О том, что в Украине уже давно пытаются внедрить услугу по переносу мобильных номеров от одного оператора к другому, «ФАКТЫ» писали не раз. И всегда с определенной долей недоверия, что это случится и мы наконец-то выберемся из «мобильного рабства», которое царит сейчас в сфере сотовой связи.
К нашему удивлению, процесс все-таки пошел. 11 января 2017 года после многих месяцев судебных тяжб Киевский апелляционный хозяйственный суд признал действительным договор, заключенный между Украинским государственным центром радиочастот и победителем тендера по закупке услуг по проектированию, разработке, внедрению и поддержке автоматизированной системы «Централизованная база данных перенесенных номеров». Таким образом, был дан старт введению услуги MNP, которая предусматривает возможность сохранить свой мобильный телефонный номер после перехода от одного оператора мобильной связи к другому. О том, как, кому, когда и на каких условиях такая возможность будет предоставляться, «ФАКТАМ» рассказал исполнительный директор Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) Вадим Гулько.
— Зачем вообще нужна услуга переноса абонентского номера от оператора к оператору?
- Есть две причины. Первая — официальная. Внедрение такой услуги — одно из требований к нам Евросоюза в рамках соглашения об ассоциации с ЕС.
Вторая — неофициальная. Услуга необходима, потому что это удобно для абонентов. Ведь нередко люди держатся за свой мобильный номер, поскольку он известен их родным, близким, деловым партнерам, друзьям. И из-за этого не могут сменить оператора и перейти к тому, у которого более выгодные тарифы или качественный сервис.
— В свое время говорили, что появление данной услуги станет своего рода отменой «мобильного рабства».
- Ну, это метафора. Но в чем-то вы правы. Подобные услуги -- элементы демократии. Потому что основные европейские ценности — права и свободы граждан. Весь мир уже давно пришел к тому, что у абонента должна быть не просто возможность, а даже право переходить от одного оператора к другому, сохраняя свой номер. Уже в конце 1990-х — начале 2000-х во многих странах было введено требование для операторов обеспечивать перенос телефонных номеров по желанию абонентов.
— А у нас оно появилось только сейчас…
— Вы правы. Потребность в такой услуге уже давно назрела. Она работает почти во всех развитых странах мира (см. таблицу. — Авт.).
— Уточню, а то многие сомневаются. Например, всем известно, что один из кодов «Киевстара» — 067, «Водафона» (который раньше был UMC, а потом MTS) — 050. Если абонент с номером, который начинается с 067 переходит к «Водафону» и хочет при этом сохранить свой номер, у него останется код 067?
— Он сбережет свой номер полностью.
— Выходит, «Водафон» или Lifecell будут обслуживать абонентов с «киевстаровскими» кодами и наоборот?
— Именно так!
— Да как же это возможно?
— А вот тут мы переходим к самой главной предпосылке существования такой услуги. И заодно я объясню, почему так долго не могли ее внедрить.
Итак, каждый оператор владеет своим номерным ресурсом, который ему выдает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ). Эти коды известны.
За «Водафоном» закреплены: 050, 066, 095, 099.
За «Киевстаром»: 067, 068, 096, 097, 098.
За Lifecell — 063, 073, 093.
За «ТриМобом» — 091.
За «Интертелекомом» — 094.
За PeopleNet (Телесистемы Украины) — 092.
— Ого! Сколько у нас, оказывается, операторов!
— Да, целых шесть. Но продолжим…
Чтобы предоставить вышеуказанную услугу, нам необходимо создать базу данных перенесенных номеров, которая будет находиться за пределами мобильных операторов. Официально она называется автоматизированная информационная система «Централизованная база данных перенесенных номеров».
— В ней будут храниться все мобильные номера?
— Нет, это невозможно. Она станет своего рода диспетчером, логистом. Грубо говоря, с помощью этой структуры можно будет следить, какой номер и за каким оператором закреплен (в том числе в результате переноса).
— То есть после переноса номер физически никуда на самом деле не переходит?
— Мобильная связь вообще устроена иначе. Ничего никуда физически не переходит. Но это достаточно сложная тема, чтобы отвлекаться на ее объяснение. Скажу коротко: у каждого оператора есть своя локальная база перенесенных номеров, которая используется при установлении соединения и передаче сообщений. А администратор просто должен вести единый, точный и актуальный учет того, какой номер от какого оператора и к какому был перенесен, а также предоставить оператору техническую возможность синхронизировать свою локальную базу с этой информацией. То есть он технологически будет обеспечивать взаимодействие мобильных операторов по переносу номеров из базы в базу: фактически номер будет оставаться за одним оператором (который получил его от НКРСИ), а обслуживать данный номер будет другой оператор (к которому перешел абонент).
— Это как?
— После переноса номера к другому оператору он будет обслуживаться на базовых станциях именно этого другого оператора. И по его же тарифам.
В целом технологические подробности не важны, поскольку абоненты ничего не почувствуют.
— Но ведь в цепи звонков появится лишнее звено. Это не ухудшит качество связи?
— Это никак не повлияет на качество. Звонок будет совершаться на тот номер, который и раньше был у человека. Просто его станет обслуживать другая компания.
— И никаких дополнительных кодов «перебежчикам» набирать не нужно?
— Нет. Допустим, был у человека номер 050−111−11−11 у оператора «Водафон». Он решил перейти в «Киевстар». Так вот номер останется 050−111−11−11.
— А кто будет таким администратором-диспетчером? Где будет находиться база и кто ее станет вести?
— Вот именно из-за этого вопроса внедрение услуги по переносу номера и не удалось осуществить в прошлом году. Дело в том, что администратором базы данных является как раз наш УГЦР. Но нам необходимо создать ее фактически с нуля. Для этого еще в сентябре 2015 года мы объявили о проведении конкурсных торгов по покупке услуги переноса номера, которые сначала выиграла одна компания. Но до подписания договора дело не дошло, поскольку другие компании -- участники торгов опротестовали это решение в суде и в Антимонопольном комитете. В марте 2016 года АМКУ принял решение о новом проведении оценки, которое мы не захотели оспаривать, а согласились выполнить, чтобы быстрее перейти от тендера к делу, и выбрали нового победителя. Но потом уже первый победитель почти год оспаривал это решение. И вот 11 января Киевский апелляционный хозяйственный суд признал законным заключенный между УГЦР и новым победителем торгов договор по закупке услуг по проектированию, разработке, внедрению и технической поддержке автоматизированной информационной системы «Централизованная база данных перенесенных номеров» (то есть оставил решение суда первой инстанции без изменений).
Еще одной судебной инстанцией, в которую проигравшая компания направила иск против решения АМКУ, был Киевский апелляционный административный суд, но 11 января и он принял решение в пользу внедрения MNP в Украине.
Таким образом, все формальности завершены, и мы приступили к введению этой крайне важной услуги.
— И когда же она наконец-то заработает?
— Мы как администратор будем готовы к внедрению уже в апреле 2017 года. Однако операторам также нужно подготовить техническую базу. Им потребуется время как минимум на проведение тендера по закупке оборудования. На прошлой неделе у нас прошло совещание с мобильными операторами и НКРСИ, был подготовлен ориентировочный план внедрения услуги. И я убежден, что это должно произойти в 2017 году.
— Давайте поговорим и о самой процедуре перехода. Допустим, я абонент «Водафона», хочу перейти на Lifecell. Что для этого нужно?
— Обратиться к оператору, которого выбрали. И это логично, ведь он заинтересован в новом клиенте.
Итак, вы подаете этому оператору заявление.
— Какое?
— О том, что желаете перейти к нему от другого оператора. Указываете имя и фамилию, возможно, тот тарифный план, которым хотите пользоваться. В июле 2015 года был принят порядок предоставления услуг по переносу номеров, четко регламентирующий всю процедуру. Более того, мы даже предусмотрели возможность указать дату и время перехода. Отсрочка может составлять до 30 дней.
— Зачем это?
— У многих абонентов есть абонплата, действующая до определенной даты. И, чтобы не терять деньги, человек может указать желательное время перехода. Предположим, абонплата уже внесена до конца месяца, а заявление абонент подает в середине месяца. Тогда он указывает, что хочет сменить оператора в последний рабочий день месяца.
Кроме того, перенос номера требует определенных технических процедур. Поэтому у абонента может отсутствовать мобильная связь. Причем мы жестко ограничили время ее возможного отсутствия — не более трех часов.
— Для подачи заявления придется ехать в офис?
— Не обязательно. Мы предусмотрели возможность подать такое заявление как по телефону, так и путем заполнения электронной формы на сайте оператора.
Получив заявление, оператор начинает процедуру переноса номера. Он фиксирует время обращения, после чего у него есть восемь рабочих часов на обработку заявки. Затем он отправляет сообщение оператору, от которого абонент уходит, о том, что клиент желает начать процедуру переноса номера.
И у второго оператора (от которого уходит номер) тоже есть только восемь часов на то, чтобы сообщить о технологической возможности такого переноса и о том, не существует ли каких-то ограничений.
— Долг, например…
— Нет. Согласно порядку задолженность перед бывшим оператором не является причиной для отказа в переносе номера.
— Допустим, абонент наговорит в роуминге на несколько тысяч, а по приезде в Украину просто сменит оператора. Что делать его бывшей мобильной компании?
— Во-первых, это редкий случай. Ведь наговорить в роуминге на тысячу гривен долга может только контрактный абонент, воспользовавшись кредитом. Для обычных абонентов предоставление услуг связи заканчивается, когда на счете нет денег.
Во-вторых, для урегулирования вопросов задолженности у нас есть законодательство и судебные процедуры. Вот ими и нужно пользоваться. А ограничивать в связи с этим абонентов в праве сменить оператора мы не стали.
— По каким причинам номер не переносится?
- Их девять. Например, абонент сам откажется после подачи заявления. Или подаст недостоверные данные относительной своей личности. Либо же напишет заявление о переходе сразу к нескольким операторам. Еще один вариант: для такого шага нет технической возможности. Например, человек просит перенести фиксированный номер (стационарного телефона. — Авт.).
— Неужели фиксированные номера тоже можно будет переносить?
— Нет. Именно на данном этапе внедрения услуги возможность переносить фиксированные номера не предусматривается. Это обусловлено тем, что сегодня не все старые АТС могут технологически обеспечить обработку звонков на перенесенные номера. Хотя в самом порядке перенос фиксированного номера предусмотрен.
— Интересно. Предположим, один оператор принял заявку, второй сказал, что ограничений по переносу нет. Что дальше?
— Оператор, к которому переходит абонент, приглашает его для того, чтобы провести идентификацию и сменить sim-карту.
— Только карту? Номер же остается прежним?
— Ему поменяют лишь карту, на которой будет указан его прежний номер.
— А что за идентификация?
— Фактически это привязка номера конкретно к абоненту. Не контракт, не новые условия, а процедура, позволяющая убедиться, что именно вы являетесь владельцем номера, а не пошутили над своим соседом, заказав без его ведома услугу по переходу к другому оператору. Идентификация подтверждает, что вся юридическая ответственность за оплату мобильной связи лежит именно на вас.
Кстати, после идентификации, если телефон украдут, будет намного легче восстановить свою sim-карту с прежним номером.
— Теперь поговорим о тарифах и ценах. Не секрет, что почти у всех операторов тарифы предусматривают низкую стоимость для звонков внутри сети. И дороже обходятся звонки другим операторам или на стационарные телефоны. Мы определяем «своего» оператора по коду. Но если услугу внедрят и человек перейдет от одного оператора к другому, сохранив свой номер… Как будут тарифицироваться звонки от бывшего «своего» оператора? Все еще по льготному тарифу?
— Все номера будут обслуживаться по тарифам того оператора, к которому они перешли.
— То есть если я с «киевстаровским» номером (с кодом 067) перейду к «Водафону», то для абонентов «Киевстара» звонки мне будут тарифицироваться, как на номер «Водафона»?
— Именно так.
— Но постойте! Люди, которые видят код 067, рассчитывают, что звонят на номер «Киевстара». Ведь обычно выбирают абонентов «своего» оператора, чтобы платить по льготному тарифу.
— Мы позаботились о том, чтобы операторы предупреждали людей о звонках на перенесенные номера. В порядке четко записано требование о том, что оператор, с чьего номера совершается звонок, обязан сделать голосовое предупреждение о том, что человек звонит на перенесенный номер.
— Какое именно?
— Конкретной фразы мы не утверждали, выбор за оператором. Но это будет примерно так, как звонок разговаривающему человеку. Вы же слышите в трубке: «Абонент розмовляє». Вот и в этом случае звонящему сообщат о том, что номер перенесен и обслуживается другим оператором.
— Ясно. А нельзя ли как-то принудить операторов принимать льготные звонки от бывшего оператора?
— Нет, нельзя. Это же рынок! Государство не влияет ни на тарифную политику, ни на сам процесс тарификации разговоров. В то же время мы уверены, что внедрение такой услуги мотивирует компании разрабатывать такие тарифы, которые будут учитывать новые реалии. Например, предлагать недорогие тарифы на звонки абонентам других операторов.
В целом внедрение услуги по переходу абонентов с сохранением номера должно не только повысить конкуренцию среди операторов, но и заставить их предоставлять своим клиентам дополнительные бонусы. Ведь у людей уже не будет психологической зависимости от оператора, которая есть сейчас из-за боязни потерять свой номер. Не исключено, что в ходе конкурентной борьбы появится тариф, который будет сохранять за перешедшими абонентами определенные льготы.
— Сколько будет стоить сама услуга по переносу номера?
— Мы не регламентировали стоимость. В порядке предусмотрено лишь то, что услуга платная. А саму цену перехода определит оператор, к которому переносят номер. Полагаю, они не будут устанавливать высокие тарифы, чтобы не отталкивать клиентов.
— И еще такой вопрос: не будут ли операторы взимать с перенесенных номеров плату более высокую, чем со своих «родных», чтобы окупить расходы на сам перенос?
— Думаю, как раз наоборот, они постараются заинтересовать новых клиентов меньшими тарифами или льготами. В целом операторы должны вносить плату за содержание базы данных перенесенных номеров. Но этот тариф будет устанавливаться НКРСИ и он будет четко регламентирован. Для примера могу сказать, что сумма тендера по созданию Централизованной базы данных составила 39 миллионов. Эту стоимость операторы должны будут нам компенсировать на протяжении трех или пяти лет. То есть поделим сумму 39 миллионов на шесть (количество операторов), на три года… При миллиардных оборотах наших мобильных компаний это будет каплей в море.
— Часто можно менять оператора?
— Перейти к другому оператору с сохранением номера абонент вправе не чаще, чем раз в 30 дней.
— Как думаете, много ли людей воспользуется этой услугой?
— Анализируя опыт стран Европы, где средний показатель абонентов, сменивших оператора, составляет около 2 процентов, можно прогнозировать, что в Украине такой услугой воспользуются более миллиона человек.
Впрочем, если ситуация будет развиваться, как в Финляндии, где услугой пользуются 20 процентов граждан, то эта цифра может вырасти до 11 миллионов абонентов. С Сингапуром даже боюсь сравнивать, потому что там уже в первый год внедрения услуги ею воспользовались 95 процентов абонентов. Если такое произойдет в Украине, где зарегистрировано около 57 миллионов активных sim-карт, то это будет настоящий взрыв в мобильной среде.
Как работает услуга по переносу мобильного номера в других странах
Страна |
Время переноса |
Стоимость переноса |
Болгария |
Сутки |
2−3 евро |
Индия |
Неделя |
19−20 индийских рупий |
Норвегия |
- |
100−200 крон |
Германия |
Сутки |
Средняя стоимость — 25 евро, |
Россия |
7 дней |
100 рублей |
США |
2 часа |
Бесплатно |
Канада |
10−15 минут |
Бесплатно |
Италия |
24 рабочих часа |
Бесплатно
(в случае задержки более чем на 3 дня, |
Израиль |
до 30 минут |
Бесплатно |