На днях законопроект, предусматривающий внесение изменений в закон «О высшем образовании», был передан в Верховную Раду
На этот раз Министерство образования предложило внести в закон «О высшем образовании» радикальные изменения. «Определены типы учебных заведений, отменяются образовательные уровни и установлены формы новой финансовой деятельности вузов», — такую краткую справку о новом проекте обнародовала пресс-служба главного образовательного ведомства. За более подробными разъяснениями «ФАКТЫ» обратились к заместителю главы Департамента высшего образования Министерства образования Юрию Коровайченко.
— Юрий Николаевич, в основе реформирования системы высшего образования лежит отмена всех образовательных уровней. Что это значит?
— Исчезнут сами понятия «полное», «базовое» (бакалавр) и «неполное» (младший специалист) образование, а также такой образовательно-квалификационный уровень, как «специалист». Эта реформа крайне важна, так как нынешняя ситуация с образовательными уровнями оставляет желать лучшего: в одном университете готовят «специалистов», а в другом студенты сами выбирают, куда им поступать — на «специалиста» или на магистра. Впредь останутся два образовательно-квалификационных уровня: бакалавр и магистр. Но магистратура отныне не будет обязательным условием для тех, кто хочет получить «полный» диплом. Выпускники, получившие диплом бакалавра, будут считаться имеющими законченное высшее образование. А магистр получит статус научной степени, которая нужна лишь желающим продолжить научную или преподавательскую деятельность. Поэтому отменяется само понятие «базовое высшее образование».
— Что предусматривает ликвидация образовательного уровня «неполное высшее образование»?
— Лишь само понятие «неполное высшее образование» исчезает, а привилегией младших специалистов остается возможность учиться на бакалавра по сокращенному сроку обучения. При этом выпускники профессиональных колледжей по-прежнему будут считаться младшими специалистами.
— В случае принятия закона успеют ли студенты за четыре года освоить весь курс выбранной им специальности?
— Благодаря реформе, в соответствии с которой студенты получают возможность сами выбирать себе предметы для обучения, они смогут больше времени уделять специализированным предметам и быстрее освоить свою профессию.
— Уже сейчас многие первокурсники жалуются, что, вопреки их ожиданиям, им так никто и не предложил выбирать предметы на свое усмотрение
— Разумеется, ведь с тех пор, как издан соответствующий приказ, не прошло и нескольких месяцев. Университеты еще не успели подкорректировать учебные планы и разработать блоки дисциплин. Поэтому первокурсникам не стоит переживать — уверен: в следующем семестре они уже смогут пользоваться нововведениями.
— А диплом бакалавра, полученный студентом несколько лет назад, тоже будет приравниваться к законченному высшему образованию?
— Да, несмотря на то, что учебные планы, по которым учились те студенты, несколько отличаются от сегодняшних. Так что все, кто имеет диплом бакалавра, будут считаться получившими законченное высшее образование.
— В законопроекте предусмотрено и введение нового образовательно-научного уровня
— Совершенно верно, этот уровень называется «доктор философии». Его студенты могут получить после магистра. А став доктором философии
(и только философии), можно претендовать на уровень доктора наук. Эта система разработана на основе западной — в европейских странах степень доктора философии является обязательной для всех желающих идти по научной линии.
— Но если образовательный уровень «специалист» отменяется, что делать тем студентам, которые получают его сейчас?
— По окончании вузов им будут выданы дипломы магистров. И дипломы «специалистов», полученные до 2010 года, тоже будут приравниваться к магистерским. Кстати, учебные заведения разделят на следующие типы: университет (классический или профильный), академия, колледж и профессиональный колледж. Такие понятия, как «институт» и «техникум», исчезнут.
— В законопроекте сказано о реформах в области вузовского самоуправления
— Да, десять процентов ученых советов университетов и советов трудовых коллективов будут составлять студенты — наравне с преподавательским коллективом они смогут принимать участие в разработке учебных планов и внедрении в жизнь новых проектов. В эти десять процентов войдут лучшие представители студенческих советов.
— Предусматривает ли законопроект какие-либо привилегии для студентов?
— У них появится возможность проходить стажировку за границей за счет государства. Раньше учащимся удавалось попасть на практику в другую страну в основном благодаря частным компаниям. Причем полноценной стажировкой чаще всего это назвать было нельзя — за рубежом студенты практиковались не по специальности, а работали либо в магазинах, либо на сборе урожая. Законопроект же предусматривает государственные программы стажировки как для студентов, так и для преподавателей.
— А что подразумевается под «установлением новых норм финансовой деятельности вузов»?
— Вузам будет предоставлена возможность брать в банке кредиты для реализации каких-либо проектов. Кроме того, высшие учебные заведения смогут открывать собственные депозитные счета. Однако законопроект отменяет использование тендерных процедур в системе высшего образования. Это неправильно, когда определенное количество бюджетных мест выигрывает никому не известный частный вуз, в котором учится минимум студентов.
— Стоимость обучения в известных университетах страны увеличивается с каждым годом, причем далеко не всегда повышение цен обосновано. В законопроекте предусмотрено решение этой проблемы?
— В какой-то степени да. Мы предлагаем изменить систему оплаты обучения. Если сейчас студент-первокурсник, заключив контракт с вузом, все четыре года учится по одной и той же цене, то впредь стоимость обучения будет увеличиваться соответственно инфляции. Это помешает вузам необоснованно устанавливать космические цены. Однако студентов, которые уже заключили с вузами контракт, эти изменения не коснутся, то есть они будут оплачивать свое обучение по-старому.