Украина

Кабмин утвердил порядок временного увеличения пошлины на ввоз машин из Европы

7:00 — 12 января 2017 eye 3760

Под занавес прошлого года Кабинет министров Украины утвердил порядок временного увеличения пошлины на ввоз легковых автомобилей из стран ЕС до 10 процентов. В правительстве заявляют, что эти меры направлены на поддержку отечественных автопроизводителей и будут применены лишь при наличии трех четко определенных составляющих. Кроме того, с 1 января 2017 года вступил в силу целый ряд законов, которые меняют подходы к администрированию налогов и сборов. Некоторые из них затрагивают и автомобильную сферу. «ФАКТЫ» разобрались во всех налоговых сюрпризах, которыми «порадовали» украинских автомобилистов в новом году.

Постановление Кабмина о порядке временного увеличения до 10 процентов ввозной пошлины на легковые автомобили из Европы, который соответствует Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, было принято 28 декабря 2016 года. На сегодняшний день официально этот документ не опубликован.

Согласно проекту постановления, инициированного Министерством экономического развития и торговли, порядок определяет механизм применения специальных мер относительно импорта в Украину легковых автомобилей из стран Евросоюза. Предусмотрено, что эти меры возможны только после проведения спецрасследования, в ходе которого будет установлено, что в Украину из-за снижения или отмены пошлины ввозится слишком много легковых автомобилей. Решения о применении спецпошлин, а также о начале и прекращении спецрасследования в отношении импорта автомобилей должны приниматься Межведомственной комиссией по международной торговле (МКМТ).

Как разъясняет пресс-служба Министерства экономического развития и торговли, спецмеры направлены на поддержку отечественного автомобилестроения, терпящего урон из-за постепенного снижения ставок ввозной пошлины на легковые автомобили из ЕС (на большинство видов транспортных средств — с 10 до 0 процентов в течение 10 лет). Поддержать отечественного производителя решили, временно повысив ставки ввозной пошлины (не более чем до 10 процентов, но не выше ставки ввозной пошлины (льготной), действовавшей в 2015 году) на легковые автомобили из Европы. «Механизм никоим образом не может привести к блокированию импорта легковых автомобилей из ЕС», — заверяют в правительстве.

Согласно проекту постановления, спецмеры могут быть применены исключительно при наличии трех условий:

1) если совокупный объем импорта в Украину легковых автомобилей из ЕС в течение года достигает 45 тысяч единиц, а его удельный вес в потреблении на внутреннем рынке составляет более 20 процентов (20 процентов — на второй год действия Соглашения об ассоциации с постепенным увеличением до 25 процентов);

2) если совокупный объем импорта легковых автомобилей из ЕС в течение последнего 12-месячного периода превысит предельный объем всех первичных регистраций легковых автомобилей в Украине за тот же период;

3) если при этом причиняется значительный ущерб национальной промышленности, производящей подобный товар.

Проект также предусматривает, что спецмеры могут применяться на период от 2 до 15 лет действия Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Согласно условиям этого соглашения, пошлины на импорт новых автомобилей из стран Евросоюза должны поэтапно снижаться в течение 10 лет и к 2026 году опуститься до 0 процентов. В прошлом году ввозная пошлина на автомобили из ЕС составляла от 5 процентов (на авто с большим объемом двигателя) до 9,1 процента (на массовый сегмент). В 2017 году пошлины на большинство легковых автомобилей должны снизиться до 7,5—8,2 процента. В соглашении оговорено, что суммарная ставка ввозной и специальной пошлины при импорте транспортных средств не должна превышать 10 процентов. Это значит, что для автомобилей со ставкой пошлины 8,2 процента спецпошлина может составить не более 1,8 процента.

В правительстве разъяснили, что бояться спецпошлины не стоит. Объем импорта в Украину автомобилей из стран ЕС составил в 2015 году 38,9 тысячи штук, а за 9 месяцев 2016 года — 30,6 тысячи штук. Если, например, в сентябре 2017 года количество ввозимых в Украину легковых автомобилей достигнет 45 тысяч единиц и при этом будут соблюдены другие требования, после консультаций с Евросоюзом Украина получит возможность поднять ставку ввозной пошлины до 10 процентов исключительно на период до конца 2017 года.

По утверждению экспертов рынка, шансы на введение спецпошлины на самом деле очень высоки. Так, по данным ассоциации Укравтопром, в 2016 году в Украине продали и поставили на учет в органах МВД 65 тысяч 562 новые машины. При этом украинские автозаводы за этот период выпустили 3 тысячи 800 легковушек (львиная доля приходится на «Еврокар», где было произведено 3 тысячи 437 автомобилей, тогда как на «АвтоЗАЗе» выпустили всего 363 транспортных средства, а на «Богдане» автомобили вообще не производили). Очевидно, что на долю автомобилей из Европы приходится большая часть рынка (однозначно выше указанных в проекте постановления 20 процентов), из чего можно сделать вполне логичный вывод: импорт автомобилей наносит «значительный ущерб национальной промышленности, производящей подобный товар». Учитывая позитивную тенденцию к постепенному росту рынка продаж новых автомобилей в Украине после затяжного падения и «антирекорда» в 51 тысячу машин в 2015 году, есть основания полагать, что в 2017-м объемы продаж таки достигнут, а может, и превысят установленную отметку в 45 тысяч единиц.

Вместе с тем глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко на своей странице в «Фейсбуке» написал, что правительство превысило свои полномочия, незаконно установив дополнительную спецпошлину.

«А теперь открываем Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности (ВЭД) № 959-XII от 16.04.1991 года, которым четко определены полномочия органов власти в сфере государственного регулирования ВЭД. И что мы видим? У Кабмина нет полномочий по предоставлению права Межведомственной комиссии по международной торговле устанавливать дополнительные спецпошлины на авто из ЕС. А у МКМТ, согласно закону, нет такого права, а есть лишь возможность применять исключительно антидемпинговые, антисубсидиционные и спецсредства или меры на недружественные действия других государств. А ЕС нам разве недружественный?» — иронически спрашивает автоэксперт.

По утверждению Олега Назаренко, Кабмин делегировал Межведомственной комиссии полномочия, которых и сам не имеет. Их может предоставить комиссии исключительно Верховная Рада. Таким образом, пока не будет соответствующего решения парламента, все решения МКМТ о введении дополнительной спецпош­лины не будут действовать, утверждает глава ВААИД.

«Если все же МКМТ введет на импортные авто дополнительные поборы, которые лягут на плечи простых украинских покупателей автомобилей, то я не исключаю нашего обращения в суд с целью защиты интересов рядовых автомобилистов и отмены спецпошлины на авто из ЕС», — заявил Олег Назаренко.

Также в конце прошлого года Верховная Рада приняла законы, которые меняют подходы к администрированию налогов и сборов и отчасти саму систему налогообложения. Некоторые из них затрагивают и автомобильную сферу. Эти нововведения вступили в силу с 1 января 2017 года.

В частности, изменились ставки, касающиеся начисления транспортного налога (так называемого налога на роскошь), которым облагались владельцы дорогих автомобилей. В 2017 году расчетная среднерыночная стоимость легковых авто для налогообложения снижена в два раза. Если в 2016-м это было 750 минимальных зарплат, то в 2017-м — всего 375 «минималок».

Так как на 1 января 2016 года (по закону берется именно эта дата) минимальная зарплата составляла 1 тысячу 378 гривен, налог платили те владельцы транспорта, машина которых стоила от 1 миллиона 33 тысяч 500 гривен (при заложенном в бюджет курсе 24,1 гривни за доллар — 42 тысячи 883 доллара). С 1 января 2017 года «минималка» выросла до 3 тысяч 200 гривен, соответственно, налог будет взиматься с автомобилей, которые стоят 1 миллион 200 тысяч гривен и больше (при заложенном в бюджет курсе 27,1 гривни за доллар — 44 тысячи 280 долларов).

Кроме того, с начала года изменился порядок начисления акцизного сбора с реализации топлива. В частности, упразднен так называемый розничный акцизный налог, который, по сути, перенесли в основные ставки акциза (они были увеличены). С 1 января 2017 года ставка акциза на бензин составляет 213,5 евро за тысячу литров (было — 161,2 евро), на сжиженный газ — 52 евро за тысячу литров (ранее — 31 евро), на дизельное топливо — 139,5 евро за тысячу литров (в зависимости от класса солярки было от 97 до 125 евро).

— Включение налога в базовую ставку позволит собирать больше денег, а также уменьшит количество недобросовестных участников рынка, которые уклонялись от уплаты налога в полном объеме, — разъяснил замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Эксперт считает, что унификация акциза для дизтоплива спровоцирует его подорожание.

— Если компании будут ввозить тот же дизель, что и раньше, это будет плюс 1 гривня к стоимости литра горючего, — прогнозирует Геннадий Рябцев. — Если же компании отдадут предпочтение менее качественному топливу, подорожание составит около 60 копеек за литр.

А вот цены на бензин будут зависеть исключительно от курса валют и решений НБУ.

— Цена у добросовестных участников рынка, которые платили налоги, не поменяется, а может, и упадет, поскольку мы входим в мертвый сезон — спрос уменьшается, — считает бывший президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов» Леонид Косянчук. — А у «разливал» не останется оснований заниматься демпингом. То есть выравняются конкурентные условия на рынке — это невероятно позитивное явление.

Не должны особо измениться и цены на сжиженный газ, которые привязаны к стоимости бензина: существует так называемое оптимальное соотношение цен в районе 50 процентов, то есть газ должен стоить около 50 процентов от стоимости бензина А-95. Хотя по поводу расценок на газ экспертам сложно делать прогнозы.

— Этот рынок остается закрытым, малоконкурентным, с огромным количеством нелегальных заправок, — говорит Геннадий Рябцев. — Как они будут себя вести в ближайшее время, не знает никто. Предсказанием поведения этих «подзаборников» пусть занимаются гадалки.