В Полтавском учебно-воспитательном комплексе N 16 случилось ЧП: детей разгоняли с помощью вооруженной охраны
Многие из участников тех событий восприняли случившееся как интересное приключение. А вот 11-летний Яков Сердюченко, наблюдавший за разгоном футбольной команды, в которой играл его старший брат, пережил настоящий шок. Ребенок испугался, что Костя не успеет выбраться из-за трехметровой ограды, которой обнесен стадион, и по нему начнут стрелять. «Младший сын всю ночь не мог уснуть, и я вместе с ним заново переживала его страх», — взволнованно рассказывает мама мальчиков Иванна Сердюченко.
В прошлую пятницу после уроков группа учеников старших классов Полтавской школы N 16 собралась поиграть в футбол на школьном стадионе. У ребят был выбор — то ли отправиться на большое футбольное поле, то ли играть на площадке, которая зимой превращается в ледовый каток, то ли идти на огороженное мини-поле с искусственным покрытием. Мальчишки выбрали мини-поле. Там чисто и мягко падать. Но площадка, как обычно, была заперта на замок. Забраться туда через трехметровое заграждение мальчишкам не составило труда. Оказавшись на поле, разбились на четыре команды.
- Матч длился не больше пяти минут, — наперебой вспоминают ребята. — Но вдруг мы увидели, что к нам бегут двое охранников — в касках и бронежилетах, на ходу передергивая затворы пистолетов и автоматов. Стало по-настоящему страшно. Мы давай удирать. Позади — люди с оружием, впереди — трехметровое заграждение. Прыгали прямо с него. Потом удивлялись, что никто не покалечился. Только один мальчишка колено разбил
В футбол, понятно, они уже не играли — расстроенные разбрелись по домам. Несколько человек, чтобы не пугать родителей, ни о чем дома не рассказали, но большинство не могли скрыть эмоций.
- Узнав, что сыну пришлось прыгать под дулами оружия с такой высоты, я чуть с ума не сошла, — едва не плачет женщина, попросившая не называть ее фамилии. — Перецеловала все его косточки, проверяя, ничего ли не сломал Хорошо, что в то время там не было соседского мальчика, который заикается. Неизвестно, как бы он среагировал на тот разгон.
- У меня в голове не укладывается, что такое вообще могло произойти, — подключается к разговору Ольга, мама одного из восьмиклассников. — Неужели охрана, за которую мы платим деньги, выступила против детей? Они же не преступники
Почему на закрытую школьную футбольную площадку была вызвана бригада частной охранной фирмы? И почему люди, не имеющие права носить и применять боевое оружие, были вооружены? «ФАКТЫ» совместно с телеканалом «1+1» попытались выяснить это у руководства фирмы. Однако крепкий молодой мужчина, который, как нам сказали, компетентен дать по этому поводу комментарии, для чего пригласит журналистов в свой рабочий кабинет, так и не выполнил обещание. Прождав на улице минут двадцать, мы с коллегой с телевидения напомнили о себе звонком в дверь. Никакой реакции. Только приоткрылись жалюзи, когда мы постучали в окно. И снова закрылись. Видимо, представителю охранной фирмы нечего было сказать в оправдание действий своих подчиненных.
В возникшем инциденте директор школы Виктор Явтушенко отстаивает собственную позицию.
- Поле с искусственным покрытием предназначено для проведения на нем занятий футбольной секции и игры в мини-футбол во время учебного процесса, — объясняет он. — В остальное время площадка закрыта, иначе ее давно бы уже не было. Вы же знаете, на каком уровне находится самосознание наших людей. Почему-то каждый считает, что если поле оборудовано на школьной территории, то на него позволено заходить всем. И еще упрекают меня: «Оно что, твое личное?»
Виктор Иванович с удовольствием рассказывает о достижениях школьных команд по футболу и волейболу — ребята даже с всеукраинских соревнований привозят грамоты и призы. Показывает многочисленные фотографии своих воспитанников в компании известных футболистов страны и мячи с подписями спортивных знаменитостей. В самом деле, шестнадцатая школа — одна из лучших в городе в плане физического воспитания детей. И тем более досадно, что здесь, оказывается, ведут борьбу со своими же учениками, не занимающимися в секциях.
- Они портят общественное имущество, а денег на его содержание школа не имеет, — убеждает Виктор Иванович. — Уже и так сетку-рабицу на ограждении пришлось менять, газона там почти нет — стерли, ковер расходится. Латаем, как можем, клеим Но это неправда, что дирекция школы не пускает на мини-поле своих учеников. Оно закрыто только для посторонних. Своим — пожалуйста. В каждом классе знают: если есть желание поиграть, нужно составить список команд и взять ключи от площадки у дежурного. Однако это требование не соблюдается. Дети перелазят через ограждение, все ломают и трощат. А кто будет нести ответственность, если в это время ребенок получит травму? Конечно, директор! Мне это не нужно, у меня других проблем хватает Школьных сторожей ученики не слушаются, на их замечания отвечают грубостью. В ту пятницу дежурная, стоящая на входе, уже раз прогнала мальчишек, забравшихся на поле, но они вернулись снова. И тогда женщина нажала на «тревожную» кнопку. Хотя я не уверен, что охранники приезжали с оружием
В разговоре с ребятами выяснилось, что охрану школа вызывала уже не раз. Только раньше она приезжала не с автоматами, а с дубинками. Тем не менее самовольные проникновения на футбольное мини-поле (кстати, подаренное школе федерацией футбола и бывшим мэром города и достроенное с помощью родителей) продолжаются.
- Запретный плод сладок, — резюмируют подростки. — А чем, скажите, можно заняться школьникам в спальном микрорайоне? Лучше за компьютером сидеть или пиво пить? И почему это взрослым дядькам, приезжающим сюда по выходным на крутых тачках, разрешается играть, а нам нет?
- Так они же деньги платят! — просвещает нас один из мальчиков. — Мы с друзьями спрашивали, сколько им обходится побегать по полю, а они ответили, что по двадцать гривен с человека за полдня.
- Директор тоже разрешил бы нам играть, если бы каждый купил по три банки краски, — вздыхает его приятель.
С учетом финансов у директора, похоже, действительно существуют проблемы. Родители утверждают: Явтушенко заверял их, будто деньги принимаются за пользование мини-полем по приходным ордерам. Нам же, журналистам, директор заявил, что никакой оплаты ни у кого не берет. Взрослые футболисты, дескать, пользуются полем раз в неделю, поскольку они его ремонтируют. Недавно сетку-рабицу новую поставили, доски в заграждении кое-где поменяли
- Да, возможно, в этом случае был небольшой перегиб, — все же признает Виктор Явтушенко. — Но за нарушение дисциплины нужно нести ответственность. Я буду убеждать родителей и в дальнейшем ограничении доступа на мини-поле.
- Директор школы, на мой взгляд, просто расписывается в собственном бессилии, — считает Станислав Сердюченко, папа двух сыновей. — Он поступил абсолютно непедагогично. Есть другие способы решения проблемы, кроме как вызывать вооруженную охрану, чтобы она прогнала его же учеников со школьного(!) стадиона. Такое вообще необъяснимо с точки зрения здравой логики. Наша семья отказывается в дальнейшем платить за такую охрану.
- Право на ношение и применение огнестрельного оружия и оружия травматического действия (дубинки) в целях защиты людей имеют только сотрудники управления Государственной службы охраны МВД Украины, — прокомментировал ситуацию начальник центра по связям с общественностью Полтавского областного управления милиции Юрий Сулаев. — Ни одна частная охранная фирма такого разрешения не имеет. Экипировка их охранников состоит из бронежилета и каски, даже наручники им не положены. В случае, если приходится выезжать на задержание преступников, они обязаны вызвать следственно-оперативную группу милиции.
Теоретически можно предположить, что у представителей частной охранной структуры было оружие, имитирующее настоящее и стреляющее резиновыми пулями. Возможно, они возят его для психологического устрашения. Но и это влечет за собой административную ответственность и лишение лицензии на дальнейшую деятельность. Однако такое наказание применяется только после проверки фирмы правоохранительными органами по заявлению потерпевших.
Заявления в милицию от родителей пока не поступало. Они предъявляют претензии директору школы, с позволения которого все это случилось, а не к исполнителям команды.
P. S. Как сообщили в пресс-службе Полтавского горсовета, директору школы вынесен выговор городским управлением образования за неумение организовать работу спортивных объектов во внеурочное время. Глава областной администрации Валерий Асадчев был еще более категоричен: «Если человек совершает подобные вещи, он должен быть отстранен от учебного процесса».