История современности

Ровно 60 лет назад сошел с конвейера первый автомобиль ГАЗ-21

9:00 — 10 октября 2016 eye 2797

Оленя на капоте «Волги» перестали устанавливать, поскольку во время дождя потоки воды, ударяясь о фигурку, заливали лобовое стекло

10 октября 1666 г. Петр Дорошенко избран временным гетманом Правобережной Украины.

11 октября 1881 г. Американец Дэвид Хьюстон запатентовал фотопленку.

11 октября 1931 г. В СССР полностью запрещена частная собственность.

12 октября 1901 г. Резиденция президента США благодаря Теодору Рузвельту стала официально называться Белый дом.

13 октября 1921 г. Родился французский певец-шансонье и актер Ив Монтан.

14 октября 1851 г. В Великобритании основано агентство новостей «Рейтер».

14 октября 1926 г. Увидела свет книга Александра Милна «Винни-Пух».

15 октября 1666 г. Английский король Карл II впервые надел жилет, введя новую моду.

16 октября 1941 г. Советские войска оставили Одессу.

«Волга» пришла на смену автомобилю «Победа». Первые ГАЗ-21 были собраны в октябре 1956 года. После полевых испытаний модель представили в Кремле маршалу Георгию Жукову. Он раскритиковал облицовку радиатора, сказав, что она похожа на акулий оскал (решетка имела широкие вертикальные прорези). За неделю дизайнеры и конструкторы сделали решетку с горизонтальными прорезями и приделали к ним звезду. Первым заводским индексом модели был ГАЗ-М-21 с задним приводом, двигателем объемом 2,4 литра и мощностью 75 лошадиных сил. Расход бензина — 13,5 литра на сто километров. До ста километров в час автомобиль разгонялся за 34 секунды, а потолок максимальной скорости составлял 130 километров в час. Стоимость «Волги» — 5 тысяч 600 рублей. Таких автомобилей с октября 1956 по ноябрь 1958 года было выпущено 30 тысяч.

Впервые в отечественном автомобилестроении на «Волге» была установлена автоматическая коробка передач. Но техническое обслуживание этих машин было слабым, чтобы поддерживать такую инновацию. Всего изготовили 700 моделей с «автоматом».

С 1959 по 1962 год выпускались «Волги» второй серии, имевшие крупноячеистую радиаторную решетку. Третий выпуск — с радиатором с мелкими ячейками — был самым многочисленным и выпускался до июля 1970 года. Знаменитый олень, украшавший капот «Волги» первой и второй серий, в дальнейшем не был использован. Во время аварий металлическая фигурка с острыми краями нередко травмировала участников ДТП и пешеходов, к тому же во время дождя потоки воды, ударяясь об оленя, заливали лобовое стекло. А еще олень, как магнит, привлекал воров, которые срывали его с автомобилей. Поэтому фигурку оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменив ее каплей — травмобезопасной обтекаемой фигурой вытянутой формы. Но в дальнейшем отказались и от капли. Правда, многие водители где-то доставали оленей и продолжали ставить их на капоты своих авто.

В 1964 году три ГАЗ-21 приняли участие в ралли Монте-Карло. Призовых мест они не заняли, но успешно финишировали, что было большим достижением. В гонках стартовало почти 300 автомобилей, а до финиша дошло чуть больше половины. Советская команда при этом шла без предварительного ознакомления с трассой, при отсутствии сервисной поддержки и знания французского. Но на Западе «Волга» не пользовалась успехом. Причины были самые разные. Одной из них стала звезда на решетке радиатора, которая намекала на коммунистическую угрозу. Возможно, по этой причине в последующих моделях звезду убрали. Советский автопром выпустил и ГАЗ-21 с правым рулем, но это не добавило авто популярности в Англии. «Волга» была несколько крупновата и прожорлива для Европы. А такие ее достоинства, как плавность хода и комфортная езда по плохим дорогам там не ценились.

ГАЗ-21 выпускали в двух кузовах — четырехдверный седан и грузопассажирский универсал. Для такси изготавливали особые версии — ГАЗ-21Т и ТС (экспортный вариант). В них были раздельные передние сиденья вместо дивана, встроенный таксометр и ставший культовым зеленый огонек.

«Волгу» снимали во многих советских кинофильмах: «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука». Пожалуй, самая удивительная «Волга» — ГАЗ-23, предназначенная для спецслужб. Внешне она ничем не отличалась от обычной «Волги». Все самое интересное скрывалось под капотом: двигатель объемом 5,5 литра и мощностью 195 лошадиных сил. Автомобиль разгонялся до 100 километров в час за 16 секунд, был оборудован автоматической коробкой передач. С конвейера сошло 603 ГАЗ-23.

Для простых смертных «Волга» была несбыточной мечтой. На машинах этой марки ездили актеры, певцы, космонавты, политики. За полет в космос Юрий Гагарин получил ГАЗ-21 второй серии специальной сборки — черного цвета, с голубым салоном. Год выпуска — 1960. Сейчас это авто находится в музее в городе Гагарин. Кстати, Юрий Гагарин побывал в космосе раньше, чем получил водительские права. Всего было выпущено 639 тысяч «двадцать первых», отдельные экземпляры можно встретить на улицах и по сей день.

Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»