Судья Мельник вернул итальянке незадекларированный миллион долларов, который она пыталась вывезти из Украины
Из других изданий:
программа «Наші гроші» (канал «24»)
Знакомьтесь, судья Владимир Мельник, судья, о котором недавно упоминали в Кабмине. Премьер Гройсман адресовал судье Мельнику сплошное… пи-пи-пи. И в этот раз мы даже можем его понять. Потому что судья как-то удивительно легко вытянул из бюджета более 25 миллионов гривен. Речь идет о двух коробках лакшери бренда Sanahunt, в которых вместо дорогой одежды или обуви была валюта. Коробки таможенники нашли у пассажирки в аэропорту «Жуляны». Накануне этого вылета итальянка ночевала у хозяйки модного магазина Sanahunt. А потом пыталась вывезти из Киева незадекларированный миллион долларов. Хотя незадекларированными можно везти максимум 10 тысяч евро. Таможенникам она сказала, что в коробках не банкноты, а блокноты. А когда те достали эти блокноты, заявила: деньги не ее, и она вообще не знает, что они делают в ее багаже. За перевозку незадекларированных наличных, которую пытались скрыть, предусмотрена конфискация всей суммы плюс штраф на такую же сумму.
Премьер уже видел эти деньги в бюджете, а таможенники — премии в собственных карманах. И вот появился судья Мельник и возвратил итальянке не ее миллион долларов. И штраф отменил, и вообще не увидел ни одного правонарушения в попытке перевезти незадекларированный миллион под видом блокнотов.
Евгения Сливко нашла судью, который принял предвзятое решение. Я не оговорилась, он сам нам так сказал. И что-то мне подсказывает, судья случайно назвал вещи своими именами.
Появление съемочной группы в зале судебного заседания не удивило судью. Нас ждали.
Владимир Мельник (судья криминальной палаты Апелляционного суда города Киева, получает 20 тысяч гривен зарплаты, ездит на «Тойоте Камри») вопросы журналистов ожидал, потому что накануне ему передали публичный привет из Кабмина.
Владимир Гройсман: — Что я хотел сказать судье, я сдерживаюсь, потому что это будут только сигналы: пи-пи-пи… В эфире телеканала я не хотел бы этого делать, но еще раз подчеркиваю, что совесть им нужно иметь.
Премьера разозлило судейское решение, которым Владимир Мельник поставил крест на резонансном разоблачении сотрудников Киевской таможни. Они нашли в багаже итальянки Марилены Пизуто незадекларированный миллион долларов. Она пыталась вывезти валюту из Киева в Милан в коробках из-под вещей элитной торговой марки Sanahunt.
Чьи деньги были в коробках с брендом Sanahunt, выяснилось быстро. Sanahunt — один из самых дорогих столичных магазинов одежды, обуви и лакшери подарков. Одно платье стоит тут сто тысяч гривен — пять зарплат судьи Мельника. Хозяйка бутика — Оксана Мороз-Хант. После неудачной версии с блокнотами итальянка сама заявила суду, что деньги попали к ней из дома хозяйки Sanahunt. Марилена Пизуто жила у Оксаны Мороз, а миллион долларов ей якобы случайно положила в багаж кладовщица бизнесвумен.
Более того, сама Оксана Мороз уже после задержания итальянки обратилась в полицию с заявлением об исчезновении денег из ее дома. Это все зафиксировано в решении суда первой инстанции, который даже расценил запоздалое заявление хозяйки бутика в полицию как желание спасти деньги от конфискации.
С этим миллионом долларов женщины уже могли бы попрощаться. И даже с еще одним. Потому что за нелегальный вывоз наличных предусмотрена конфискация всей суммы плюс штраф сто процентов. Суд первой инстанции так и постановил.
А потом была апелляция, и в ней был судья Мельник, который решил, что предыдущий суд ошибся и никакого правонарушения вообще не произошло.
Владимир Гройсман: — 25 миллионов гривен должны были изъять в пользу государства, вместо этого одним решением суда отдали…
Владимир Мельник: — Я вас понимаю, про что… какие у вас подозрения относительно этого. Но я вам хочу сказать: я не оправдываюсь, потому что я привык принимать решения по совести…
В решении по совести судья написал, что миллион долларов, спрятанный в опечатанной коробке из-под обуви, — это вовсе не сокрытие валюты от таможенников.
Владимир Мельник: — Должно состояться так называемое камуфлирование. В соответствии с данными протокола изъятия денежных средств было установлено, что эти денежные средства просто находились в коробке без явных признаков камуфлирования.
Андрей Савин, юрист: — Это лицо намеревалось провезти деньги через границу и не декларировать эти деньги, перевезти их наличными, то есть скрыть их в коробках для обуви фактически. Однако зачем изменять факт? Цель какая? Провезти деньги. Судья считает, что нужно было изменить деньги, то есть каждую купюру нужно было изменить, например, доллар изменить на евро или одеть в какое-то там… внешнее камуфлирование.
Похоже, судья и сам удивлен собственной изобретательностью во время написания решения.
Владимир Мельник: — В соответствии с нормами действующего законодательства, в частности разъяснениями пленума, которые содержатся в Постановлении о судебной практике в делах про контрабанду и нарушения таможенных правил… Предоставление одному товару вида другого — это не… Пленум сказал, разъясняя эти положения, это не простое изменение внешних признаков товара, это предоставление одним товарам вида других — это изменение их формы, изменение этикеток, ярлыков.
Когда судья писал оправдательное решение, отрывки из других постановлений так красиво складывались в пользу итальянки. А объяснить своими словами, как это, сменить этикетки на деньгах, Владимир Мельник так и не смог. Потому что в жизни контрабанда одежды и контрабанда денег выглядят по-разному.
Владимир Петраковский, юрист: — Суд, по сути, вот таким образом манипулирует.
Мы заглянули в постановление ВСУ, на которое ссылается судья в поисках доказательств камуфляжа наличных. В нем сокрытие вещей в чемоданах уже само по себе отнесено к способам, которые усложняют выявление предметов. Но в своем решении Владимир Мельник об этом вообще не сказал. Вместо этого судья начал очень тщательно выяснять, успела ли итальянка сделать несколько последних шагов из зоны таможенного контроля до пересечения границы.
Владимир Мельник: — Инспектор таможни нам подтвердил, что ни желтую линию, которая обозначает государственную границу Украины, которая совпадает с таможенной границей Украины, ни эту условную белую линию эта особа не пересекала. Потому что ее действия были прекращены именно на этом рентген-аппарате.
От рентген-аппарата, где остановили итальянку, до желтой линии, которая обозначает конец зоны таможенного контроля, оставалось несколько шагов. Их Марилена Пизуто сделать не успела. И судья Мельник считает, что именно поэтому она не совершила правонарушения.
Владимир Мельник: — А я установил, что она его не пересекала, потому что ее действия были прекращены. Это фактически является покушением на административное правонарушение.
Не успела завершить правонарушение. С таким вердиктом Владимир Мельник постановил возвратить итальянке не ее миллион долларов. Читаем Таможенный кодекс, статья 483, по которой таможенники квалифицировали действия итальянки. Статья устанавливает штраф с конфискацией не только за завершение перемещения через границу скрытых товаров, но и за действия, направленные на такое перемещение. Да судья и об этом нюансе забыл, и оспорить его постановление невозможно.
Андрей Савин, юрист: — В данном производстве про административное правонарушение решение апелляционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.
Гражданке должны вернуть эти деньги…
Владимир Петраковский, юрист: — Ну, мы бы уже вернули…
Кстати, Оксана Мороз-Хант, которая пыталась спасти деньги заявлением в полицию, уверяет, что не имеет отношения к деньгам. Обращаемся к Марилене Пизуто. Вот письмо от Sanahunt. Они заявляют, что деньги не их. Забирайте этот миллион себе, в конце концов вы рисковали и не знали, что вас оправдают.
Ну, а судья в который раз всех удивляет, называя собственное решение предвзятым.
Владимир Мельник: — Ну скажите, пожалуйста, для того чтобы объективно и предвзято рассмотреть дело, разве имеют значение лица, их статус, кто они такие…
Фото телеканала «24»