По сложившейся традиции военные действия за пределами своей территории и юрисдикции Кремль подкрепляет информационными атаками. И Украина далеко не единственный объект российских пропагандистов. На днях Палата представителей Конгресса США поддержала создание комиссии для противодействия российскому политическому вмешательству во внутренние дела других государств. Как заявил недавно директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер, встревание России в президентские выборы в Америке не ограничилось хакерскими атаками, в ход пошли также классическая пропаганда, дезинформация и фейковые новости. С учетом этого результаты работы комиссии могут оказаться очень любопытными.
О намерении россиян повлиять на выборы в Германии (назначены на осень 2017 года) заговорили и немецкие чиновники. Как сообщила The Guardian, Федеральная служба защиты конституции ФРГ зафиксировала в прошлом месяце использование крупных финансовых ресурсов и различных инструментов российской пропаганды для широкомасштабной кампании дезинформации с целью дестабилизации ситуации в Германии. «Мы имеем дело с феноменом такого размаха, которого не видели ранее», — заявил представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт. В Берлине теперь обсуждают возможность создания в правительственной пресс-службе отдельной группы, которая адекватно оценивала бы и оперативно реагировала на фейковые новости.
Напомним, что осенью прошлого года резолюцию о противодействии информационной экспансии третьих стран, где РФ упоминается наряду с террористической организацией ИГИЛ, принял Европарламент. А на днях представительство ЕС в Украине разместило в «Фейсбуке» видеоролик — руководство по опознанию кремлевских «троллей» в соцсетях. Их основные признаки — длинные (более четырех строк) комментарии, не касающиеся обсуждаемой темы, оскорбительное и агрессивное отношение к собеседникам, а также орфографические ошибки.
В Украине большую часть функций по борьбе с пропагандой Кремля традиционно взвалило на себя гражданское общество. Так, ресурс «Миротворец» сообщил, что его база данных коллаборантов, российских наемников и кадровых военных, принимающих участие в боевых действиях на востоке Украины, достигла ста тысяч человек. А хакеры и волонтеры проекта InformNapalm отчитались в успешном проведении операции «Комендант». Они, в частности, установили точную дислокацию подразделений российских оккупационных войск на Донбассе, идентифицировали типы и количество техники, а также вооружения противоборствующей стороны.
Ресурс «СтопФейк», с марта 2014 года опровергающий лживые сообщения об Украине, которые тиражируют в том числе и подкармливаемые Кремлем зарубежные массмедиа, разоблачил более тысячи информационных вбросов. Кстати, автор идеи сооснователь ресурса Ольга Юркова по итогам 2016 года включена в топ-100 инновационных лидеров стран Центральной и Восточной Европы. Проект New Europe реализуется, в частности, фондом Res Publica, Google, Международным Вышеградским фондом и британской газетой Financial Times.
— Как вы думаете, Европа и США приняли решения о противодействии российской пропаганде, потому что согласились с нашими аргументами или уже просто не могли не замечать очевидных вещей? — поинтересовались «ФАКТЫ» у Ольги Юрковой.
— Видимо, сработало и то, и другое. Не исключаю, что на Западе увидели реальную угрозу последствий пропаганды, нацеленной на уменьшение доверия в обществе не только в Украине, но и в других странах. А если нет доверия, то Кремлю легче продвигать свои интересы и манипулировать людьми. В прошлом году вышла книга британского журналиста Питера Померанцева «Ничто не правда, и все возможно», посвященная пропаганде, в том числе и российской. Он пишет, что цель пропаганды — создание реальности, в которой никто никому и ничему не верит. И в этой реальности все работает на эмоциях, а не фактах, которые зачастую интересуют людей значительно меньше.
— То есть сообщения российских СМИ о «бандеровцах» и «беснующихся на Майдане маргиналах» преследовали одну цель: вызвать ненависть к украинцам и оправдать военное вмешательство России?
— Мне приходится просматривать множество российских форумов и новостных ресурсов. Зачастую уровень злобы и агрессивности там зашкаливает, да и вообще напряженность в обществе очень высокая. Мне кажется, что люди пытаются найти подтверждение тому, во что они уже верят. Почему россияне верят сообщениям о событиях, которые просто нельзя представить, находясь в здравом уме и трезвой памяти? Полагаю, что там согласны скорее игнорировать реальность, чем открыть глаза и взять на себя ответственность за нее. По большому счету в России каждый причастен к происходящему: кто-то не вышел на улицу, кто-то с безразличием проголосовал на выборах…
Но ведь очень не хочется говорить, что мы в ответе за войну, лучше ткнуть пальцем в соседей — это они, дескать, «едят снегирей и распинают детей». То есть спрятаться от реалий и включить умело возбужденные ложными сенсациями эмоции. Российская пропаганда — это как ковровая бомбардировка: снаряды-то отдельные, но ложатся кучно, полностью накрывая площадь обстрела. Так и с фейками: со стороны может показаться, что лживые сообщения не связаны друг с другом, но на самом деле они работают на достижение единой цели.
— Как человеку не стать жертвой неправдивой информации?
— Критически относиться к любым сообщениям СМИ. Ведь когда мы идем в магазин за покупками, то твердо намерены купить качественный товар. Информация — тот же товар. Чтобы не попасть в ловушку, следует обращать внимание на то, что в статье или видеосюжете должна присутствовать конкретика: имена, фамилии, даты, фото… Если же вам предлагают какие-то невнятные рассуждения и утверждения, вполне возможно, что этот информационный продукт — фейк. Как, например, тот самый «распятый мальчик» в Славянске. Ну не может такого быть, чтобы событие, якобы случившееся на центральной площади города, никто не снял на мобильник! С помощью определенных сервисов можно проверить в Интернете подлинность фотографий, узнать, когда именно и в связи с какими событиями сделан снимок.
Нужно просто быть внимательным, особенно к «сенсациям». Помните «героиню» многих антиукраинских сюжетов актрису Марию Ципко? Она играла коренную жительницу разных украинских городов, якобы пострадавшую или свидетельницу «зверств» украинских военных. А 11 мая 2014 года оказалась «координатором московского референдума» о самоопределении так называемых «ДНР» и «ЛНР». Иногда видеоролик не подтверждает информацию, вынесенную в заголовок. А люди, не досмотрев видео до конца, бросаются распространять фейк в социальных сетях.
*Мария Ципко в репортажах российских пропагандистов играла роль то «одесситки», взывающей о помощи к России, то пострадавшей от «укропов» «беженкой» из Донецка, то защитницей «беркутовцев»…
Чтобы определить подлинность любого видеоролика, понадобится больше времени. Помню историю с матерью погибшего бойца, которая якобы обратилась к президенту Украины, упрекая его в том, что он отправил ее сына на смерть. Оказалось, что эта женщина — из России и обращалась она к Владимиру Путину. Правда, из видео эти моменты удалили. Аналогичная ситуация — с раввином якобы киевской синагоги, который жаловался на антисемитскую власть и собирался бежать из города. На самом деле раввин был из Симферополя…
В сентябре российские медиа сообщили, что якобы главенствующая в Каталонии партия собирается признать Крым российским. Некоторые добавляли, что это будет возможно только после провозглашения независимости Каталонии. Но авторы умолчали, что эта партия не представлена в парламенте Каталонии, поэтому вряд ли уполномочена говорить от имени всего региона. Ложных заявлений о признании различными государствами так называемых «ЛНР» и «ДНР» немало. Чаще всего их делают представители местных маргинальных организаций.
Кремлевские пропагандисты также часто манипулируют с заголовками при цитировании западных СМИ. Например, в правительственной «Российской газете» появилась информация, что американская Washington Post якобы призвала отказать Украине в финансовой помощи. На самом деле это был блог, не отражающий мнения редакции. Более того, в статье предлагалось два варианта развития событий… «Российская газета» вырвала из контекста нужный ей эпизод, исказив таким образом основной посыл авторов. Подобных примеров, когда пропагандисты выдают мнение журналиста за позицию уважаемого издания, — множество. А иногда сенсацию просто придумывают. Как, например, якобы сообщение Bloomberg о том, что в Крыму обнаружили самое крупное в мире месторождение золота. Отсюда вывод: каждую подозрительную информацию необходимо проверять на трех ресурсах, как минимум.
— Как бороться с вражеской пропагандой? Особенно с ее потоком из России, где политика практически всех медиа колеблется в унисон с волей Кремля…
— Для этого необходима регулярная коммуникация официальных органов с обществом, а также с зарубежными партнерами, чтобы вовремя обнародовать правдивую информацию, развенчать ложь, представить государственную позицию по резонансным темам. Приведу простой пример. Мои знакомые много лет назад уехали в Израиль. Смотрят и читают в основном русскоязычные СМИ и, как следствие, уверены, что Украина — тюрьма народов, а у власти здесь нацисты. Случилось так, что они приехали в Киев на годовщину Бабьего Яра, посетили памятные мероприятия и убедились, что на самом деле все совершенно не так, как утверждает кремлевская пропаганда.
С людьми нужно разговаривать, причем с самыми разными аудиториями. К сожалению, нашему государству не хватает профессиональной коммуникационной политики. Отсутствует канал регулярной связи как с украинцами, так и направленный вовне. Ведь граждане других стран не видят наших программ, не слышат нашей точки зрения, а черпают информацию из новостей телеканала Russia Today…
— …который Европарламент признал «информационной угрозой ЕС».
— Запуская «СтопФейк», мы изначально хотели достучаться до русскоязычной аудитории на Донбассе, в Крыму и даже в самой России. Опровержения лживых сообщений мы публикуем на русском и нескольких европейских языках, в том числе на английском. К сожалению, жители других государств плохо представляют себе, что происходит в Украине. Россия же имеет гораздо больше финансовых возможностей для продвижения своего взгляда на эти события. Но мы все-таки надеемся, что в РФ холодильник наконец-то победит телевизор, и люди прозреют. Не берусь утверждать, что сможем достучаться до всех, но уже сейчас треть наших читателей — россияне.
— Вы как-то отслеживали, изменились ли за эти три года методы кремлевских пропагандистов?
— Наш ресурс стартовал 2 марта 2014 года. Изначально мы с ребятами из Могилянской школы журналистики разрабатывали «крымское направление». Тогда на территории полуострова появились «зеленые человечки» из России, звучали громкие заявления о «справедливом референдуме». Зону охвата расширили позже. Помню, мы объявили о начале работы, и наш сайт сразу… лег, так как на него попыталось зайти слишком много пользователей Сети. Видимо, информация действительно была востребована.
По итогам уже проделанной работы могу сказать, что изначально тиражировалось много ложной информации об украинской армии: и какая она слабая, и как солдаты вот-вот разбегутся, и как присягают России… Писали также об американских спецназовцах, тренирующих украинских военных, о «бандеровской» власти, которой никто не верит, о преследованиях русскоязычных. Сейчас тренды несколько изменились. Можно сказать, пропаганда стала менее примитивной и наряду со «страшилками» для жителей России направлена на то, чтобы посеять раздор внутри нашей страны. Много сообщений о якобы сепаратистских настроениях в Закарпатье, Бессарабии, на Буковине и даже в Полтаве, которая «потребовала федеративных отношений с Киевом». Не потеряла популярности тема притеснений за русский язык в восточных областях Украины. Чаще всего упоминается Харьков.
— Теперь Украина, судя по сообщениям кремлевских новостийщиков, еще и террористическое государство, отправляющее в Крым диверсантов и шпионов…
— Фейки срабатывают за счет постоянного повторения. Первый раз в «сенсацию» могут и не поверить, но если человеку с утра до вечера твердить по телевизору, что в Украине к власти пришли «бандеровцы», это поневоле осядет у него в голове. А нам необходимо давать «ответку» правдой, то есть называть вещи своими именами. И мы тоже можем иллюстрировать факты эмоциями героев информационных сообщений. Например, в противовес обвинениям в жестоком отношении украинской армии к местному населению рассказывать о помощи, которую наши военные оказывают людям, оставшимся возле линии разграничения.
И, конечно, очень сильным фактором противодействия пропаганде было и остается чувство юмора. Вспомните, как россияне стали называть украинцев «укропами»? Они думали, что оскорбляют нас, а люди в Украине перехватили у них инициативу: посмеялись, развили тему, ввели в моду шевроны с изображением укропа и гордо заявили: да, мы — «укропы»!
Фото в заголовке из «Фейсбука»