Культура и искусство

Химка из фильма "За двумя зайцами" Таисия Литвиненко: "Пьяный Борисов еле стоял на ногах. Но сыграл гениально"

8:00 — 22 декабря 2016 eye 8518

Ровно 55 лет назад состоялась премьера популярнейшей комедии

Едва выйдя на экран, картина украинского режиссера Виктора Иванова по пьесе Михаила Старицкого «За двумя зайцами» обрела огромную популярность. Это при том, что изначально она планировалась лишь для показа на территории Украинской ССР и снималась на украинском языке. Слава о фильме тут же докатилась до Москвы, и комедию в срочном порядке озвучили на русский. «За двумя зайцами» стала лучшей картиной режиссера Виктора Иванова и принесла любовь зрителей исполнителям главных ролей — Маргарите Кринициной, Олегу Борисову, Наталии Наум и Таисии Литвиненко. Кстати, роль Химки, которую сыграла Литвиненко, изначально была отдана актрисе Нине Антоновой. Но, увидев Таисию, Иванов тут же сделал замену. А актрисе признался, что мечтал бы снять ее в роли Прони Прокоповны.

«Это дела уже давно минувших дней, — сказала „ФАКТАМ“ народная артистка Украины Таисия Литвиненко. — Одно время я не хотела открывать правду о съемках, но со временем поняла, что эту историю должны знать».

После съемок в картине «За двумя зайцами» Таисия Литвиненко уехала во Львов вместе с супругом — известным режиссером Федором Стригуном, который стал художественным руководителем Театра имени Заньковецкой. Несмотря на возраст — Таисии Иосифовне недавно исполнилось 80 лет — она до сих пор продолжает работать…

— С режиссером картины «За двумя зайцами» Виктором Ивановым к моменту съемок мы не были знакомы, — вспоминает Таисия Литвиненко. — Хотя довольно часто пересекались в коридорах Киностудии имени Довженко. Я была молодой актрисой, но уже успела сняться в картинах «ЧП», «Назар Стодоля», «Максим Перепелица». Потом оказалось, что Виктор уже давно ко мне присматривался. А пригласил он меня на съемки, случайно встретив на улице. В то время я работала в запорожском театре. В Киев приехала буквально на несколько дней с маленьким сыном Юрочкой, чтобы решить какие-то бытовые вопросы.

Помню, как-то шла по бульвару Шевченко, вдруг какой-то мужчина догоняет меня возле нынешней гостиницы «Премьер Палас», хватает за руку и восклицает: «Вы Тасечка?! Литвиненко?! Какое счастье, что я вас встретил!» Конечно, я сразу узнала Виктора Ивановна. Его сложно было спутать с кем-то другим. Он был высокий, плечистый, с роскошным вьющимся чубом. Все актрисы, безусловно, обращали на него внимание. Да и Виктор был с нами достаточно обходителен.

— Он ухаживал за вами?

— Нет, что вы. Да и я не давала для этого никаких поводов. Просто помню, как Иванов всегда ласково ко мне обращался: «Тасечка, золотко». Тогда на улице он мне и рассказал, что приступил к съемкам фильма «За двумя зайцами». Говорит: «Тася, у меня для вас есть две роли: Химка и Галя. Выбирайте, какую хотите». Я, понятно, пьесу Старицкого «За двумя зайцами» знала хорошо и тут же ему ответила: «Хочу играть Химку». «Считайте, что вы ее уже получили», — тут же сказал Иванов. Кстати, потом я узнала, что начальство киностудии, давая согласие на съемки картины, не возлагало на эту работу больших надежд. К Иванову там относились достаточно скептически, полагая, что он завалит работу.

— А получилось все совершенно по-другому.

— Знаете, попав на съемки, в павильон киностудии Довженко, я сразу почувствовала себя очень комфортно. И такое впечатление было у всей актерской команды. Правда, не обошлось без небольших скандалов. После первого дня съемок Виктор подошел ко мне и сказал: «Таисия, вы настоящая мольеровская актриса». А потом неожиданно добавил: «Именно такой я и видел Проню Прокоповну. Жаль, что на эту роль у меня уже есть актриса». Я замерла с немым вопросом, зная, что главную героиню играет Маргарита Криницына. А Иванов лишь посмотрел на меня с грустью и добавил: «Вы сами все поймете».

— Но ведь Маргарита Криницына в роли Прони Прокоповны действительно была неподражаема!

— Но Иванов был немного иного мнения. Ему хотелось, чтобы Проню Прокоповну играла молодая актриса. А так получалось, что она не совпадала по возрасту со своими подружками-курсистками. Ей уже было за 30, а им всего по 20 лет. Поэтому Иванов все время переживал, что ему навязали Криницыну.

— Кто же ее навязал?

— Маргарита Криницына была супругой главного редактора киностудии Довженко Евгения Оноприенко. Как-то Виктор Иванов признался, что, если бы не взял на главную роль Маргариту Криницыну, ему вообще не позволили бы снимать фильм «За двумя зайцами». Хотя, по большому счету, Виктор обожал весь наш актерский состав. С особым трепетом он относился к Николаю Яковченко и Олегу Борисову. Галю играла молоденькая Наташа Наум. К Маргарите Криницыной он относился достаточно строго, иногда мне даже было ее жаль. Иногда Виктор Михайлович позволял себе раскритиковать ее голос, внешность, манеры.

Я видела, как страдала Маргарита. Конечно, любая актриса не выдержала бы такого отношения. Но при этом Криницына очень любила свою героиню и готова была на все ради того, чтобы ее играть. Помню, как мы снимали одну из последних сцен фильма на ступеньках Андреевской церкви. Когда все становится на свои места: Голохвастов пойман, а Проня Прокоповна падает на колени с возгласом: «Не за ваши деньги я шла, я вас любила!» Мне казалось, в этом крике она высказывала всю свою боль, накопившуюся за время работы над фильмом.

— Какие были отношения у нее с Олегом Борисовым?

— Олег держался как-то особняком. Более того, роль в «Зайцах» стала для него во многом судьбоносной. По сути, после триумфа этой картины ему пришлось уйти из Театра имени Леси Украинки и вообще покинуть Киев.

— Фильм ведь имел грандиозный успех?

— На первом же фестивале, который прошел в Лозанне, в Швейцарии, картина получила приз. Конечно, я туда не ездила, съемочную группу вообще не пустили. Это же были советские времена. Запретили ехать даже Олегу Борисову, который получил там первую премию за лучшую мужскую роль — 62 тысячи долларов. Но ему не досталось ни копейки. По условиям фестиваля, если актер в течение полугода не забирает полученную сумму, то она автоматически начисляется киноорганизации страны, снявшей фильм. Эти 62 тысячи долларов ушли в Москву, в Госкино.

Олег был очень обижен. Но его неудачи начались еще во время съемок «Зайцев». В то время он как раз ожидал, что ему присвоят звание заслуженного артиста Украины. Но в списке оказалась лишь Ада Роговцева, которая к тому времени прослужила в Театре имени Леси Украинки всего несколько месяцев. Борисова это страшно обидело, и он запил.

— Олег Борисов мог выпить и на съемках?

— Я помню лишь один случай, когда Борисов появился в съемочном павильоне в стельку пьяным. Он только-только приехал в Киев из Карпат, где снимался в какой-то картине. Иванов как раз работал над знаменитой сценой встречи Прони Прокоповны и Голохвастова. Помните, когда они рассыпают мешок с орехами, становятся на колени, и Проня произносит фразу: «Ваша папироска шкварчит…» Борисов приехал на съемки такой пьяный, что еле стоял на ногах. Поэтому и была придумана сцена с рассыпанием орехов — на четвереньках Борисов чувствовал себя увереннее. Но все равно его выдавали руки. Подкуривая сигарету, они ходили ходуном. При этом на Олега напала жуткая икота. Он все никак не мог успокоиться. Скажет фразу — тут же выключается мотор, поскольку Борисов громко икает. Но все равно сыграл гениально.

— Говорят, и знаменитый актер Николай Яковченко, бы­вало, появлялся на работе не­трезвым?

— О Яковченко ходили легенды. Его страсть к выпивке была известна всем режиссерам. Я снималась с Яковченко в картинах «Штепсель женит Тарапуньку» и «Максим Перепелица». На все съемки актер приезжал только вместе со своей дочерью Юной. Ее специально записывали в штат группы, чтобы она повсюду сопровождала и контролировала отца. Но все равно его было не удержать. Правда, когда мы работали над «Зайцами», Яковченко уже практически не пил. На съемках по-прежнему его сопровождала Юна. Николай Яковченко особо был расположен к Олегу Борисову. Они часто подшучивали друг над другом, веселя всю съемочную группу.

— Актеры не боялись гнева Виктора Иванова?

— Он был действительно строг и первым же делом ввел табу на спиртное. Не мог справиться только с Борисовым. Когда Виктор Михайлович нервничал, становился совершенно бледным, а его глаза буквально испепеляли собеседника. Но несмотря на это актеры его обожали. По большому счету, именно Иванову зритель должен быть благодарен за легендарные крылатые фразы, которые вошли в картину. У него была изумительно красивая речь. Говорили, что Виктору Михайловичу удалось соединить острый еврейский ум и украинскую философию. Иванов буквально выстрадал свой фильм. Помню, как он постоянно стоял сзади оператора, все время стараясь подбодрить нас, актеров. Крылатые фразы рождались у него прямо на съемках, очень легко. Иванов обладал удивительным чувством юмора.

— Он ведь снял картину в рекордные по тем временам сроки — всего за несколько месяцев.

— И это все потому, что в голове у Иванова она вся была выстроена до мельчайших деталей. Приходя на съемку, он не раздумывал, что, как и где должно происходить. Виктор Михайлович знал даже цвет платка, в котором должна быть героиня второго плана. Мы снимали летом на киностудии Довженко, на Андреевском спуске и том, что идет от улицы Артема к Глыбочицкой.

— Помните, что купили себе на гонорар, полученный за роль Химки?

— Конечно, нет. Я получила тогда сущие копейки. Во время работы над фильмом жила в гостинице киностудии Довженко. Думала лишь о том, как бы побыстрее закончить работу и вернуться к сыну, которого оставила на родителей под Киевом. Прошло уже столько времени после премьеры «За двумя зайцами», а многие до сих пор помнят меня по роли Химки. Да и других актеров, снявшихся в картине, любили, не говоря уже про Проню Прокоповну и Голохвастова.

Видимо, что-то таки затронул в душах зрителей Виктор Иванов. Хотя не скажу, что судьба к нему была благосклонна. Я встретилась с Виктором Михайловичем в Киеве через несколько лет после выхода на экраны «Зайцев». Он показался мне осунувшимся, усталым и очень грустным. После триумфа фильма в карьере Иванова ничего особо не поменялось. Он так и продолжал ютиться со своей семьей в небольшой квартирке общежития киностудии Довженко. Тогда при встрече, посмотрев на меня своими печальными голубыми глазами, Иванов сказал: «Тасечка, золотко, наверное все мои идеи неправильные. А может, я слишком многого хочу…» Он не стал выслушивать мой ответ, а будто разговаривал сам с собой.