Через неделю в Украине должен заработать принципиально новый механизм выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО, или «автогражданка»). Он давно и успешно применяется во многих европейских странах, но у нас пока вводится на ограниченный промежуток времени. В Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ) рассчитывают, что в ближайшее время количество страховых компаний — участников пилотного проекта заметно увеличится. Более подробно о принципах прямого урегулирования «ФАКТАМ» рассказывает Леонид Киперман — представитель одной из страховых компаний в рабочей группе МТСБУ, которая занималась подготовкой внедрения нового механизма на рынке ОСАГО.
— О намерении запустить механизм прямого урегулирования страховых случаев МТСБУ заявило еще в начале года, а вводится он только сейчас. В чем причина такой задержки?
— В конце марта ряд украинских страховых компаний — членов МТСБУ подписал соглашение о прямом урегулировании страховых случаев по полисам ОСАГО. Но, поскольку формально имел место факт согласованных действий участников рынка, доля которых превышает 50 процентов, необходимо было получить разрешение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Все это время АМКУ проводил исследование возможных негативных последствий согласованных действий на рынке услуг ОСАГО — в соответствии с законом о защите экономической конкуренции. В итоге Антимонопольный комитет признал, что введение прямого урегулирования должно принести положительный эффект, и 27 октября дал «зеленый свет». Правда, во избежание возможных рисков, ограничил действие своего разрешения двумя годами.
— Какие преимущества получат водители от нововведения?
— Прямое урегулирование должно положить конец политике затягивания выплат страхового возмещения. Водитель сможет выбирать, к кому обратиться за возмещением убытков, полученных в ДТП, — в страховую компанию виновника аварии (как это происходит сегодня) или в ту, с которой сам заключил договор «автогражданки». К тому же автомобилисты будут более осознанно выбирать страховщика для заключения полиса ОСАГО.
Опыт европейских стран показывает, что процедура урегулирования должна значительно сократиться и упроститься. У страховщика появится дополнительный стимул быстро и в полном объеме выплачивать возмещение клиенту, с которым он связан договорными отношениями.
— Вы говорите, сроки выплат сократятся? А каковы они сегодня?
— Согласно данным МТСБУ, в третьем квартале нынешнего года средний срок выплат сократился по сравнению со вторым кварталом почти на месяц: со 154 до 129 дней. Большинство страховых компаний значительно улучшили свои показатели по урегулированию дел. Но у 21 страховщика ОСАГО срок выплат превышает среднее значение по рынку. Мы планируем, что благодаря введению прямого урегулирования страховщики будут укладываться в срок, отведенный законом об ОСАГО, — 90 дней.
— Когда заработает механизм прямого урегулирования и какие компании будут предоставлять эту услугу?
— Новый механизм урегулирования страховых случаев заработает в Украине с 1 декабря 2016 года. Он запускается в добровольном режиме — в рамках соглашения о прямом урегулировании. Обязательным же этот порядок может стать после принятия изменений, предусмотренных законопроектами № 3551 и № 3670, которые сейчас находятся на рассмотрении в Верховной Раде. Законопроекты касаются проведения реформ в сфере ОСАГО.
Соглашение о прямом урегулировании страховых случаев подписали 17 страховых компаний: «АХА Страхование», «АРСЕНАЛ СТРАХОВАНИЕ», «ПЗУ Украина», «ВУСО», «УАСК АСКА», «ОРАНТА», «ПРОСТО-страхование», «УНИКА», «ПРОВИДНА», «ИНГО Украина», «Универсальная», «Международная СК», «КРЕДО», «АСКО-Донбасс Северный», «Колоннейд Украина», «БРОКБИЗНЕС», «Краина».
Мы ожидаем, что в ближайшее время к реализации нового механизма приобщатся еще около десяти компаний. Ведь это не просто дополнительная опция, но еще и важное конкурентное преимущество на современном страховом рынке. Улучшенный сервис и сокращенные сроки урегулирования, несомненно, повлияют на предпочтения клиентов.
— Как будет работать новый механизм урегулирования убытков?
— В случае ДТП потерпевший обращается за выплатой к своему страховщику по ОСАГО, который проводит урегулирование убытка и выплачивает страховое возмещение. В дальнейшем страховщик потерпевшего получает компенсацию проведенной выплаты от страховой компании, клиентом которой является виновник аварии.
Конечно, потерпевший может, как и раньше, обратиться за возмещением к страховщику виновника ДТП. Но в этом случае он потеряет право на выплату в рамках прямого урегулирования.
Реестр встречных требований между выплатившими возмещения страховщиками потерпевших в ДТП к страховщикам виновников ДТП формируется по итогам отчетного календарного месяца. Взаиморасчеты страховых компаний по возмещениям до 50 тысяч гривен будут проведены по принятой в Европе специальной методике усредненных выплат, а по возмещениям от 50 тысяч до 100 тысяч гривен — в размере фактически выплаченных сумм ущерба.
Компенсация расходов между страховщиками будет происходить через расчетно-клиринговую систему МТСБУ. Средства страховщиков зачисляются на специальные счета в уполномоченном банке. Для обслуживания механизма прямого урегулирования был выбран «УкрСиббанк». Чтобы обеспечить выполнение своих обязательств, страховщики — участники соглашения о прямом урегулировании сформируют и будут обеспечивать наполнение дополнительного гарантийного фонда в размере 50 процентов среднемесячного размера страховых выплат за предыдущий отчетный квартал.
— Существуют ли какие-то условия или ограничения для потерпевших в ДТП, желающих воспользоваться подобным новшеством?
— Как я уже говорил, механизм прямого урегулирования страховых случаев предполагает, что человек, оформивший полис «автогражданки» в определенной страховой компании, имеет возможность в случае ДТП обратиться за компенсацией материального ущерба к «своему» страховщику. Акцентирую внимание: только ущерба, причиненного имуществу. Ведь для получения выплат при нанесении вреда жизни и здоровью потерпевшему придется, как и раньше, обращаться в страховую компанию виновника аварии.
Следующее обязательное условие — оба водителя (виновник и потерпевший) на момент ДТП должны иметь действующие полисы ОСАГО, выданные страховыми компаниями — участниками системы прямого урегулирования.
Еще одно важное требование: речь идет лишь о ДТП с участием двух транспортных средств, которое является контактным (имеется в виду физическое столкновение этих двух автомобилей). Если в аварии задействовано больше машин или она произошла по причине нарушения Правил дорожного движения одним из участников происшествия, из-за чего другой, например, слетел с дороги в кювет, то воспользоваться возможностью прямого урегулирования не удастся.
Кроме того, вина водителя, ответственного за совершение ДТП, должна быть полной, когда второй участник (потерпевший) является невиновным в наступлении происшествия. Такой вывод, в ходе урегулирования происшествия, предварительно делается страховщиком потерпевшего на основании схемы ДТП, а окончательное решение выносится: согласно постановлению суда (если на место происшествия выезжали представители полиции) или страховщиком согласно Типовых схем ДТП, утвержденных ДГАИ и МТСБУ, (когда участники ДТП оформили европротокол).
— Нужно ли перезаключать договоры «автогражданки» для того, чтобы воспользоваться новой услугой?
— Механизм прямого урегулирования страховых случаев будет поддерживаться компаниями — участниками соглашения автоматически. Для того чтобы воспользоваться новой услугой, водителям не нужно перезаключать свои договоры или подписывать дополнительные соглашения. Важно и то, что прямое урегулирование не увеличит цену полиса ОСАГО и не снизит сумму страхового возмещения.