Клуб потребителей

В Киеве развернулась бойкая торговля нерастаможенными иномарками

6:45 — 1 ноября 2016 eye 8794

О схемах, которыми пользуются украинские автомобилисты, чтобы легально ездить на нерастаможенных машинах из Европы, «ФАКТЫ» уже рассказывали. В частности, украинскому гражданину, решившему приобрести такую иномарку, оформляют документы о том, что он является сотрудником зарубежной фирмы, который имеет право ввезти на территорию Украины служебную машину и в течение года ездить на ней без уплаты таможенного сбора. По истечении года машина должна снова пересечь границу.

Можно самому отправиться за рубеж, купить машину и найти фирму, согласную оформить вас сотрудником. Более дорогой вариант — заказать такую услугу через Интернет и ждать, пока вам доставят «служебный» автомобиль из-за границы. Такая схема имеет свои минусы: во первых, необходимо внести предоплату, во вторых, «пощупать» приобретение удастся, только когда иномарку пригонят, в-третьих, пакет документов будет стоить порядка 700 долларов (при личном выезде за границу оформление обойдется приблизительно в 100 долларов).

Как говорится, спрос рождает предложение. В Киеве появилось несколько рынков (их легальность оставим на совести правоохранителей), на которых, не покидая пределов столицы, можно недорого приобрести нерастаможенного «европейца». Журналисты «ФАКТОВ» побывали на двух таких автобазарах: возле станции метро «Житомирская» и на Харьковском массиве.

Мини-базар по продаже автомобилей с литовскими номерами расположен в нескольких десятках метров от станции метро «Житомирская» на улице Федора Кричевского, прямо напротив центрального входа в Научный центр радиационной медицины. На небольшой парковке у недостроенного дома выставлены с десяток подержанных авто. Возле них крутятся энергичные мужчины — граждане Молдовы. Заметив интерес к какой-нибудь машине, сразу начинают нахваливать свой товар.

Ассортимент и цены на этом авторынке не могут не радовать. Например, Audi А6 в кузове универсал 2004 года выпуска предлагают за 2 тысячи 400 долларов (за такую же машину с украинской регистрацией на обычном авторынке просят 5 тысяч долларов). Skoda Octavia 2006 года выпуска стоит 2 тысячи 200 долларов (на обычном авторынке — от 5 тысяч 500 долларов), а не менее популярный в нашей стране Volkswagen Golf V 2008 года выпуска — 4 тысячи 500 долларов (стартовая цена на обычном авторынке — 8 тысяч долларов). Четырнадцатилетний Mercedes E 220 с литовскими номерами при нас сторговали за 4 тысячи долларов.

Самый бойкий продавец — Михаил, так он представился, — нахваливал универсал Opel Astra 2006 года выпуска.

— Посмотри, тут и коробка-автомат, и цвет серый — приятный глазу, — тараторил Михаил и буквально тащил меня к своему автомобилю. — Принюхайся, салон совсем не воняет — владелец был некурящим. Да машина же почти новая, незатасканная. Пробег, глянь, всего ничего — каких-то 164 тысячи километров. Для авто 2006 года — вообще малость. Бери — не пожалеешь. Купишь — будешь радоваться и Мишу вспоминать добрым словом. Всего-то две тысячи прошу, но если надумаешь брать сегодня, пару сотен скину. Мне домой ехать надо за новым товаром. А оставлять такую красавицу без присмотра никак не хочется.

Решив взять быка за рога, я поинтересовался у Михаила, где посмотреть машину на предмет исправности ходовой и двигателя, есть ли поблизости СТО или автослесарь. А заодно спросил, можно ли как-то проверить, не числится ли иномарка в базах Интерпола как угнанная.

— Да какая ж она угнанная?! Вот, посмотри, есть все документы о купле-продаже, — возмутился Михаил и быстро показал какие-то бланки на непонятном мне иностранном языке. Разглядеть я толком ничего не успел. — А вот и сервисная книжка. Видишь, здесь отмечены все техосмотры. Вот, глянь, отметка о том, что последнее ТО машинка прошла в этом году. Зачем тебе какой-то автослесарь? Ты что, иностранным специалистам не доверяешь? Европейцы такую книжицу берегут. Если бы автомобиль был в угоне, где бы я ее взял? Прибалты, они ведь такие же педанты, как немцы. Порядок любят.

Я не стал спорить с Михаилом, хотя хорошо знаю, что большинство европейцев, впрочем, как и украинцев, хранят сервисную книжку в бардачке автомобиля. И ее наличие у продавца совсем не гарантия того, что авто легально приобретено у владельца, а не угнано. Сделав вид, что доводы Михаила меня убедили, я поинтересовался, где и как будем оформлять сделку. Продавец обрадовался и пообещал отдать Opel практически даром — всего за 1 тысячу 700 долларов.


*Opel Astra, что на фото справа, продавец готов был уступить за 1 700 долларов. Фото автора

— Вон белый бусик стоит, там ребята тебе все расскажут и оформят, — показал Михаил на «ГАЗель», припаркованную в углу импровизированной торговой площадки. В ней за зашторенными окнами сидели двое наших соотечественников. Говор выдавал в них жителей Западной Украины. Я спросил у них, сколько будет стоить пакет документов, позволяющих легально ездить на купленном авто.

— Мы сейчас тебе за 200 баксов сделаем документик, что ты являешься сотрудником литовской фирмы, а купленная тобой машина — служебная, и целый год можешь ездить спокойно, — сказал один из мужчин, сидевших в «ГАЗели». — Перед тем как срок действия бумаги закончится, нужно обязательно пересечь границу, съездить в Польшу или Словакию — пива попить. Главное, чтобы машина выехала и въехала. Если же у самого не получится прокатиться за рубеж, например, не дадут визу, это не беда, есть еще вариант. Приезжаешь в приграничный район, и любой местный, имеющий право на малое приграничное передвижение (пересечение границы без визы. — Авт.), за 100 долларов пересечет границу на твоем автомобиле и вернет его обратно. После этого снова сможешь годик спокойно кататься. Но если есть лишних 300 долларов, склепаем тебе сразу два документа — будешь ездить два года подряд без мороки с пересечением границы. Закончится срок действия первой бумажки — достанешь вторую. И все путем.

Поблагодарив мужчин за консультацию и пообещав Михаилу подумать до конца дня, уезжаю с этого автобазара, чтобы на следующий день отправиться на другой, расположенный на противоположном конце столицы.

Этот стихийный рынок подержанных европейских иномарок находится на улице Григоренко (Харьковский массив) у одной из автостоянок. Бойкую торговлю автомобилями старше пяти лет здесь тоже ведут граждане Молдовы. Ассортимент и цены те же, что и на рынке близ станции метро «Житомирская». Отличие в том, что на Харьковском массиве продаются машины с польской регистрацией.

Как показало двухдневное наблюдение, спрос на нерастаможенные автомобили есть. На глазах у журналиста «ФАКТОВ» к торговцам подкатил изрядно поездивший Opel, из которого вышел типичный представитель начала девяностых, правда, с мобильным телефоном последней модели в руках. Почти не глядя, он заявил одному из продавцов, что готов забрать Audi А6 за 2 тысячи долларов.

Как выяснилось, у торговцев нерастаможенными авто подобных клиентов немало. При этом большинство из них приобретают такие машины для езды, а вовсе не ради запчастей.

Людей, покупающих нерастаможенные автомобили, почему-то не останавливает тот факт, что украинская фискальная служба совместно с полицией начала активную борьбу с подобными «сотрудниками» иностранных фирм. Не страшат автомобилистов и штрафные санкции, которые могут им грозить в соответствии с Таможенным кодексом.

Как сообщили в Государственной фискальной службе Украины, за превышение срока пребывания в нашей стране автомобиля с иностранными номерами его владельцу грозит штраф. Если такая иномарка задержалась в Украине на один день, владельцу придется заплатить 170 гривен, до десяти дней — 3 тысячи 400 гривен, более чем на десять дней — 8 тысяч 500 гривен. Максимальный штраф за нерастаможенный автомобиль составляет 17 тысяч гривен. Но и это еще не все. В фискальной службе подчеркивают: помимо штрафа, владельца авто с иностранными номерами могут обязать внести все неоплаченные таможенные платежи в трехкратном размере.