История современности

23 декабря 1913 года впервые поднялся в небо тяжелый бомбардировщик Игоря Сикорского "Илья Муромец"

9:00 — 19 декабря 2016 eye 1183

Во время полета из Петербурга в Киев на борту самолета возник пожар, но взобравшимся на крыло пилотам удалось потушить огонь

19 декабря 1919 г. В условиях военной интервенции России против независимой Украины правительство большевиков объявило Харьков сто­лицей.

20 декабря 1938 г. В СССР были введены трудовые книжки.

21 декабря 1844 г. Николай Пирогов впервые в Европе осуществил хирургическое вмешательство под анестезией.

21 декабря 1991 г. В Алма-Ате руководители Азербайджана, Арме­нии, Белоруссии, Казахстана, Кир­гизии, Молдавии, России, Таджи­кистана, Туркмении, Узбе­кистана, Украины подписали дек­ларацию об образовании содружества незави­симых государств (СНГ).

22 декабря 1989 г. Впервые пос­ле возведения Берлинской стены Бранденбургские ворота были открыты для граждан Западной и Восточной Германии.

24 декабря 1979 г. СССР ввел войска в Афганистан.

25 декабря 1741 г. Шведский астроном, геолог и метеоролог Андерс Цельсий изобрел шкалу измерения тем­пературы.

Бомбардировщик С-22 («Илья Муромец»), сконструированный киевлянином Игорем Сикорским, совершил первый полет 23 декабря 1913 года. Это был деревянный биплан огромных размеров (размах крыльев 32 метра, длина 22 метра) с четырьмя моторами, которые поднимали в воздух машину весом более пяти тонн. Во время первого полета за штурвалом сидел создатель биплана Игорь Сикорский. Максимальная скорость составляла около ста километров в час. В одном из полетов с десятью пассажирами был установлен рекорд высоты — 2 тысячи метров.

А 12 февраля 1914 года Сикорский поднял в воздух на своем самолете 16 человек. В демонстрационных целях было совершено много полетов над Петербургом. Целые толпы собирались, чтобы посмотреть на необычайно большой для того времени самолет, летевший на высоте всего 400 метров. В то время пилоты одномоторных самолетов избегали городов, ведь в случае отказа двигателя вынужденная посадка могла оказаться роковой. На «Илье Муромце» было четыре мотора, поэтому остановка даже двух из них не грозила летательному аппарату падением. По крыльям самолета во время полета можно было ходить, это не нарушало его равновесия. Выход на крыло проделал и Сикорский. Он убедился, что при необходимости летчик сможет заняться ремонтом мотора прямо в воздухе.

Первый в мире скоростной дальний перелет тяжелого самолета (1200 километров) был совершен «Ильей Муромцем» из Петербурга в Киев 16—17 июня 1914 года. Впервые в истории авиации на биплане был сделан отдельный от кабины пилота салон со спальными комнатами, отоплением, электрическим освещением и даже ванной с туалетом. Кроме Сикорского, в перелете участвовали второй пилот Христофор Пруссис, штурман Георгий Лавров и механик Владимир Панасюк. В баки залили почти тонну горючего, четверть тонны масла. На случай ликвидации поломок на борту было 160 килограммов запасных частей.

После запланированной посадки в Орше Витебской области от одного из двигателей отсоединился шланг подачи горючего, в результате чего вытекавшая струя топлива загорелась. Чуть не сгорел выскочивший на крыло механик, пытавшийся затушить огонь. Его спас штурман, потушив пламя с помощью огнетушителя и перекрыв кран подачи горючего. Сикорский совершил вынужденную посадку, и в течение часа самолет был отремонтирован. До Киева добрались без дальнейших происшествий. Обратный перелет прошел в целом благополучно, но Сикорскому пришлось выходить на крыло, чтобы подтянуть разболтавшиеся от тряски гайки карбюратора одного из моторов. С Киева до Петербурга долетели за 14 часов 38 минут, что стало рекордом для тяжелой авиации. Серию этих самолетов назвали киевской.

В конце 1914 года указом Николая II была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец» — первое в мире соединение тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Сикорский сам участвовал в организации эскадры, готовил экипажи и отрабатывал тактику их боевого применения. Он проводил много времени на фронтах Первой мировой войны, наблюдая свои самолеты в действии, вносил необходимые изменения в их конструкцию. Всего было построено 85 «Муромцев» шести типов. За время войны самолеты выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника, сбросив 48 тонн бомб. На русско-германском фронте действовало около 50 «Муромцев».

К 1917 году Сикорский создал чертежи нового биплана, более мощного. Планировалось построить до 120 тяжелых бомбардировщиков. Но грянула революция, и начался постепенный развал уникальной эскадры. Позже эти самолеты использовались на почтово-пассажирской авиалинии и в школе авиации. Сам же конструктор вскоре эмигрировал в США, где основал ставшую впоследствии знаменитой фирму по производству вертолетов.

Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»