Интервью

Олег Володкевич: "В Украине есть десятки музыкальных инструментов, не имеющих аналогов в мире"

9:00 — 3 ноября 2016 eye 1294

3 ноября в Украинском доме состоится премьерный показ фильма «Первісний авангард». Накануне премьеры режиссер картины Олег Володкевич рассказал «ФАКТАМ», как творческий коллектив собирал материал об истории создания народных инструментов

— Идея фильма принадлежит известному сценаристу Богдану Жолдаку, — говорит Олег Володкевич. — По его словам, сегодня в Украине есть приблизительно 50—60 действующих народных инструментов, каких не найти ни в одном уголке земного шара. Богдан считает, что это мировой рекорд.

«В Софии Киевской сохранилось единственное в своем роде изображение музыканта со смычковым инструментом, напоминающим скрипку»

— В Национальном академическом оркестре народных инструментов (НАОНИ) собрано более 60 наименований украинских народных инструментов, — говорит Олег Володкевич. — Об этом нашей съемочной группе рассказал народный артист Украины, дирижер и композитор Виктор Гуцал — художественный руководитель оркестра, созданного в 1969 году. Музыканты НАОНИ исполняют фольклорные произведения на свирелях, бандурах, дрымбах, зозулях. Эти сценические артефакты существуют только у нас.

— Есть версия, что скрипка, например, происходит из Киевской Руси.

— В южной башне Софии Киевской сохранилось единственное в своем роде изображение музыканта со смычковым инструментом, напоминающим скрипку. В Х веке этот инструмент называли «гудок», он имитировал человеческий голос. Изображений того периода, на которых бы фигурировало подобие скрипки, в мире больше нет, а значит, предположение вполне обоснованно. Такую гипотезу разделяют многие музыковеды. В нашем фильме, снятом студией хроникально-документальных фильмов при поддержке Государственного агентства по делам кино, есть фрагмент, посвященный этой версии.

В той же башне есть фреска, которую раньше называли «Скоморохи»: девять танцующих музыкантов, играющих на разных инструментах. Получается, что именно тогда — тысячелетие назад! — закладывались основы оркестрового исполнения, что подтверждает высокий уровень музыкальной культуры на территории старого Киева.

Человек всегда стремился выражать свое настроение с помощью музыки. Об эволюции инструментов от примитивных до сложных в нашем фильме зрителям рассказывают специалисты.

Так, в столичном музее археологии хранится уникальный экспонат со знаменитой стоянки Мизин на Черниговщине. Это древнейший ксилофон, созданный из разрисованных костей мамонта. Специалисты говорят, что на нем наши пращуры выбивали ритм в период от 22 до 12 тысяч лет назад.

Или, например, древний лук. Когда стрелок натягивал тетиву, она вибрировала, издавая звук. Потом человек стал замечать, что звук может быть разным в зависимости от толщины тетивы. В какой-то момент ему пришло в голову водить одним луком по тетиве другого. Так и зародились смычковые инструменты.

— А непревзойденные украинские сопилки?

— Наши предки считали, что человеческие души живут в камышах. Шум камыша на ветру, звук, который «рождает» сломанная камышинка, — кого-то это натолкнуло на мысль о музыке. Позже человек склеил несколько камышинок, возник новый инструмент — дводенцивка, или джоломыга. Потом склеил четыре-пять, получилась флейта Пана. «Сопилка в руках наших мастеров достигла такого художественного уровня, что на ней можно исполнять любую музыку», — сказал нам Виктор Гуцал.

— Известно, что трипольцы делали не только керамическую посуду. Увы, музыкальные инструменты той эпохи не сохранились…

— Инструменты из глины звучали тысячи лет назад, звучат и теперь. Это наши знаменитые зозульки. Изготовление зозулек — сложный процесс, исключительно ручная работа. В Украине есть мастера, которые создают настоящие шедевры. Мы встретились со скульптором Алексеем Алешкиным. Он старовер, живет неподалеку от Могилева-Подольского вблизи молдавской границы. Даже зимой ходит босой, облачается в диковинные костюмы. Алексей делает зозульки, красоту и силу звука которых не может передать одна запись.


*Самобытный мастер Алексей Алешкин делает уникальные зозульки

«Бандуры и кобзы создавали гениальные украинские страдивари»

— О бандурах и бандуристах нужно, наверное, снимать отдельный фильм.

— Украинцев невозможно представить без бандуры и кобзы, они действительно душа народа, — продолжает режиссер. — История этих уникальных инструментов насчитывает более 500 лет. Им нет аналогов. В XV—XVII вв.еках в Европе вошла в моду лютня, но украинцы сотворили нечто свое, особое, неповторимое. «Бандуры и кобзы из разных пород дерева создавали гениальные украинские страдивари», — рассказал нам фольклорист Леонид Черкасский. Это искусство передавалось из поколения в поколение.

Если вы думаете, что аутентичные инструменты можно услышать и увидеть только в музеях и на концертах, то заблуждаетесь. В селах Западной и Центральной Украины они сохранились практически в первозданном виде. Не перестаешь удивляться и восхищаться, насколько богата талантами наша страна.

— Знаю, что в фильме звучит музыка в исполнении оркестра народных инструментов и авангардной группы.

— Мы стали свидетелями весьма смелого эксперимента. На наших глазах родилось содружество модной нынче авангардной электро-фолк-группы ONUKA с оркестром НАОНИ. Группа исполняет традиционные украинские мотивы на сопилках, бандурах и трембитах в электронной аранжировке. «Это смешение современных электронных технологий и народной аутентичности», — объяснил саунд-продюсер Евгений Филатов. Кстати, дед солистки группы Натальи Жижченко (она и вокалистка, и автор музыки и текстов, и главный идеолог) Александр Шленчик был известным мастером фольклорных музыкальных инструментов.

— Говорят, руководитель оркестра НАОНИ неоднозначно принял идею совместного проекта.

— «Зачем нам ONUKA?» — спросил Виктор Гуцал. Но я фактически ее навязал. Мне в фильме требовалась драматургия, не только же инструменты показывать. Получилась фантастическая красота. Совершенно иное звучание, новый подход для обеих сторон. В конце фильма вы в этом убедитесь.


*Рабочий момент съемок: фольклорист Леонид Черкасский (крайний слева) и режиссер Олег Володкевич (крайний справа) беседуют об украинских инструментах

— На какую зрительскую аудиторию рассчитан фильм?

— Хотелось бы, чтобы это была публика любого возраста. Чтобы все увидели, насколько богат и разнообразен мир украинских музыкальных инструментов, как их создают, как они звучат, как называются.

— Почему вы взялись именно за эту тему, ведь в стране происходят такие трагические события?

— Как говорится, война войной, а музыка вечна. Пусть эта фраза банальна, но с ней не поспоришь. Музыка — это начало чего-то хорошего, Божьего, теплого, райского, это вечный творческий зов.