Мир

"В Эмиратах стюардессы каждый год должны сдавать экзамен, подтверждая свою лицензию на работу"

7:30 — 7 октября 2016 eye 20330

В Объединенных Арабских Эмиратах, как свидетельствует статистика, живут порядка пяти миллионов человек, основная часть которых — иностранцы, приехавшие в эту страну работать. Эксперты утверждают, что ежегодно это государство принимает до десяти миллионов туристов. Так что местные компании уже который год охотно приглашают граждан других стран на работу, связанную с туристической отраслью, строительством и сферой обслуживания.

Кстати, несколько лет назад право оформлять визы иностранцам, едущим отдыхать в ОАЭ, получила Emirates Airlines. Естественно, это правило работает лишь для клиентов авиакомпании, которые теперь могут подавать соответствующее заявление, оплачивать услугу и получать визы в режиме онлайн.

О том, как работается в этой арабской стране иностранцу, «ФАКТАМ» рассказала наша соотечественница Ирина-Изольда Горбылева, которой несколько лет назад удалось трудоустроиться в Emirates Airlines стюардессой.

— Я довольно долго прожила в Греции, — рассказывает Ирина-Изольда. — Работала в галерее — продавала предметы искусства, но потом решила вернуться в Украину и обустраиваться уже на родине. Я знаю английский и греческий языки, так что рассчитывала найти хорошее место. Однако все получилось с точностью до наоборот — то, что предлагалось, меня не устраивало. Сначала думала, что найду себя в сфере продаж, но в киевские бутики меня не взяли. Потом были собеседования в банке на должность референта, но тоже безрезультатно. Отказали и в авиакомпании, куда я попыталась устроиться стюардессой. Сказали, что я, 30-летняя… не подхожу по возрасту. Собственно, мне не особо хотелось там работать — просто решила попробовать силы перед тем, как подавать заявку в Emirates Airlines. Моя сестра — стюардесса, пролетала более десяти лет, так что я прекрасно понимала, что это очень и очень тяжелый труд.

— Что представляет собой собеседование в зарубежной компании?

— Сначала были вопросы по резюме, затем — тест на знание английского языка и работа в группах. Потом меня пригласили на персональное интервью. С собой нужно было принести две фотографии: одну в полный рост, а вторую — портретную, с собранными волосами и с красной помадой на губах. Помню, было утро воскресенья. И мне нужно было где-то сделать эти фотографии. В Интернете нашла координаты фотохудожника, отправилась к нему в безумно дальний район, в полуподвальную студию… Потом эту историю я рассказала на собеседовании. Менеджерам по персоналу такой подход к решению проблемы понравился.

Собственно, в больших зарубежных корпорациях на собеседованиях у соискателей всегда спрашивают о том, в какие сложные ситуации они попадали и как из них выкручивались — путь славы работодателя мало интересует. Просят рассказать о худшем клиенте, о своем промахе, о путях решения проблемы. Также во время отбора большое внимание уделяют результатам работы претендентов в группах, тому, как они взаимодействуют друг с другом, как проявляют себя. Интересен тот факт, что сильному лидеру, берущему всю работу на себя, предпочтут человека, способного хорошо вписаться в коллектив. Ты, конечно, можешь предложить группе свой путь решения поставленной задачи, но при этом не следует давить на коллег. Ну и, конечно, обязательным является хорошее знание английского языка. Уровень должен быть достаточным для прохождения теста на получение лицензии GCAA (Главного управления гражданской авиации). Ведь если ты, приехав в ОАЭ, завалишь экзамен на лицензию, то все вложенные в тебя деньги компания теряет.

— О каких именно деньгах вы говорите?

— Речь идет о затратах на переезд нового сотрудника в Дубаи. Это и авиабилеты, и оформление визы, и жилье. У Emirates в Дубаи есть дома, где живут стюардессы. Обычно это трехкомнатная или четырехкомнатная квартира с общим залом и кухней. У каждой девушки — своя спальня с ванной. Как правило, в таких квартирах живут по два-три человека. Когда я открыла дверь в свою будущую комнату, то была приятно удивлена. Меня ждал презент от компании. Это была не только еда на первое время, но и большая коробка со всем необходимым: постельным бельем, гладильной доской, кастрюлями, ножами, тарелками… То есть компания подумала обо всем, что может понадобиться человеку на новом месте. А еще новеньким сразу выдают аванс.

Не знаю, какие правила существуют в других компаниях, но у нас сумму, потраченную компанией на переезд иностранного сотрудника в Эмираты, по чуть-чуть удерживают из зарплаты. Правда, не на счета компании, а на персональный депозит. Выполнил свой контракт, подписал новый — получи эти деньги вместе с первой зарплатой. Если уехал до того, как срок контракта закончился, то, естественно, эти деньги остаются у компании. Дело в том что многие приезжают в Эмираты, не имея ни малейшего представления о работе, и увольняются в течение нескольких недель.

— Работать вы начали практически сразу?

— Первую неделю мы входили в курс дела. Слушали лекции о компании, местных традициях, религии, безопасности… Потом получали рабочую визу, которую не оформляют без обязательного медицинского обследования. Сдавали много анализов: на СПИД, сифилис и гепатит С, делали флюорографию… И только после получения визы начались профессиональные тренинги. Всем новеньким выдали специальные красные футболки стажеров. Форма выдается только после того, как ты получаешь лицензию. Ее, кстати, нужно подтверждать каждый год — это международное правило, такие экзамены сдают все стюардессы.

— Есть ли какая-то специфика работы в арабских компаниях?

— Пожалуй, единственное отличие касается еды — вся она должна быть приготовлена по стандартам халяль, то есть дозволенной мусульманам. Собственно, все продукты, которые продаются в местных магазинах, должны получить сертификацию халяль. Естественно, мы не предлагаем пассажирам свинину. Также под запретом находится еще несколько видов мяса. А вот спиртное у нас не запрещено. Исключение — рейсы в Саудовскую Аравию. На всех же других направлениях — пожалуйста. Более того, Emirates владеет несколькими винными домами, в том числе и в Калифорнии. Есть сорта, которые делаются специально для авиакомпании, и попробовать их можно только на борту наших самолетов. Есть вина, которые подаются только в бизнес-классе. Они стоят по 200—300 долларов за бутылку. В первом классе подаем шампанское «Дом Периньон» винтажный брют. На борту нашего двухэтажного аэробуса есть лаунж-зона, куда пассажиры могут прийти, заказать себе что-нибудь выпить или просто пообщаться.

— Читала, что в Эмиратах иностранец с визой резидента имеет право купить и зарегистрировать на себя автомобиль. Вы уже права получали?

— До приезда в Дубаи я не умела водить. Так что свои первые права получала здесь. На это потратила порядка полутора тысяч долларов. Сам теоретический тест не сложный — сдала его со стопроцентным результатом. А вот с практикой были проблемы. Дело в том что местные автолюбители за рулем очень агрессивны, так что власти ужесточили правила дорожного движения. Практические тесты удалось сдать только с четвертого раза, зато без единой ошибки. Правда, это не спасло меня от кучи штрафов за неправильную парковку — я то и дело наезжала на какое-то препятствие. А когда ты приезжаешь на СТО устранять поломку, то должен предъявить справку от полиции. Работникам СТО нужно подтверждение, что в результате аварии никто не пострадал. Иначе авто в починку не возьмут. Так что даже если ты просто неудачно запарковался, полиция вызывается в обязательном порядке. Они дают справку и выписывают штраф — 50 долларов за вызов. А за превышение скорости нужно платить уже в четыре раза больше — 200 долларов.

— Сколько стоит бензин?

— Около 40 центов за литр. Бутылка воды обойдется дороже — 50 центов.

— А общественный транспорт в Эмиратах есть?

— В Дубаи действуют две линии метро. Стоимость билета — от 90 центов. Цена поездки зависит от ее дальности. Поезд едет без машиниста, все полностью управляется электроникой. Первый вагон — так называемый золотой, с обзорной панорамой. В каждом составе есть отдельный вагон, в котором имеют право ездить только женщины и дети. Место его остановки на перроне обозначается специальным значком. Если в такой вагон попытается войти мужчина, то стюард (он работает по всему составу) попросит его выйти. В этом году в Дубаи открыли линию трамвая, который также курсирует без водителя. Ездят по городу и автобусы. Пассажиры покупают электронный проездной, на который кладут деньги на поездки. Все автобусы кондиционированы. Но, поскольку бензин дешевый, многие предпочитают передвигаться по городу на собственном авто.

— Дорого ли жить в Дубаи?

— Как говорится, если ничего не покупать, то жить, в принципе, можно. Удивило то, что яблоки здесь дороже апельсинов. Собственно, дешевле стоят продукты местного производства. В Эмиратах выращивают салат, огурцы, баклажаны. Килограмм местных огурцов обойдется в 80 центов, а яблок дешевле двух долларов не найти. Апельсины — по доллару за кило. Курятина тоже местная, а ее экспорт запрещен. Конечно же, продают и свинину, но в определенных местах, куда ее привозят в глубокой заморозке. Кстати, когда ее взвешивают, кладут аж в три пакета. Молоко стоит полтора доллара, обычный хлеб — на пару десятков центов меньше. А местный хлеб пита — чуть больше 50 центов.

После того как я съехала из жилья, предоставленного компанией, и сняла отдельную квартиру, фирма выдает мне деньги на оплату ее аренды. А еще я ежемесячно плачу по 200 долларов за воду и свет. И 100 долларов за Интернет. Здесь не существует никаких субсидий. То есть все оплачивают реальную стоимость воды, газа, электроэнергии. В Эмиратах имеется очень четкий логический рычаг управления — это деньги. И люди их тут зарабатывают. Наша авиакомпания не исключение. Но при этом она много вкладывает в свой персонал, который помогает ей эти самые деньги заработать. К сожалению, в Украине пока все по-другому.

В свободное от работы время я администрирую украинскую диаспору. Мою страничку в социальных сетях читают многие, в том числе и журналисты. Знаю, что просматривает ее и менеджмент Бориспольского аэропорта. И я не устаю повторять, что мы — ресурс. Иностранцы вложили в нас кучу денег, мы получили отличный опыт, так почему бы всех нас не использовать в Украине? За обучение не нужно платить — уже все готово. Предложите только удобоваримый социальный пакет. Я, например, запросто могла бы разрабатывать новые сервисы для наших авиалиний. В Украине, к сожалению, нет философии сервиса как таковой. У обслуживающего персонала есть лишь два варианта: либо человек пресмыкается, либо у него прорезается так называемый синдром вахтера. Нет того, что называется «служить не прислуживая», то есть не теряя собственного достоинства. Знаете, что нам говорили на тренингах? «Мы нанимаем вас для того, чтобы вы представляли самый лучший в мире сервис, а не для того, чтобы над вами издевались».

Для найма иностранных работников в Объединенных Арабских Эмиратах разработана специальная процедура оформления разрешения на работу и рабочей визы. Полученная виза позволяет находиться в стране в течение 60 дней. За это время должен быть заключен трудовой контракт, который заверяют в министерстве труда.

Процедура трудоустройства также предусматривает прохождение обязательной медкомиссии, после получения положительных результатов которой иностранцу оформляется трудовая карточка и вид на жительство — виза резидента. Обычно вид на жительство выдается сроком на два года и дает право иностранному гражданину арендовать квартиру и покупать на свое имя автомобиль.

Хотя в большинстве случаев работодатель и несет все расходы, связанные с переездом нового сотрудника в ОАЭ, в случае досрочного расторжения контракта он может потребовать возместить понесенные затраты. При этом в Эмиратах существует практика, когда сотруднику компании, уволившемуся до истечения срока контракта, в течение полугода запрещено устраиваться на новую работу. Поэтому юристы предостерегают: не стоит рассчитывать на то, что через некоторое время, осмотревшись в стране, иностранец может без проблем перейти в другую компанию.

Трудовое законодательство ОАЭ также предусматривает прием иностранного работника с испытательным сроком не более полугода. Кстати, в течение этого времени работодатель имеет право его уволить без предупреждения, формально сообщив о расторжении контракта за один день.

Другие материалы спецтемы «Хорошо там, где нас нет?» читайте здесь