпринята попытка покушения. Подозреваемого задержали. Покушался Юрий Мирошниченко — сын «ростовского маньяка» Андрея Чикатило (из-за «славы» отца Юрий несколько раз менял фамилию). В телефонном разговоре с Климентьевым задержанный рассказал, что убить Удовенко ему приказали Жилин и еще два «убоповца». За это Мирошниченко пообещали «забыть» о его старых преступлениях. В противном же случае милиционеры угрожали убить сына Юрия. Об этом и многом другом Климентьев написал в открытом письме президенту Виктору Януковичу, опубликованном в апреле 2010 года. А спустя четыре месяца журналист Василий Климентьев исчез. Вскоре нашли его лодку и вещи, было возбуждено дело об убийстве.
Тогдашний глава МВД Анатолий Могилев даже сообщил, что в деле замешаны «оборотни в погонах», а замминистра Василий Фаринник назвал подозреваемого: Андрей Козар. Именно он предложил Климентьеву идею очередного расследования, и именно он был последним, кто видел журналиста живым. Однако Козар (который после ужина с Жилиным в ресторане «Ветерок» находится сейчас в реанимации в одной из подмосковных больниц) ударился в бега и уже шесть лет числится в розыске. В причастности к преступлению в отношении Климентьева подозревали и Жилина. Но он заявил, что в момент исчезновения журналиста находился в СИЗО по подозрению в другом убийстве. Дело Климентьева до сих пор не раскрыто.
Жилин же в 2010 году вышел на пенсию и сразу создал группу компаний, фондов и клубов под общим названием «Оплот». Бойцов его клуба уже тогда обвиняли в рэкете и рейдерстве, а также — в борьбе с украинским национализмом. Во время Революции достоинства он поставлял титушек для Антимайдана. А после перебрался в оккупированные террористами районы Донбасса. Стал советником по экономическим вопросам главаря «ДНР» Захарченко — бывшего руководителя донецкого филиала «Оплота». В августе 2014 года украинские правоохранители объявили Жилина в розыск. В этом году суд заочно определил ему меру пресечения — содержание под стражей.
Впрочем, и МВД, и Генпрокуратура, и СБУ заявили, что готовы закрыть уголовные производства в отношении Жилина и снять его с розыска, если российские власти официально подтвердят его смерть. Пока такое подтверждение в адрес наших правоохранителей не поступило. Тем временем начальник уголовной полиции главка Нацполиции в Харьковской области Игорь Назаренко сообщил на брифинге, что Жилина планируют хоронить в четверг в российском Белгороде — рядом с могилой его отца. В этом городе живет супруга убитого с тремя дочерьми. Ранее предполагалось, что похороны будут в Харькове, поскольку там проживает мать Жилина.
Кстати, на информационной волне вокруг расстрела Жилина всплыл призабытый Олег Царев. В эфире российского канала «Дождь» он сказал, что часто видел Евгения. Тот якобы был практически безработным, пытался организовать в России серию боев без правил, начать охранную деятельность и вел мелкий бизнес с «ДНР». Царев отверг коммерческую версию и предположения о мести Кернеса, поскольку уверен: Жилина убрали бойцы украинских Сил специальных операций. «Мне жаль, что тех людей, которые стояли у истоков „русской весны“, становится все меньше», — поскорбел Царев.