Закон о временном ввозе транспортных средств позволит легализовать использование автомобилей с зарубежной регистрацией
Во вторник, 24 января, с раннего утра все въезды в Киев были частично заблокированы автомобилями, водители которых таким образом пытались добиться того, чтобы власти легализовали эксплуатацию нерастаможенных машин. Кое-где даже горели шины. Эта акция вызвала в социальных сетях неоднозначную реакцию. Многие автовладельцы возмущались. «Почему я должен покупать машину по полной цене, платить все налоги, а кто-то хочет сэкономить за счет госбюджета?» — писали одни. «Если разрешить не платить ввозную пошлину так называемым „транзитникам“, дороги страны опять заполонят ржавые „Ауди“ и „БМВ“. Зачем это нужно, мы ведь и так часами простаиваем в пробках», — вторили им другие.
Между тем постоянное блокирование в течение 2016 года контрольно-пропускных пунктов на Государственной границе Украины «пересичныками» (отечественными водителями, которые ездят на автомобилях с зарубежной регистрацией и вынуждены раз в пять дней пересекать границу, чтобы не растаможивать машину) таки дало результат. Кабинет министров и Верховная Рада обратили внимание на эту проблему, результатом чего стала регистрация в парламенте соответствующего законопроекта. Этим документом предлагается легализировать эксплуатацию нерастаможенных транспортных средств в Украине, условно-частично освободив их владельцев от уплаты обязательных налогов. «ФАКТЫ» выяснили все нюансы предлагаемого нововведения.
«ФАКТЫ» внимательно следят за животрепещущей для многих отечественных водителей темой временного ввоза транспортных средств в Украину). Власти старались не замечать проблему, но требования автомобилистов становились все жестче, и тогда к решению вопроса подключился глава Закарпатской облгосадминистрации Геннадий Москаль, а затем — руководитель комитета Верховной Рады по вопросам налоговой политики Нина Южанина. Вместе с профильными специалистами они наработали и подали в конце прошлого года в Верховную Раду законопроект «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно урегулирования транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования)».
Этим документом предлагается разрешить резидентам (гражданам Украины) временный ввоз в страну транспортных средств на срок до одного года под письменное обязательство их обратного вывоза. К такому транспорту предлагают применять так называемое условно-частичное освобождение от растаможки: за каждый полный или неполный календарный месяц его пребывания на таможенной территории Украины нужно будет заплатить часть суммы таможенных платежей, которые применялись бы при выпуске автомобилей в свободное обращение, — как бы в рассрочку. Под такое льготное налогообложение подпадут не все машины, а только легковые и грузовые автомобили массой до 3,5 тонны и возрастом свыше семи лет, а также прицепы к ним.
Законопроектом предусмотрено, что в 2017 году часть суммы таможенных платежей при временном ввозе таких транспортных средств составит 0,2 процента, в 2018 году — 0,3 процента, в 2019-м и последующих годах — 0,5 процента. Процентная сумма платежей будет уплачиваться на таможне и рассчитываться согласно сроку временного ввоза, указанному в письменном обязательстве об обратном вывозе.
Кроме того, годичный срок временного ввоза может быть продлен еще на 60 дней при возникновении обстоятельств непреодолимой силы либо личных обстоятельств граждан, которые ввезли такой транспорт (возникновение обстоятельств придется подтверждать документально). В данном случае предполагается тот же, что и прежде, процент таможенных платежей. Оформить необходимые документы при продлении срока временного ввоза можно будет на региональной таможне, то есть не придется ехать на пограничный контрольно-пропускной пункт. При просрочке указанных сроков более чем на 60 суток нарушителю таможенных правил грозит штраф, равный стоимости машины, или ее конфискация. Штраф могут наложить на протяжении шести месяцев с момента возникновения подобного случая.
На условно-частичное освобождение от растаможки наши соотечественники смогут рассчитывать при ввозе только одной машины, причем для личного пользования. При эксплуатации транспортного средства в коммерческих целях предпринимателю грозит штраф в размере 34 тысячи гривен. Водителю временно ввезенного автомобиля придется возить с собой таможенную декларацию или должным образом оформленное разрешение на временный ввоз.
Когда срок временного ввоза истечет, автомобиль нужно будет вывезти с территории нашей страны. В дальнейшем гражданин Украины имеет право временно ввезти «следующее транспортное средство личного пользования», говорится в законопроекте. Впрочем, из подобной формулировки не ясно, идет ли речь о другом автомобиле или все же можно будет повторно ввезти прежнюю машину. Если авторы документа имеют в виду другой транспорт, то наши сограждане ежегодно будут сталкиваться с проблемой, куда девать автомобиль, на котором они ездили до этого.
Все обязательные платежи при временном ввозе пойдут в бюджет страны и возврату не подлежат. Если человек, завезший такую машину, решит ее продать в Украине, ему придется заплатить полную сумму обязательной растаможки.
Законопроект № 5567 активно готовят к рассмотрению в первом чтении. Так, в первый же день работы парламента в 2017 году народный депутат Владимир Парасюк собрал брифинг, посвященный проблеме пребывания в Украине автомобилей с зарубежной регистрацией. «Мы на финишной прямой и имеем реальный шанс ввести четкие правила, которые урегулируют проблему пребывания в Украине автомобилей с иностранной регистрацией», — отметил Владимир Парасюк.
Разъяснил народный депутат и некоторые особенности механизма временного ввоза автомобилей в Украину, не обозначенные в тексте законопроекта. В частности, планируется, что автовладелец должен зарегистрировать транспорт в сервисном центре МВД, получить номерные знаки украинского образца и приобрести полис ОСАГО. Сейчас обсуждается, нужно ли для авто получать номерные знаки, отличные от существующих, — то ли специальной серии «ТВ» (тимчасове ввезення), то ли просто другого цвета. Постановка транспортных средств на временный учет позволит МВД контролировать правомерность их использования и находить владельцев в случае совершения ими нарушений Правил дорожного движения или дорожных преступлений.
По мнению Владимира Парасюка, отечественные автодилеры не пострадают от принятия закона о временном ввозе в Украину автотранспорта. «Это все страшилки, которые распространяют украинские автомонополисты, — заявил народный депутат. — Они сопротивляются изменениям. Мы специально предусмотрели, чтобы на таких условиях нельзя было ввезти автомобили стандарта Евро-5 и Евро-6. То есть тот, кто хотел купить новый автомобиль, его купит. Для тех, кто хочет „свежую“ иномарку, снизили акциз, и они имеют возможность приобрести автомобили стандарта Евро-5 моложе 2010 года. А как быть тем, кто не может себе этого позволить? Я хочу, чтобы в каждой украинской семье был хоть какой-то автомобиль, а то и два-три. Но сейчас у людей нет денег на новые иномарки!»
Фото из интернет-издания «Киев Оперативный»