История современности

"Основатель американского военно-морского флота Джон Пол Джонс был посвящен в запорожские казаки"

7:30 — 19 января 2017 eye 1679

В Национальном заповеднике «Хортица» презентовали коллекцию старинных якорей, часть которых датируется X веком

Большинство гостей Запорожья не упускают возможности посетить Хортицу — крупнейший остров на Днепре. Одно из самых популярных мест — Музей истории запорожского казачества, близ которого есть памятный знак, где, предположительно, погиб киевский князь Святослав. На территории историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь» собраны элементы архитектуры, культуры и быта запорожских казаков. А рядом расположен реставрационный ангар, в котором пока находятся экспонаты будущего музея истории судоходства.

Андрей Макаревич участвовал в подъеме бригантины, а затем восьмиметровой лодки времен Киевской Руси

Старинные суда официально представляли минувшей осенью, как только завершились работы по их реставрации. Ремонт удалось провести благодаря американскому гранту. На презентацию приезжал представитель Посольского фонда США в Украине помощник атташе по культуре Мохаммед Мотивала.

— Подобного музея нет на всей территории бывшего Советского Союза, а эти экспонаты, безусловно, уникальные памятники судоходства, — рассказывает генеральный директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко. — Они раскрывают неизвестные технологии древних кораблестроителей. Извлеченные из ила суда, прежде чем стать частью музейной коллекции, требовали реставрации, и это было сделано благодаря усилиям многих людей.


*Гендиректор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко. Фото автора

В 2012 году на Хортице побывал посол США Джон Теффт. Он хотел увидеть поднятые со дна Днепра корабли, потому что известный флотоводец Джон Пол Джонс был одним из основателей американского военно-морского флота. Во время русско-турецкой войны в 1788 году Джонс вместе с запорожскими казаками принимал участие в так называемой Лиманской битве. Основатель американского флота Джон Пол Джонс был посвящен в запорожские казаки.

Благодаря гранту Посольского фонда США по сохранению культурного наследия (порядка 69 тысяч долларов) за два года удалось провести реставрацию двух кораблей. Дубель-шлюпку XVIII века длиной 18 метров со дна Днепра подняли мы, а десятиметровый байдак XIX века к нам привезли из Черниговской области.

В создании экспозиции сыграл особую роль патриарх музейного дела — бывший директор областного краеведческого музея Георгий Шаповалов. Он еще в середине 1960-х годов начал первые исследования памятников возле Хортицы, а затем вдохновил на их изучение молодых сотрудников — Валерия Нефедова, Максима Остапенко, Дмитрия Кобалию, Сергея Дударенко, Виктора Гаркушу, Павла Данилюка и других энтузиастов.

— Украина всегда была судоходной страной и даже великой морской державой, — убежден Георгий Шаповалов. — Поэтому нужно беречь все то, что связано с теми славными временами. Лишь сохраняя это наследие, мы будем напоминать всему миру, что украинцы — мореходы с давних времен.

В полумраке огромного ангара старинные корабли похожи на скелеты доисторических животных. Хотя бы потому, что сохранились они не полностью. Уцелевшие части бортов закреплены на металлических каркасах, воссоздающих первоначальную форму судов.

— Я вообще-то оптимист, но, когда увидел поднятые корабли, сомневался, что из этого что-либо получится, — вспоминает сотрудник отдела охраны памятников Национального заповедника «Хортица» Виктор Кривоносов. — Ведь 280 лет прошло с тех пор, как они затонули. Вот корабль, который принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов и затонул, вероятно, весной 1739 года. Здесь, на Днепре, была целая флотилия. Начиная с середины XVIII и в XIX веке двухмачтовые парусно-гребные суда превратили из боевых в торговые.

Эта дубель-шлюпка, или «дуб», как ее еще называют, состоит из фрагментов однотипных кораблей, поднятых возле Хортицы в 2008 и 2010 годах. Мы использовали носовую часть от одного судна, кормовую — от другого. Несмотря на то что значительной части обшивки не хватает, удалось полностью воссоздать его форму. Самым сложным было сделать пространственный каркас.

Легче построить новый корабль, чем собрать то, что когда-то им было. Например, эти доски нельзя сверлить. К тому же главное — не поднять корабль, а сберечь его. Если пролежавшую под водой доску просто оставить на воздухе, она высохнет, растрескается и рассыплется в труху.

Поэтому сначала нужно законсервировать древесину, а это дорогой и долгий процесс, который длится год-два. Только затем можно приступать к реставрации. Консервацию проводим полиэтиленгликолем — инертным веществом, которое проникает вглубь древесины, после чего она может сохраняться длительное время.

Вторую жизнь, уже как музейного экспоната, получил и байдак, построенный, предположительно, в конце XIX века. Он был найден после паводка в 2010 году на берегу Десны на границе Киевской и Черниговской областей. Судно грузоподъемностью до 15 тысяч пудов (240 тонн) использовалось для перевозки людей и грузов, а также для рыбной ловли. Оно имеет простую плоскодонную конструкцию, построено из массивных сосновых досок толщиной 100—150 миллиметров и длиной до 10 метров, соединенных между собой дубовыми шпангоутами. Байдаки были широко распространены на Днепре до начала XX века.


*Десятиметровый байдак XIX века привезли на Хортицу из Черниговской области. Фото из архива Национального музея-заповедника «Хортица»

— Очень надеюсь, что мы найдем возможность создать полноценный музей, потому что это далеко не все, что имеется в нашем арсенале, — делится Виктор Кривоносов мечтой единомышленников.

Напомним, что в 1999 году команда подводных археологов заповедника впервые провела работы по исследованию, подъему и реставрации казацкой чайки 1730-х годов. В 2004-м лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич, известный любитель дайвинга, участвовал в подъеме бригантины из днепровских глубин, а в 2012-м — восьмиметровой лодки-однодеревки времен раннего казачества или Киевской Руси. Возможно, именно из таких судов-дуплянок состояла часть флота киевского князя Святослава, который погиб в бою с половцами близ Хортицы в 972 году.

«Морские котики» достали со дна Черного моря четырехрогий якорь высотой 1,6 метра

Презентация новых экспонатов в Национальном заповеднике состоялась 12 января.

— В музее представлены 85 якорей, самые древние имеют византийское происхождение и датируются X веком, — рассказывает «ФАКТАМ» заведующий научно-просветительским отделом Национального заповедника Сергей Дударенко. — Большая часть коллекции относится к XVIII столетию, периоду русско-турецкой войны, так что якоря другого периода для нас являются ценностью.

На днях нам подарили два четырехрогих якоря. Первый, высотой 1,6 метра, нашли в Черном море бойцы спецподразделения «морских котиков» во время тренировочных погружений вблизи Очакова. Они сразу связались с ветераном АТО и сотрудником заповедника Вячеславом Зайцевым. Благодаря помощи небезразличных людей, в частности, мецената Феликса Кусаева, якорь доставили на Хортицу. Он имеет чрезвычайную историческую ценность и относится ориентировочно к середине XIX века. На якоре есть клеймо, что он изготовлен в Будапеште. Такие конструкции использовались на небольших галерах, которые заходили в Днепр.

А второй якорь, поменьше, можно сказать, «зацепился» за первый. Узнав об очаковской находке, жительница соседнего Мелитополя Марина Дегтерева решила подарить музею хранившийся у нее дома якорь. Мы пригласили Марину с семьей на Хортицу и в благодарность устроили персональную экскурсию по достопримечательностям острова. Первичный анализ показал, что артефакт также относится к XIX столетию и имеет хорошо сохранившиеся клейма, значение которых еще предстоит расшифровать.

— Этот якорь муж нашел лет семь назад в Шелюгах на Молочном лимане, — рассказала жительница Мелитополя Марина Дегтерева. — В тот год лиман обмелел, и обнажилось много мусора. Несмотря на это, муж все-таки поплыл на надувной лодке ловить рыбу. Уже темнело, а он все не возвращался. Я переживала: что случилось? И вдруг услышала странные звуки, будто кто-то пыхтит… Оказалось, это «пыхтела» пробитая якорем резиновая лодка, которую тащил домой мой Никита… Он раньше занимался яхтенным спортом и понял, что торчавший из воды металлический рог с кольцом не просто какой-то обломок трубы, а якорь. И вытащил его. А рыбы ни одной не поймал!

Дома муж отреставрировал находку. Но якорь должен быть или на корабле, или в музее. Тогда я и предложила подарить его музею на Хортице.