Украина

«В Зале наград Мариинского дворца нет выключателей, ведь если сразу дать на люстры ток, они перегорят»

6:30 — 5 октября 2016 eye 2224

Завершился первый этап реставрации церемониальной резиденции президента Украины

После продолжительного перерыва реставрация одной из достопримечательностей Киева — старинного Мариинского дворца — возобновилась в сентябре 2014 года. И вот теперь завершен первый этап работ — полностью приведено в порядок правое крыло исторического здания. Глава государства Петр Порошенко уже трижды вручал там награды героям АТО, деятелям искусства, политикам (напомним, что Мариинский дворец является церемониальной резиденцией президента Украины).

Отремонтированную часть дворца корреспондентам «ФАКТОВ» показал руководитель управления капитального строительства Государственного управления делами Василий Можар.

С Василием Можаром заходим в правое крыло дворца. Внутри все сияет новизной, преобладают нежные пастельные тона: бежевый, бледно-розовый, салатовый. На потолках и стенах много позолоты. Батареи отопления спрятаны под светлые панели с ромбовидными отверстиями. Помещения освещаются люстрами классического дизайна.

— Интерьеры мы здесь сделали заново, ведь реставрировать было практически нечего, — говорит Василий Можар (на фото). — Дело в том, что при царях (дворец был построен в XVIII веке для императрицы Елизаветы Петровны. — Авт.) в этой части здания находились комнаты для прислуги и хозяйственных нужд, поэтому особых изысков не было изначально. Впрочем, мы старались сделать здесь все в соответствии со стилистикой сохранившихся аутентичных интерьеров этого дворца. Поэтому, например, полы мраморные. Справа от входа мы разместили гардероб и туалеты. Давайте пройдем дальше по коридору, покажу залы и пресс-центр.

Заходим в первый зал. Вдоль его стен стоят выкрашенные в белый цвет стулья с изогнутыми ножками и резными спинками, в глубине помещения — такого же цвета столик с позолотой.

— Мы не знаем, когда точно была изготовлена эта мебель, но известно, что раньше она находилась в Мариинском дворце, — поясняет Василий Можар. — Кстати, в 1980 годы в ходе масштабной реставрации дворца для одного из центральных залов украинские мастера изготовили 60 стульев по образцам из так называемого гардероба Геббельса. Этот гардероб, состоящий из нескольких предметов, привезли в Киев из Германии после Второй мировой войны. По дошедшим до нас сведениям, он стоял в спальне главного гитлеровского пропагандиста.

В зале, в котором мы сейчас с вами находимся, гости будут ожидать начала тех или иных мероприятий. По соседству есть еще одно просторное помещение, предназначенное для этих же целей.

— В интерьерах много позолоты. Считали, сколько золота использовали?

— Пока точную цифру назвать не могу, однако она небольшая. Ведь сусальным золотом покрыты лишь некоторые элементы, в основном же использованы либо краска под золото, либо специальное покрытие на основе медных смесей.

Заходим в просторное помещение пресс-центра. Кресла для журналистов необычно большие — похожи на те, что стоят в самолетах. Оказалось, они оснащены выдвижными столиками, розетками для подключения ноутбуков. Слова спикеров можно слушать в переводе на пять языков мира. В здании, конечно же, есть бесплатный Wi-Fi.

Проходим по коридору, и Василий Михайлович выводит нас в небольшой уютный внутренний дворик. На клумбах цветет сиренево-голубоватая лаванда. Посередине дворика — старинный чугунный фонтан.

— В 1900 году на киевском заводе Гретера и Криванека (переименован в советские годы в «Большевик») за одну ночь были отлиты из чугуна сразу несколько больших и малых фонтанов для дворца, а также парка, в котором он находится, — сообщил собеседник. — А теперь пройдемте в главное помещение отреставрированной части дворца — Зал наград. Работа над его созданием заняла два года. Помещение, в котором он находится, не является частью дворца — оно было пристроено в 30-х годах прошлого века для размещения кинотеатра. Потолки в кинотеатре были низковаты, поэтому мы их подняли на два метра за счет чердака. Благодаря этому пространство зала стало пропорциональным.

Зал наград впечатляет великолепием убранства: мраморные полы с разноцветными узорами, богатая лепнина, величественные люстры.

— Пол сделан украинскими мастерами, — рассказывает Василий Можар. — В основном использован мрамор из месторождений нашей страны. Видите, пол идеально отполирован. Чтобы добиться этого, специалисты выполнили девять этапов полировки.

— Зал украшен красивыми крупными колоннами нежно-розового оттенка. Они сделаны из украинского мрамора?

— Нет, из итальянского. В Украине мрамор с таким оттенком не добывают. Колонны изготовлены на фабрике в Италии цельными и доставлены в Киев в специальных контейнерах.

— Люстры тоже иностранного производства?

— Это работа киевских мастеров, правда, специальное стекло, которое выглядит как хрусталь, закупили в Чехии. Кстати, в Зале наград нет выключателей. Дело в том, что если сразу дать напряжение на эти впечатляющих размеров люстры, лампочки и проводка могут перегореть. Поэтому освещение включается благодаря специальной автоматике — она постепенно увеличивает подачу напряжения. Следует сказать, что мы идем к тому, чтобы в будущем создать в Мариинском дворце пульт, с которого оператор станет управлять всеми инженерными системами дворца: вентиляции, кондиционирования, освещения, видеонаблюдения…


Выходим из отремонтированного правого крыла дворца и направляемся к его центральной части, где сейчас ведутся работы.

— Реставрация Мариинского дворца была начата в 2007 году, — рассказывает нам по дороге Василий Михайлович. — Тогда решили очень важные задачи по стабилизации фундаментов здания — загнали в землю большое количество свай. Также заменили кровлю, в подвалах установили современное инженерное оборудование, подготовили стены к нанесению штукатурки. К сожалению, в 2010-м финансирование прекратилось. И только после победы Революции достоинства удалось добиться выделения средств. Когда мы пришли сюда возобновлять реставрацию, вокруг дворца вымахали сорняки выше моего роста. Историческое здание имело плачевный вид. Площадь помещений дворца — около 14 тысяч квадратных метров, отреставрировано пока четыре тысячи.

Останавливаемся возле парадных ворот, что напротив центральной части дворца.

— Видите, рабочие практически закончили мощение двора (он называется курдонер) гранитными плитами, — говорит Василий Можар. — Отреставрирован фасад с лицевой стороны здания. Перед побелкой фасадов мы взяли со стен пробы штукатурки и отправили ее в лабораторию, чтобы определить, в какой цвет дворец был выкрашен изначально. Заказали на фабрике красящее покрытие именно такого оттенка.

До конца нынешнего года решим вопрос с обновлением окон центральной части дворца. Отреставрируем те, что можно привести в порядок, остальные заменим на новые с дубовыми рамами.

Предстоит поменять окна и в левом крыле. Закажем рамы из алюминия с покрытием под дерево. Решили так поступить ради экономии, ведь левое крыло является техническим — там находятся кухня и другие служебные помещения.

Из того, что планируем сделать в 2017-м, ключевым является реставрация Красного, Белого и Зеленого залов, которые находятся в центральной части дворца. В каждом из них для опытной бригады реставраторов работы хватит на целый год.

Следует сказать, что в советские годы во дворце смонтировали современную систему отопления (до этого залы отапливали с помощью каминов), но сделали это так, что трубы и батареи находятся на виду. В ходе реставрации мы их закроем. Кстати, хотя дворец и подключен к системе централизованного отопления, помещения удается нагреть зимой всего до 10—12 градусов. Чтобы поднять температуру до 20 градусов, задействуем систему кондиционирования и вентиляции.

— Восстановите в залах аутентичные интерьеры?

— Да, но нужно понимать, что от внутреннего убранства, которое здесь было сразу после постройки дворца 260 лет назад, практически ничего не осталось. Мы максимально сохраним интерьеры, созданные в начале ХХ века при последнем российском императоре Николае II.

Дело в том, что к концу ХIХ века дворец пришел в упадок. В результате одна коммерческая структура, занимавшаяся минеральными водами, взяла его в аренду на тех условиях, что все полностью отремонтирует за свой счет и откроет водолечебницу. Так в этом здании появились палаты для пациентов. Лечебница съехала отсюда после визита в Киев в начале ХХ века Николая II. Ему не понравилось, что царский дворец кто-то занял. Он приказал выпроводить посторонних и отремонтировать здание в соответствии с его статусом. Работы были завершены через два года, и царь стал пользоваться этим дворцом как своей летней резиденцией.

Когда началась гражданская война, Мариинский неоднократно грабили. В 1918—1920 годах власть в Киеве менялась чуть ли не каждый месяц. Те, кто становились у руля, стремились разместить во дворце свои учреждения. Когда им приходилось бежать, как правило, уносили отсюда что-нибудь ценное. Последними в этой череде были польские войска маршала Юзефа Пилсудского, взявшие Киев в 1920 году. Оставляя наш город, они сбили с потолков большое количество лепнины — ради золота, которым она была покрыта. По оценкам специалистов, таким образом мародеры заполучили примерно три килограмма драгоценного металла!

Замечу, что красивые белые фигуры древнегреческих богинь любви и милосердия, которые вы видите над центральным входом, появились здесь в 1980 годы во время проведения масштабной реставрации дворца. Согласитесь, они украсили фасад, поэтому решено их оставить.

— В прежние годы специалисты поднимали вопрос о том, что склону, рядом с которым стоит дворец, угрожают оползни. Удалось решить эту проблему?

— Все сделано для того, чтобы дворец надежно стоял на своем месте и чтобы под его весом не сползал склон: под здание заведены 1400 свай глубиной до 18 метров. Они соединены между собой бетонной перемычкой. Таким образом, дворец посажен на свайное поле. Кроме того, создана хорошо продуманная дренажная система, а площади возле дворца мы покрываем мощением. Это сделано для того, чтобы как можно меньше влаги проникало в грунты — когда они сухие, то надежно выдерживают нагрузки.


*В ходе создания Зала наград потолок подняли на два метра за счет чердака Василий Можар: «В 2017 году планируем реставрировать Красный, Белый и Зеленый залы, которые находятся в центральной части дворца» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)


*До конца нынешнего года должны восстановить уцелевшие и заменить пришедшие в негодность окна в центральной части дворца

Больше фото смотрите здесь