Политика

"Удивительно не то, как живут северокорейцы — в изоляции от окружающего мира, а то, что многие россияне ведут себя в точности, как они"

0:30 — 1 ноября 2016 eye 1582

Московские кинотеатры отказываются демонстрировать документальный фильм российского режиссера Виталия Манского о реалиях КНДР из-за требований Пхеньяна запретить прокат картины

Есть в мире страны, которые уверенно идут в будущее, а есть государства, застывшие во времени. Так, Северная Корея прочно застряла в 1950-х — в военном коммунизме, идеях чучхе, диктатуре и голоде. Современная же Россия уникальна тем, что семимильными шагами, сломя голову бежит… в прошлое, причем с ускорением. Это явление не имеет аналогов в мировой истории. По словам российского публициста, историка Юрия Гиммельфарба: «Современная Россия — реальная антиутопия, которая не снилась даже Оруэллу: эта страна не имеет ни политики, ни курса, ни логики, ни цели. Вместо государственных институтов — личная власть. Вместо встраивания в глобальный мир — изоляция. Вместо развития технологий — средневековые агрессии и фактическое объявление Конституции страны «экстремистским документом».

Подобно Северной Корее, в РФ пропагандистским задачам почти полностью подчинены не только средства массовой информации, но также искусство и литература. Как отметил оппозиционный российский политик Дмитрий Гудков, «из любого Моторолы телевизор за пару месяцев сделает национального героя».

В КНДР, позаимствовавшей некогда у СССР методы воспитания любви к вождю, промывка мозгов начинается с юных лет. Уже в детском саду малышей знакомят с биографиями вождей, они благодарят портреты Кимов за еду и поют песни о великих подвигах покойных и нынешних лидеров режима, питающихся одними «рисовыми шариками». Северной Корее не было бы равных по интенсивности пропагандистской обработки населения, если б не демонстрирующее с каждым днем все новые грани рабское почитание Путина в России. Восхваление «вождя» форсируется в РФ по всем фронтам: в стихах, песнях и молитвах. Путину устанавливают бюсты в образе древнеримского императора, штампуют его портреты на футболках и простынях, а также выпускают сборники выступлений и цитат «великого кормчего», действия которого одобряют аж 84 процента россиян, о чем свидетельствуют результаты опроса, проведенного «Левада-Центром» в октябре.


Ранее бывший директор Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России, а ныне профессор Государственного университета Илии (Грузия) Олег Панфилов в статье для сайта «Крым. Реалии» отмечал, что Путин все 15 лет пребывания у власти медленно, но верно идет по пути северокорейских диктаторов Ким Ир Сена, Ким Чен Ира и Ким Чен Ына: «Идеологически они почти братья. Они одинаково боятся Запада, ненавидят демократию, и единственный способ для них сохранить власть — самоизоляция. Путин постепенно сближает с КНДР не только идеологию, но и жизнь, когда начальники в Кремле самостоятельно решают — что кушать россиянам, а чего нельзя, куда ездить, а куда — категорически запрещено. Одни депутаты хотят запретить хождение иностранной валюты, другие — запретить Интернет. За редким исключением российская пресса уже почти северокорейская. Осталось только изготовить 140 миллионов значков с профилем Путина и массово выучить сочиненную в Пхеньяне в 2000 году песню: „Вот тебе моя рука — дружба наша на века. Будем вместе мы — будет счастлив мир. Ким Чен Ир — Путин, Путин — Ким Чен Ир“. Петь следует бодро, с выражением и слезами умиления на глазах».

Не удивительно, что семь кинотеатров государственной сети «Мос­кино» отказались показывать документальный фильм живущего в Латвии российского режиссера Виталия Манского «В лучах солнца» — о сегодняшних реалиях Северной Кореи. А в кинотеатре «Эльдар» сослались на распоряжение главы московского департамента культуры Александра Кибовского.


«За несколько дней до начала проката пошел вал отказов, уже даже с подписанными договорами, — рассказал интернет-изданию „Медуза“ Виталий Манский. — Здесь нет никакой тайны, причина отказов в том, что российское государство реагирует на требования северокорейских властей. Трудно представить, чтобы кто-то еще — Польша или Германия, Америка или Япония — прислушивался к требованию северокорейских властей. И, как следствие, возникает вопрос: почему Россия прислушивается, почему исполняются требования и принимаются указания, находящиеся вне юридической плоскости, от государства и режима, статус которого не нужно никому объяснять?»

«В лучах солнца» — документальный фильм о жизни восьмилетней школьницы Джин Ми, которая вступает в пионеры, снятый Виталием Манским в Пхеньяне по написанному северокорейскими товарищами сценарию. Картина не только собрала кучу призов, но также удостоилась ноты КНДР российскому МИД с требованием запретить его к дальнейшему показу. После этого Министерство культуры РФ полностью лишило режиссера господдержки.

Понятно, что в Пхеньяне съемочная группа находилась под пристальным контролем северокорейских чекистов, а весь отснятый материал подвергался тщательной проверке. Тем не менее оператору удалось в туалете скопировать «нежелательные» сцены на другую карту памяти. Благодаря этому сохранили материал, который не прошел бы цензуру властей КНДР. В результате вместо агитки об идеальной жизни северокорейской школьницы, абсолютно счастливой и преисполненной благодарности великому Вождю, Манский сделал фильм, отражающий подлинные реалии самой закрытой в мире страны, в которой, по словам кинорежиссера «все — фейк». Начиная от новых «жилых» домов, где светятся окна, но нет подъездов, и заканчивая ненастоящими магазинами с товарами, которые не продаются. Как рассказывал кинорежиссер, все, что в фильме снято неофициально: люди, толкающие автобус, дети у мусорных баков, очередь за отовариванием талонов — снималось в щелочку, из-за занавески.

«Когда мы снимали сцену приема в пионеры, сопровождающие указали на детей лет семи-восьми в военной форме и объяснили: „Их родители погибли на войне, это дети войны“. Какая война? Последняя война, в которой участвовала Северная Корея, была шестьдесят лет назад! Но они совершенно уверены: где-то идет война, туда уходят северокорейские войска, есть линия фронта, солдаты погибают, а вождь заботится об их детях… Они воюют, они реально воюют», — рассказал в одном из интервью Виталий Манский.

А известный российский блогер Алекс Экслер написал в «Фейсбуке»: «Меня всегда удивляли фото полчищ северокорейских генералов, обвешанных побрякушками по самые помидоры. При этом страна ни с кем не воюет, но впаривает своему народу, что воюет. Впрочем, есть страны, которые вовсю воюют, но впаривают всем вокруг, что ничего подобного».

Еще один российский пользователь соцсетей отметил: «Удивительно здесь не то, как живут северокорейцы — в изоляции от окружающего мира, а то, что многие наши соотечественники, несмотря на несравнимо более высокий уровень свободы по сравнению с теми ребятами, ведут себя в точности, как они».