Культура и искусство

Давид Бабаев: "Считалось, что в СССР есть две красавицы-актрисы — Элина Быстрицкая и Валерия Заклунная"

8:30 — 26 октября 2016 eye 6864

Вчера в Национальном театре русской драмы имени Леси Украинки состоялось прощание с народной артисткой Украины

Валерия Заклунная ушла из жизни утром в субботу, 22 октября. Последние две недели она провела в одной из столичных клиник и не смогла даже приехать на празднование 90-летия родного театра. Она служила ему ровно пятьдесят лет, попав в труппу по приглашению тогдашнего художественного руководителя Юрия Лаврова. Зеленоглазая шатенка сразу стала одной из ведущих актрис театра, сыграв все самые желанные женские роли.

За необычную внешность и яркий талант режиссеры наперебой приглашали Валерию Гавриловну в кино. Она снялась в картинах «Дума о Ковпаке», «Судьба», «Фронт за линией фронта», «Место встречи изменить нельзя»… Хотя Заклунная не переставала признаваться, что стать актрисой не мечтала. Родившись в военном Сталинграде, на всю жизнь сохранила железную силу воли и твердый характер. Только немногие ее близкие друзья знали другую Заклунную…

— И театр, и зритель расстались с блестящей актрисой, — с грустью сказал Юрий Мажуга. А я потерял, пожалуй, единственного друга в своей жизни. Мы шли рука об руку более сорока лет. Я начал работать в Театре русской драмы с 1974 года, а Валерия — с 1966-го. Она пришла в театр из школы-студии МХАТа. Первая наша совместная работа была в спектакле «Хождение по мукам». Валерия играла Дашу, а я — Красильникова. С тех пор вся наша жизнь была переплетена совместной работой. Мы сыграли в таком количестве спектаклей, что не стану даже все вспоминать, потому что могу сбиться. Заклунная была прекрасной партнершей, с которой необычайно легко работалось.

— Вы были в нее влюблены?

— Я всегда был влюблен в свою жену, с которой прожил вместе 55 лет! Кстати, супруга тоже большая поклонница и хорошая приятельница Валерии Гавриловны. Какого-то другого «пасьянса», кроме как творческие и дружеские отношения, мы с Валерией никогда не раскладывали. У нас не было даже намека на романтические отношения. Мы были настоящими друзьями.

— Что в театре случается довольно редко.

— Знаете, есть приятели, знакомые, люди, с которыми тебе приятно поговорить, но у нас с Лерой были особые отношения. Мы доверяли друг другу самое сокровенное. Валерия была другом нашей семьи. В нынешнем году перед началом театрального сезона Заклунная в конце августа приезжала к нам на дачу. Посидели втроем за чаем, беседуя о нашей жизни. А перед этим, 15 августа, Валерия Гавриловна отпраздновала свой день рождения. Ей исполнилось 74 года. Правда, никаких празднеств не устраивала.

— Как она чувствовала себя перед началом сезона?

— Хорошо. Мы с Лерой строили большие планы. Была пьеса, которая нам очень нравилась, там герои подходящего для нас возраста. Но осуществить эту постановку так и не удалось. В последний раз мы выходили вместе с Лерой на сцену 1 сентября, на открытии театрального сезона. На следующий день Михаил Резникович назначил репетицию юбилейного вечера в честь 90-летия театра. Специально для нас с Лерой он подготовил сцену из спектакля по пьесе Арбузова «В милом старом доме». Это был наш номер в программе праздничного вечера. Один раз порепетировали, а потом Валерия Гавриловна стала плохо себя чувствовать. Следующую репетицию я провел без нее, а накануне юбилейного вечера, когда стало понятно, что Заклунная не сможет присутствовать, мы решили отказаться от этой сцены. Поэтому я тоже не участвовал в праздничном концерте, наблюдал за действом из зала.

— Валерия Гавриловна говорила, какая театральная роль была ее самой любимой?

— Судьба благоволила ей, Заклунная сыграла большое количество прекрасных ролей. Но мне кажется, все же одной из ее любимых была роль в спектакле «Деревья умирают стоя». Мы сыграли этот спектакль более 170 раз! Он уже стал легендой. Более пяти лет Заклунная играла в этой пьесе бабушку. В этой роли когда-то выходила на сцену Евгения Опалова, а в Москве — Фаина Раневская. Этот образ создан действительно для великих актрис. Валерия всегда с особым трепетом готовилась к выходу на сцену в этом спектакле.

Всегда любил наблюдать за тем, как репетировала Заклунная. У нее была прекрасная мхатовская школа. Мы понимали друг друга с полуслова. Часто казалось, что Лера буквально приросла к театру. Ведь она киевлянка и после учебы в школе-студии МХАТа с радостью вернулась в Киев по приглашению Юрия Лаврова. Всегда считала себя театральной актрисой. Сцена была для нее на первом месте. А кино — не только средство заработать деньги, но и возможность попробовать себя в чем-то новом. И не более того.

— Говорят, Валерия Гавриловна была достаточно закрытым человеком?

— Она была разной. И в этом прелесть Валерии Заклунной. Она была замечательной хозяйкой. Любила передать мне и супруге овощи, выращенные на собственном огороде. У нее росли замечательные помидоры! Еще недавно мы обсуждали, какие деревья стоит высаживать на дачном участке. Валерия очень любила свой небольшой дом. Мне всегда казалось, она такой человек, что называется, от земли.


*Вместе с Юрием Мажугой Валерия Заклунная сыграла во множестве спектаклей

— Я пришел в театр, когда Валерия Гавриловна уже блистала там, — вспоминает народный артист Украины Давид Бабаев. Это было в 1972 году, получается, что мы вместе работали 44 года. Первым спектаклем, в котором я вышел на сцену, был «Варвары» Максима Горького. Появившись на первой репетиции, я увидел Заклунную. Это была молодая женщина совершенно ослепительной красоты. Ей тогда едва исполнилось 30 лет. За внешней красотой всегда чувствовался сильный характер. Заклунная была из тех, кто никогда не поступался своими принципами. Она родилась в 1942 году в осажденном Сталинграде в семье военного. Всю жизнь оставалась преданной Советскому Союзу, коммунистической партии, в которой была с молодых лет. Можно было соглашаться с ее позицией или нет, но не уважать Валерию невозможно. Она была абсолютно честна в своих убеждениях.

*Давид Бабаев: «За внешней красотой Леры всегда чувствовался сильный характер»

— То есть в то время, когда с развалом Советского Союза многие сжигали свои партбилеты…

— Она этого не сделала! Так и не вышла из коммунистической партии и некоторое время была народным депутатом Украины. Лера всегда была бескомпромиссным человеком. Что не всегда удобно. Конечно, эта черта характера сказывалась и на ее работе в театре. Когда в 1980-е годы убрали из руководства театра Михаила Резниковича, для Заклунной наступили непростые времена. Она испытывала мощные гонения. Тогда многие артисты, опасаясь за свое положение в театре, стали шарахаться от Валерии. По сути, ее не бросили лишь несколько человек, среди которых были Алим Галеев и я. Но сломить Леру не так-то легко — слишком мощная у нее была натура. Гонения закончились с приходом Резниковича. В 1992 году он поставил спектакль «Молодые годы короля Людовика XIV», где Заклунная сыграла роль королевы Анны Австрийской. Это было ее триумфальное возвращение.

— У Валерии Гавриловны был сложный характер?

— В любом случае это неплохое качество. В последние годы она стала очень закрытой. Виной тому были и семейные проблемы. Она похоронила брата, которого тянула на себе несколько лет. Очень долго болел ее муж — Александр Мироненко.

— Говорят, ради того, чтобы быть вместе с Валерией Заклунной, ему пришлось пожертвовать высоким постом?

— Действительно, когда они познакомились, Александр Николаевич был первым помощником секретаря ЦК КПУ по идеологии Александра Капто. Собственно, в его приемной Лера с Александром и познакомились. Она мне сама об этом рассказывала. Заклунная долгие годы была председателем профкома театра. Квартиры многих наших актеров — это ее заслуга. Для Леры не существовало преград даже в высоких кабинетах. Мироненко стал третьим мужем Валерии Заклунной. Они прожили вместе более двадцати лет, это был счастливый брак. К тому времени Александр Николаевич уже работал членом Конституционного суда. Последние годы он болел, для Леры его уход стал огромной потерей. По сути, Заклунная осталась одна, детей у нее не было.

Видимо, организм актрисы начал давать сбой, потому что Валерия привыкла жить для кого-то. Знаете, при том, что у Леры был сильный характер, в какие-то моменты она была совершенно наивной и очень ранимой. Особенно на репетициях. Когда репетировала, казалась абсолютно беспомощной. У нее в это время всегда холодели руки. Я брал ее ладонь и ощущал, что она дрожала всем телом. Я говорил: «Лера, прекрати!» А она начинала шептать, что боится и не уверена в себе. Михаил Юрьевич Резникович ее буквально вел по роли, выстраивая каждую сцену. Когда я смотрел за ее игрой из зала, то не уставал восхищаться большим талантом.

— У Заклунной была особая внешность.

— Она была необыкновенной. Считалось, что в Советском Союзе есть две красавицы-актрисы, причем обе из Украины: Элина Быстрицкая и Валерия Заклунная. Они даже были чем-то похожи. Лера никогда не меняла прическу. С молодых лет расчесывала свои блестящие черные волосы на прямой пробор и туго стягивала их сзади узлом. Никогда не видел ее с распущенными волосами. Она не была особой модницей, но всегда одевалась со вкусом. Все ее наряды были строгими. Если это был торжественный вечер, то все знали, что Лера придет в черном платье. Этот цвет ей необыкновенно шел.

— Вы бывали дома у Заклунной?

— Да, и счастлив оттого, что видел ее с совершенно другой стороны. Лера была удивительно хозяйственной, фантастически вкусно готовила. Причем любое блюдо. А какой была чистюлей! Когда заходил к ней в дом, казалось, что попадал в музей, где все блестело и сияло. Дома она превращалась в гостеприимную хозяйку — хлопотала вокруг гостей, редко присаживаясь за стол. По крайней мере, так было в те годы, когда мы еще не жаловались на силы и здоровье.

— Валерию Гавриловну боялись в театре?

— Она могла сказать острое словцо. Не была дипломатом в этом смысле — резала правду-матку в глаза. Поэтому врагов в театре у нее хватало. Но не скажу, что это особо расстраивало Заклунную. Часто любила вспоминать годы учебы в школе-студии МХАТа, особенно своего педагога Софью Пилявскую. Валерия чем-то похожа на молодую Пилявскую, что и повлияло определенным образом на поступление Заклунной в школу-студию. Когда Лера поступала, ее не хотели брать из-за украинского акцента. Но Пилявская настояла на том, чтобы девушку приняли. Говорят, в Заклунной она увидела саму себя. Пилявская, как и Валерия Гавриловна, до последних дней своей жизни была необыкновенно красива. Помните ее роль в картине «Покровские ворота»? У нее были такие же раскосые глаза, как у Леры, и похожая прическа.

— Когда на экраны вышла картина «Место встречи изменить нельзя», все обратили внимание на красавицу Клавдию, которую играла Заклунная.

— А для Леры это был проходной эпизод. До этого фильма она уже была звездой советского кино. Кстати, в роли Клавдии она даже не говорит своим голосом, ее озвучивала другая актриса. Лера вспоминала, что Говорухин, по сути, обманул ее, приглашая на эту роль. Сказал, что она будет играть главную героиню. Когда Заклунная возмутилась, он ответил: «Ты же жена главного бандита! Конечно, ты все решаешь!» Для Леры кино никогда не было основным в жизни, ее большой любовью был театр.


*В фильме «Место встречи изменить нельзя» Валерия Заклунная сыграла подругу главного бандита Горбатого (Армен Джигарханян)