Деньги

В ближайшее время стоимость сжиженного газа стабилизируется на уровне 11—12 гривен за литр - эксперт

7:00 — 2 ноября 2016 eye 628

На отечественном рынке нефтепродуктов наблюдается необычная ситуация: цена на одни виды топлива заметно растет, а на другие падает. Так, за последнее время бензин и дизельное топливо подорожали в среднем на 1 гривню, при этом сжиженный газ существенно подешевел. На сегодняшний день средняя по стране стоимость литра бензина А-95 составляет 22 гривни 97 копеек, дизельного топлива — 20 гривен 5 копеек, а сжиженного газа — 11 гривен 67 копеек.

Такие колебания вызывают тревогу у водителей. Особенно если учесть, что вскоре парламент должен принять новый государственный бюджет, в котором возможны изменения налогообложения нефтепродуктов. По опыту прошлых лет мы знаем, что зачастую смена правил игры на рынке либо изменение ставок акцизного сбора сразу отражаются на стоимости горючего на автозаправках. Прокомментировать ситуацию «ФАКТЫ» попросили директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна.

— Если говорить о сжиженном газе, то хорошие прогнозы закончились. На оптовом рынке наблюдается тенденция к росту цен, — отметил эксперт. — Это вызвано несколькими факторами. Во-первых, из-за санкций, введенных в отношении российских компаний, возникли проблемы с подвижным составом. В частности, под новые санкции попала компания «СГ-Транс» — фактически монополист в перевозке российских сжиженных газов, которые занимают до половины отечественного рынка данного продукта. Во-вторых, произошла коррекция цен на мировом рынке, что также потянуло вверх стоимость.

В то же время амортизатором роста является сезонный спад потребления сжиженного газа. Думаю, в ближайшее время розничные цены зафиксируются на уровне 11—12 гривен за литр сжиженного газа. Минимальная стоимость традиционно будет у нелегальных операторов за счет неуплаты «розничного» акциза.

— Но ведь за последние месяцы, пока были проблемы с поставками российского газа, многие отечественные компании переориентировались на импорт из Европы и даже Африки. Разве это не повлияло на соотношение объемов российского и другого газа на нашем рынке?

— Поставки топлива из названных нетрадиционных источников были вызваны именно перебоями с российским горючим, после того как в РФ возник дефицит ресурса. К тому же это произошло в период наибольшего спроса. Сейчас по сезонным причинам потребление топлива существенно снизилось. По моим данным, из-за летнего роста цен исчезли в последнее время и очереди на установку в автомобили газобаллонного оборудования. Необходимость завозить более дорогой газ из нетрадиционных источников отпала.

— А какова ситуация с бензином?

— Недавно цена выросла в среднем на гривню за литр. Эту коррекцию мы ожидали еще в сентябре, после существенного девальвационного витка, когда доллар подорожал более чем на полторы гривни. Однако тогда нефтетрейдеры пошли на снижение своей наценки, и рынку удалось завершить сезон активного потребления в спокойном режиме. Думаю, такой уровень цен держался бы и дальше, но в октябре стоимость нефти превысила 50 долларов за баррель, и резервов для того, чтобы цены оставались прежними, у наших операторов больше нет. Сейчас рынок стабилизировался, негативных предпосылок на ноябрь я не вижу. В дальнейшем все будет зависеть от двух основных составляющих — цен на мировом рынке и курса национальной валюты.

— Сейчас активно обсуждается государственный бюджет на 2017 год, в котором есть нормы об изменении акциза на горючее. Как отразится принятие нового бюджета на топливном рынке?

— На данный момент ключевым вопросом не только для топливного рынка, но и для местных общин является реформа так называемого «розничного» акциза, который должны платить владельцы АЗС. Сегодня его ставка — 1 гривня 21 копейка за литр. В свое время Минфин, как говорится, «на коленке», да еще и, по сути, в новогоднюю ночь, написал эту норму, что в результате привело к удручающим последствиям. Хотели помочь налогом местным громадам, но в итоге эти деньги поступают к ним далеко не в полной мере. Одновременно возможность неуплаты акциза привела к упразднению нормальной конкуренции, возникновению огромного теневого рынка, который в том числе является почвой для коррупции на местах. Некоторым владельцам заправок намного выгоднее дать взятку мэру или главе сельсовета, чем уплачивать весь налог.

Соответственно, расцвела торговля без выдачи кассового чека, а это потянуло за собой возобновление поставок нелегального топлива… Согласно нашим расчетам, по итогам 2016 года местные бюджеты недополучат около 3 миллиардов гривен «розничного» акциза или половину поступлений от торговли нефтепродуктами. Крупнейший город страны, Киев, ежемесячно недополучает 40—50 миллионов гривен этого акциза!

Какой выход? Перенести «розничный» акциз в основную ставку акциза, который взимается в центральный бюджет при производстве и импорте нефтепродуктов, и затем автоматически распределять эти деньги по регионам в зависимости от объемов продаж топлива. Цена на горючее при этом не вырастет, но объем сбора налога будет намного выше и, соответственно, регионы получат больше средств. А на рынке станет меньше фальсификата и установится нормальная конкуренция.

К слову, реформу «розничного» акциза недавно поддержал и Антимонопольный комитет. Одобряют новацию и в Фискальной службе, признавая, что не в состоянии контролировать уплату налога на семи тысячах АЗС. После детального обсуждения за «акцизную рокировку» выступила и Ассоциация городов Украины. Непонятна пока лишь позиция Министерства финансов: на протяжении года чиновники ведомства поддерживали инициативу, а теперь отмалчиваются.

Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»