Украина

Православные и греко-католики завтра отметят праздник воздвижения животворящего креста господнего

0:00 — 26 сентября 2009 eye 201

По преданию, после того как Спаситель за грехи всего мира был распят на Голгофе, кресты, на котором он принял смерть и на которых распяли двоих разбойников, тайно зарыли в землю, на этом же холме. При императоре Адриане Голгофа и Гроб Господень были полностью засыпаны землей, а над ними соорудили капище языческой богини Венеры и поставили статую Юпитера. Только при Константине Великом, первом римском императоре, прекратившем гонения на христиан, Голгофа и Гроб Господень были вновь обретены верующими.

Произошло это после того, как Константин трижды одержал победу над врагами, увидев перед этим на небе Божье знамение — крест с надписью «Сим победиши!». Желая отыскать крест, на котором распяли Спасителя, император в 326 году отправил в Иерусалим свою 80-летнюю мать, царицу Елену. После долгих поисков она нашла засыпанный Гроб Господень, а неподалеку от него три креста. Чтобы определить, на котором из них принял мученическую смерть Христос, их поочередно возлагали на покойника, которого как раз в это время несли мимо Голгофы. Когда возложили Крест Господень, мертвец встал живым из гроба. После обретения крест был воздвижен (высоко поднят) иерусалимским патриархом Макарием, чтобы ему смогли поклониться присутствовавшие. В 335 году на этом месте построили храм, освященный 13 сентября (по старому стилю), а 14-го стали отмечать праздник Воздвижения Животворящего Креста.

Вспоминает церковь в этот день еще одно событие. В 614 году персы разграбили Иерусалим и увезли с собой крест. И только в 628 году он был возвращен в город и во время торжественной встречи вновь воздвижен. На Крестовоздвижение соблюдается однодневный пост.

По народным поверьям, на Воздвижение (Здвиженье) в лесах все земные гады сползаются на зиму в одно место под землей, а лешие устраивают смотры всех зверей, так что людям лучше туда не соваться. А еще говорят, что все дела, начатые в этот день, закончатся полным провалом.

А ИУДЕИ ВЕЧЕРОМ ЗАЖГУТ ПРАЗДНИЧНЫЕ СВЕЧИ В ЧЕСТЬ ЙОМ КИПУР

На десятый день после наступления Рош Ашана, Нового года по еврейскому календарю, начинается Йом Кипур (Судный день). Суд Всевышнего над людьми уже свершился в Рош Ашана, но окончательное решение о судьбе каждого в наступившем году принимается именно в Йом Кипур. Считается, что десять дней между этими двумя праздниками, которые называют днями трепета, раскаяния или грозными, могут изменить к лучшему жизнь тех, кто искренне покается в своих грехах перед Богом и людьми.

В Йом Кипур соблюдается очень строгий пост: от сегодняшнего заката солнца до появления звезд завтра вечером нельзя готовить, есть и пить, умываться (можно обмывать только кончики пальцев), пользоваться ароматическими веществами, носить кожаную обувь, запрещены интимные отношения. Словом, исключаются все те потребности тела, которые могут отвлечь от духовного. Запрещена и любая производственная деятельность.

А вот посещение синагоги в этот день считается обязательным. Для верующих, которые в Йом Кипур надевают в храмы белые одежды, символизирующие очищение от греха, особенно важно молиться в общине, а не дома в одиночку. Служба этого праздника — самая сложная и торжественная из всех — с небольшими перерывами длится практически весь день. Главный смысл молитв — раскаяние в совершенных грехах и просьба о прощении, ведь считается, что именно в этот день Всевышний простил сынам Израиля грех золотого тельца. Кроме того, в этот день читается «Изкор» (поминальная молитва). На исходе Йом Кипур звучит молитва Неила — небесные врата закрываются до следующего года. Звучит одна длинна нота, исполненная на шофаре (бараний рог), все желают друг другу: «В будущем году в Иерусалиме», и пост прерывается сладостями — символом сладкой жизни в наступившем году.