Вступил в силу закон, обязывающий радиостанции транслировать не менее 25 процентов своей продукции на украинском языке. В результате отечественный шоу-бизнес разделился на сторонников и противников этого нововведения
— Мы должны творить свое, стимулировать и развивать, — заявила Руслана. — Я принципиально против насильственного пути в культуре. Если мы начнем украинизироваться точно так же, как нас русифицировали, то такой будет и культура, и искусство в целом. В лучших традициях от соцреализма до нацреализма. Шаг влево, шаг вправо — стена. Как можно отменить разнообразие джазовой, классической, роковой, танцевальной альтернативной музыки? Чем мы должны ее заменить, чем она нам вредит и почему мы должны от нее отказаться? Это не угроза для украинской музыки. Мы не должны запрещать чужое, если оно талантливое и гениальное. Но ненужное только потому, что чужое. Это не защита, это стыд!
Конечно, учитывая тяжелое состояние в стране, возможна очень мягкая политика для украинской музыки в эфире станций соответствующего формата. Временная, продуманная. Но заставлять крутить свою музыку вместо того, чтобы эта музыка была востребована, как-то унизительно. И все равно глобально это не решает проблему популярности. Она не может решаться административным путем. Это утопия и грубое вмешательство в тонкие механизмы культурного процесса.
В отношении продукта, который несет угрозу нашей культуре, стране, национальной идентичности, моя позиция ясна: квоты тут ни к чему. Мы должны говорить на языке санкций. Идет война. И от тех, кто находится на стороне агрессора, является оружием в его руках, наша страна должна защищаться. На их появление в украинском эфире должны накладываться такие же санкции, как и на физическое пребывание на нашей территории.
Неэффективными такие методы защиты украинского продукта в эфире радиостанций считают и другие музыканты: лидер группы «Бумбокс» Андрей Хлывнюк, Джамала, Наталья Могилевская, Дмитрий Шуров. Бывший клавишник группы «Океан Эльзы» считает, что аудитория пока не готова к новым условиям, поскольку вкусы среднестатистического слушателя довольно неприхотливы.
— Как говорится, спрос рождает предложение, — считает Дмитрий Шуров. — Квоты приведут к тому, что у нас просто появятся новые трэш-герои, которые заполнят эфир примерно тем же, что было раньше, только украинским. Что же делать? Рецепт тут один: развивать вкусы аудитории. Способствовать тому, чтобы она научилась быстро воспринимать качественные новинки со всего мира.
С некоторой опаской отнеслись к закону продюсеры. Например, директор эпатажной блондинки Оли Поляковой Михаил Ясинский является сторонником более осторожной и системной стратегии квотирования.
— Что уж теперь говорить, маємо, що маємо, и будем работать в заданных условиях, — сказал Михаил Ясинский «ФАКТАМ». — Топовые русскоязычные артисты будут звучать, думаю, как и прежде. Их на самом деле не так много и имеющегося объема времени на неукраиноязычную музыку хватит всем. А вот молодые артисты и звезды второго эшелона теперь будут искать возможности попасть в эфир и за счет квот. Но это не избавляет их от необходимости делать хорошие песни.
Думаю, изменятся и взаимоотношения артистов и менеджеров радио, которые станут более лояльны, отзывчивы, открыты, но и более требовательны к артистам, потому что им нужны не просто украиноязычные песни, а хиты. А слушателям необходимы не только хиты, но и звезды, которые их поют. Поэтому поработать придется всем, чтобы у нас были настоящие звезды с крутым раскрученным репертуаром… Кроме того, на фоне огромной любви украинцев к вокальным талант-шоу, которые покорили наше телевидение в последние годы, я предвижу настоящий бум в украинском шоу-бизнесе в ближайшее пять-шесть лет. Приходит новое поколение, которое будет сочинять и петь на украинском. Поэтому, надеюсь, квоты принесут пользу национальной музыкальной индустрии.
Лидер группы «ВВ» Олег Скрипка очень надеется, что закон будет способствовать развитию украинской музыки.
— Вопрос в том, будет ли он выполняться, — сказал Олег Скрипка «ФАКТАМ». — Сейчас люди еще не осознают важности этого закона, но время все расставит по своим местам.
Павел Зибров уже в первый день действия закона ощутил на себе его результат.
— Впервые за десять лет услышал в эфире одной из радиостанций свою песню «Марина», — радостно сообщил «ФАКТАМ» Павел Зибров. — А еще прозвучали мои «Мертві бджоли» и одна из песен моей любимой коллеги Аллы Кудлай. На самом деле, этот закон нужно было принимать еще 25 лет назад. И квота должна составлять минимум 50 процентов украинской музыки. Но хорошо, что мы хоть пытаемся защитить свое культурное пространство. Вот сегодня я специально слушаю многие радиостанции и ухо режет то, что прогнозы погоды и прочие сообщения ведущие читают все же на русском.
Думаю, это такой переходной период. И Национальная рада по вопросам телевидения и радиовещания спать не будет. Тем более что сейчас можно все отследить в Интернете. А задание артистов — предоставлять достаточное количество качественного материала. Мне в этом плане повезло. Сам композитор, пишу песни вместе с друзьями и кумовьями — лучшими украинскими поэтами Петром Магой и Юрией Рыбчинским. Практически каждые месяц-два мы создаем новую песню. Одна из моих любимых — «Лелеки» — о нашей стране, о любви к ней. Но владельцы радиостанций пока не готовы что-то менять, в отличие от аудитории. За два с половиной года войны люди четко поняли, что Россия — это агрессор. И вопрос языка сейчас актуален для нашей страны как никогда. Ведь язык — это тоже политика. Я совершенно не против российских артистов. Но чем меньше их будет в нашем эфире, тем больше появится украинских исполнителей. Как показала практика, в этом вопросе понадобилось участие государства. Теперь с нетерпением буду отслеживать новинки коллег.