«Полгода назад я купила новый мобильный телефон в супермаркете бытовой техники, но через неделю он отключился и перестал работать. Поскольку телефон находится на гарантии, то сотрудники магазина направили меня в сервисный центр. Там два месяца изучали причину поломки и наконец-то выдали акт о том, что в мобилке есть существенный недостаток, и я могу обменять неисправный аппарат на новый такой же модели или потребовать свои деньги назад. Кто в такой ситуации должен возвращать деньги — магазин или производитель телефона?»
Мария Старко, Киев
Как сообщили в Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, если бы в телефоне выявили недостатки, но его можно было починить, то, согласно статьи 8 Закона Украины «О защите прав потребителей», покупатель вправе требовать соразмерного уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения расходов на устранение недостатков товара.
В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы, потребитель имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя расторжения договора и возврата уплаченных за вещь денег либо же замены товара на такой же или аналогичный из числа имеющихся у продавца (производителя).
Существенный недостаток — это недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по не зависимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из следующих признаков: он вообще не может быть устранен; его устранение требует более четырнадцати календарных дней; он делает товар существенно дороже, чем предусмотрено договором (чеком).
Для того чтобы вернуть деньги за товар с существенным недостатком или обменять на другой, покупатель подает письменное заявление на имя руководства предприятия (магазина или производителя), излагая суть вопроса. Предприятие должно зарегистрировать это заявление. Если субъект хозяйствования отказывает в регистрации, потребитель направляет данное обращение по почте с уведомлением о вручении.
Но надо помнить, что требования потребителя рассматриваются после предъявления расчетного документа (чека), а относительно товаров, на которые установлен гарантийный срок, — технического паспорта или другого документа, который его заменяет, с отметкой о дате продажи.
Задайте свой вопрос «ФАКТАМ»: vopros@fakty.ua