Наука и технологии

Леонардо Ди Каприо собрался на Марс

9:15 — 13 октября 2016 eye 1041

В идею создателя частной аэрокосмической компании Илона Маска колонизовать Красную планету поверил не только голливудский актер, но и президент США Барак Обама

Неделю назад в Вашингтоне прямо у стен Белого дома прошел фестиваль South By South Lawn, в рамках которого известный актер Леонардо Ди Каприо представил документальный фильм «Перед потопом». Обладатель премии «Оскар» 2016 года является признанным во всем мире защитником окружающей среды и многое делает для того, чтобы правительства различных стран начали серьезно относиться к проблеме глобального изменения климата.

В ходе обсуждения фильма возникла горячая дискуссия, в которой приняли участие президент США Барак Обама и эколог Катарина Хэйхоу. Речь зашла о глобальных рисках, с которыми столкнулось человечество в XXI веке. Хэйхоу вдруг упомянула планы миллиардера Илона Маска колонизовать Марс уже в нынешнем столетии. Она ясно дала понять, что не верит в них. Эколог заявила: «Надеюсь, никто из присутствующих не подписался на это? Нужно быть сумасшедшим…»

Все засмеялись, но тут неожиданно послышался голос Ди Каприо: «Я подписался!» Все удивленно посмотрели на 42-летнего актера. Катарина воскликнула: «Вы шутите?» Обама посмотрел на Леонардо и произнес: «Нет, не шутит. Думаю, он и правда сумасшедший!»

По мнению Маска, люди должны превратиться в «межпланетный вид»

Этот инцидент на лужайке Белого дома привлек внимание СМИ. Заявление Ди Каприо о том, что он собирается лететь на Марс, произвело эффект взорвавшейся бомбы. Даже те, кто понятия не имел о планах Илона Маска по колонизации Красной планеты, бросились к компьютерам в поисках информации.

В Мексике в конце сентября состоялся 67-й конгресс Международной федерации астронавтики. На нем с докладом выступил американский бизнесмен, основатель и генеральный директор частной компании SpaceX Илон Маск. Этого человека многие в мире считают гением, провидцем, который видит будущее.

И вот он заявил, что уже в ближайшее десятилетие сможет отправлять людей на Марс! Это будут колонисты, которым предстоит подготовить Красную планету к переселению на нее не менее миллиона человек, причем произойдет это уже в XXI веке.

Маск объяснил, почему это необходимо. По его мнению, очень высока вероятность того, что на Земле в скором будущем произойдет глобальная катастрофа, которая сделает нашу планету непригодной для жизни. Поэтому люди должны превратиться в «межпланетный вид». И начать следует с Марса.

Компания SpaceX берет на себя техническое обеспечение этого переселения человечества. Илон Маск рассказал, что его инженеры работают над созданием космического корабля, который сможет брать на борт около 100 пассажиров и 450 тонн различных грузов. Корабль будет многоразовым. Каждый такой шаттл сможет выдержать до 15 полетов к Марсу. Для того чтобы переправить миллион человек на эту планету, потребуется совершить примерно 10 тысяч рейсов.

Первая экспедиция, по словам Маска, состоится не позднее 2023—2025 годов. И это не какой-то фантастический прожект. Американский бизнесмен напомнил присутствующим, что его компания придумала совершенно новую концепцию полетов на орбиту и уже применяет ее на практике, отправляя на Международную космическую станцию грузы. Заключается его революционный подход в том, что SpaceX построила ракету-носитель многоразового использования Falcon 9. Она выводит корабли на заданную орбиту и возвращается на Землю, где ее готовят к следующему старту. А корабли, используя собственные двигатели, затем продолжают полет самостоятельно. Такая схема позволяет экономить топливо и значительно уменьшает расходы на запуск космических аппаратов.

Первые переселенцы доберутся до Марса за 80—150 суток

SpaceX доказал свои возможности на деле. В компанию поверило руководство НАСА. С ней заключен долговременный контракт на доставку грузов на МКС. Такую же схему Илон Маск предлагает использовать для полетов на Марс. Вот как это будет происходить в его представлении. Ракета-носитель стартует с космодрома на Земле и выводит пилотируемый космический корабль на орбиту нашей планеты. Затем разгонный блок с двигателями возвращается назад. В это время другой такой же разгонный блок выводит на орбиту грузовой корабль с большим запасом топлива — этакий космический танкер. Он стыкуется с пассажирским кораблем, и тот заправляется под завязку. После этого корабль с людьми летит к Марсу и осуществляет мягкую посадку на Красной планете, а «танкер» возвращается на Землю.

Первые переселенцы доберутся до Марса за 80—150 суток. Пока точнее сказать нельзя. Но в перспективе, обещает Маск, такой полет будет занимать не более 30 суток. И путешествие будет достаточно комфортным. Высота пассажирского корабля — около 50 метров, диаметр — 17 метров. Такие размеры позволят разместить в каждом из «ковчегов» не только каюты, но и ресторан, спортзал, прочие удобства.


*Если путешествия на Марс станут реальностью, то они будут достаточно комфортными. Высота предполагаемого пассажирского корабля — около 50 метров, диаметр — 17 метров

Кстати, это не прихоть. Дело в том, что по плану Илона Маска, первые колонисты будут какое-то время использовать свои корабли в качестве жилья на Марсе. Им будет тяжелее всего. На их плечи ляжет масштабное строительство. Прежде всего нужно будет построить завод по производству кислорода и метана из имеющегося на Красной планете сырья. Это огромные запасы льда и углекислоты. Понятно, что кислород необходим для дыхания, а метан — для заправки космических кораблей.

Маск понимает рискованность проекта, поэтому все колонисты — это будут добровольцы, которые осознают, что могут погибнуть, если что-то пойдет не так. Но в случае успешной реализации плана люди, которые в силу каких-то причин не захотят жить на Марсе, смогут вернуться на Землю на кораблях, на которых прилетят следующие группы переселенцев.

Для отправки «ковчегов» туда и обратно планируется использовать мощные многоразовые ракеты-носители, созданные на основе Falcon 9. Только они будут гораздо больше, а главное — мощнее. Для этого потребуются двигатели нового типа. Маск заверил, что их испытания уже ведутся. Он дал им название Raptor. На каждой ракете будет установлено 42 таких «хищника».

Дальше — больше. Выступая на конгрессе в Мексике, Илон нарисовал следующую перспективу. Пассажирские «ковчеги» будут двигаться к Марсу группами. Так когда-то отправлялись корабли из Европы в Америку. Эти «караваны» будут формироваться на орбите Земли, ожидая максимального ее сближения с Марсом, которое происходит каждые 26 месяцев. Когда дело будет поставлено на поток, заявил Маск, каждые два года можно будет отправлять на Красную планету до тысячи таких кораблей!


*Dragon, созданный компанией Илона Маска, стал первым частным космическим кораблем, пристыковавшимся к МКС

На конец 2017 года запланирована первая частная миссия на Луну

Кому-то доклад Илона Маска, наверное, напомнил лекцию Остапа Бендера в Васюках. Возможно, американец действительно является величайшим авантюристом современности. Но аферистом его вряд ли можно назвать. Ему 45 лет. Он учился в ряде университетов в Канаде и США. Является дипломированным специалистом в ряде областей, включая точные науки и менеджмент. Первое дело открыл на паях с родным братом Кимбалом в 1995 году. Это была интернет-компания Zip2 по разработке и продаже программного обеспечения. Деньги на раскрутку — 28 тысяч долларов — дал своим сыновьям Эррол Маск. В 1999 году крупная компания Compaq купила Zip2 за 341 миллион долларов!

Вырученные деньги Илон вложил в создание и внедрение международной платежной системы PayPal. Этот проект сделал его мультимиллионером. После продажи PayPal крупнейшему в мире интернет-аукциону eBay за 1,5 миллиарда долларов (сделка была заключена в 2002 году) Маск основал свою третью компанию — SpaceX. Он снова рискнул всеми своими деньгами, вложив их, как считали многие, в утопию. Никто не верил в успех частной космической компании. Но Илон утер нос скептикам. Он сумел собрать уникальную команду талантливых инженеров, которые создали ракету-носитель Falcon 9. Уже в декабре 2008 года НАСА подписала с компанией Маска контракт на 1,6 миллиарда долларов, согласно которому SpaceX обязался произвести 12 полетов грузового корабля Dragon на МКС после 2011 года. Концерн Boeing, гигант американской аэрокосмической отрасли, негодовал.

Правда, его руководство успокаивало себя и акционеров тем, что самозванец никогда не сможет выполнить взятые на себя обязательства. Однако 25 мая 2012 года Dragon стал первым частным кораблем, пристыковавшимся к МКС. 16 сентября 2014 года НАСА подписала со SpaceX новый контракт, уже на сумму 2,6 миллиарда долларов. Речь идет об отправке астронавтов на МКС. Первый полет запланирован на 2017 год. На конец того же года запланирована первая частная миссия на Луну. SpaceX обязался доставить на ее поверхность израильский аппарат SpaceIL.

В 2003 году все тот же Илон Маск пообещал произвести революцию в автомобильной промышленности. Он основал компанию Tesla Motors, которая сразу была ориентирована на создание электромобилей, которые смогут составить подлинную конкуренцию автомобилям. На сегодняшний день Tesla представила четыре различных модели. Одна из них, Model S, в 2013 году получила награду «Автомобиль года». В 2015 году оборот компании превысил 4 миллиарда долларов. На приобретение Model 3, которая была представлена 1 апреля 2016 года, записались 325 тысяч человек, которые тут же внесли аванс в размере тысячи долларов каждый.

Кроме электромобилей, Tesla наладила серийный выпуск литий-ионных аккумуляторов нового типа Powerwall. Они позволяют максимально эффективно сохранять электроэнергию для бытового использования, получаемую автономно — от солнечных батарей или ветряков. Компания Маска уже получила заказов на данное устройство на 800 миллионов долларов!

В августе 2013 года Илон выступил с идеей транспорта будущего. Он назвал его Hyperloop, что в переводе означает «гиперпетля». Речь идет о вакуумном пассажирском поезде, который сможет передвигаться со скоростью 322 километра в час. Это позволит преодолеть расстояние между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско всего за 30 минут. При этом, по словам Маска, Hyperloop будет использовать исключительно солнечную энергию.

О том, что к проектам и идеям Илона Маска теперь серьезно относятся крупнейшие концерны, говорят следующие факты. После успехов Tesla Motors практически все серьезные автомобилестроительные компании в мире бросили свои лучшие силы на создание собственных электромобилей. А что касается космической отрасли, Boeing дал прямо понять, что более не намерен игнорировать Маска как конкурента. 4 октября исполнительный директор концерна Деннис Мюленбург заявил журналистам: «Я уверен, что первый человек, который ступит на Марс, попадет туда на ракете Boeing». Далее он подчеркнул, что «марсианское направление» представляет для его компании особый интерес. Разработка космических аппаратов для осуществления марсианских экспедиций идет полным ходом.

А самым весомым аргументом стало неожиданное заявление президента США Барака Обамы, сделанное им 11 октября. Неделей ранее он назвал Леонардо Ди Каприо сумасшедшим, потому что тот поверил Илону Маску и собрался лететь на Марс, а теперь глава государства написал статью для Си-эн-эн, в которой подчеркивает важность высадки людей на Красной планете. Обама пишет, что целью такой экспедиции должно стать не только первое посещение Марса человеком, не только безопасное возвращение миссии на Землю, но и «длительное пребывание людей» на Красной планете. «Осуществление марсианской экспедиции требует постоянного сотрудничества между правительством и частными инноваторами, между НАСА и частными компаниями. И мы приступили к такой работе», — утверждает президент США.