Украина

В Украине появится дорожная полиция?

11:05 — 5 января 2017 eye 3012

На патрулирование дорог международного и национального значения протяженностью 9 тысяч километров планируют вывести 324 экипажа

В 2017 году в Украине должно появиться новое силовое подразделение — дорожная полиция. Она призвана повысить безопасность на автодорогах, так как за последний год количество аварий в нашей стране существенно возросло. По сути, дорожная полиция — та же Госавтоинспекция, только под другой вывеской. И это, конечно, повод для расформированных гаишников в который раз позлорадствовать: что, не справились без нас? Мол, наступили на те же грабли, что и в 2005 году, когда президент Виктор Ющенко решил разогнать ГАИ. Тогда тоже безопасность на дорогах резко ухудшилась, и глава государства был вынужден признать свою ошибку. В итоге работу ГАИ возобновили. Сейчас руководители Нацполиции твердо заявляют: дорожная полиция — отнюдь не воскрешение Госавтоинспекции. Остается в этом убедиться.

Первый этап набора в новое подразделение продлится до 1 августа 2017 года, второй — до 1 декабря

Подробности создания новых подразделений сообщил начальник департамента патрульной полиции Евгений Жуков во время видеоселекторного совещания с участием руководителей Национальной полиции Украины. В частности, набор в дорожную патрульную полицию будет проходить в два этапа: первый продлится до 1 августа 2017 года, а второй — до 1 декабря.

По словам Евгения Жукова, работа дорожной полиции позволит уменьшить нагрузку на патрульную полицию и обеспечить правопорядок на дорогах страны.

— В планах на 2017 год есть запуск дорожной полиции и тактических групп патрульной полиции, — сказал он. — В дорожной полиции планируется задействовать 2 тысячи 600 сотрудников. На патрулирование дорог международного и национального значения общей протяженностью 9 тысяч километров выйдут 324 патруля.

Об особенностях подготовки сотрудников дорожной полиции рассказал заместитель главы Национальной полиции Александр Фацевич:

— Когда мы наберем претендентов, то отправим их на обучение, которое на первом этапе продлится четыре месяца. После этого новые сотрудники будут направлены в управления патрульной полиции, где они пройдут практику. И только после этого выйдут на патрулирование дорог. Потому что трассы — это ответственно, это тяжело, опасно, это высокие скорости.

Многие эксперты, специализирующиеся в сфере безопасности дорожного движения, поддерживают идею создания нового подразделения.

— Дорожная полиция необходима, — заявил известный правозащитник Владимир Караваев. — В патрульной полиции нужно четко разделить функции. Если в городах она способна как-то их объединять, то для порядка на магистралях, где на десятки километров может не быть ни одного населенного пункта, требуются отдельные силы. Мы часто киваем на опыт Америки, а ведь там полицейские сидят за кустами с радарами, как это было в Украине раньше. И не говорите, что нет, я лично видел американских копов в засадах.

— Нужно было сразу создавать емкую, грамотно проработанную концепцию реформ, а потом ей заниматься, — отметил адвокат Вадим Володарский, работа которого тесно связана с проблематикой дорожных происшествий. — Я давно говорил, что в Украине, где своя специфика дорожной культуры и криминала, полиция не сможет выполнять две различные задачи. У нас сейчас большие проблемы с оформлением протоколов по ДТП, из-за чего суд не может определить виновника аварии, а пострадавший — получить компенсацию. Поэтому создание подразделения, специализирующегося на обеспечении безопасности движения, — давно назревшая необходимость.

«За четыре месяца качественно подготовить специалистов невозможно»

Впрочем, не все настроены так оптимистично.

— Мы наблюдаем удивительную ситуацию, — говорит эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта. — Сначала бездумно была уничтожена ГАИ, ведь реформаторы заявили, что данная инспекция неэффективна. Потом, набив шишек и получив реальные проблемы, возвращаемся к тому, что начинаем ее воссоздавать. Когда людей без специального образования набирают в ряды правоохранителей, их работа дает крайне низкий результат. Яркий тому пример — патрульная служба.

Эксперт уверен, что за четыре месяца невозможно качественно подготовить новые кадры. Чтобы обучить людей без специального образования, нужно минимум 1,5—2 года. Однако средств на это нет.

— Деньги, выделяемые на реформы в МВД, разворовывают, — поясняет Сергей Шабовта. — О нехватке средств постоянно заявляла Хатия Деканоидзе. Поэтому о хорошей подготовке новых кадров в дорожную полицию не может быть и речи.

Впрочем, есть шанс, что в дорожную полицию попадут и специалисты — бывшие гаишники и кобровцы. Хотя им тоже придется проходить конкурсный отбор. Об этом сообщил глава департамента коммуникаций МВД Артем Шевченко.

— Принимать бывших инспекторов будут только на общих основаниях и после проверки, — подчеркнул он. — Никаких преференций им не будет хотя бы потому, что раньше это была одна из самых коррумпированных структур МВД.

Хочется все же надеяться, что если все понимают неэффективность патрульной полиции в сфере обеспечения безопасности движения, то руководство МВД и Нацполиции, учитывая предыдущие ошибки, более взвешено подойдет к подготовке «дорожников». Ведь, несмотря на большое количество синих мигалок, количество аварий на наших дорогах только растет. Нужны действительно компетентные специалисты, которые смогут качественно выполнять свою работу и эффективно влиять на снижение аварийности, в частности, проводить спецрейды по выявлению пьяных водителей, случаев превышения скорости, несоблюдения правил безопасной перевозки детей и так далее.