После года жизни в США украинский фотограф и веб-дизайнер, находясь на вершине успешной карьеры, неожиданно для всех отказалась от продления контракта с крупной компанией и вернулась в Киев
Помимо того что Елена Базу — опытный дизайнер, она еще и известный блогер. Ее посты о том, как с нуля начинать карьеру веб-дизайнера, красочные зарисовки из путешествий по Украине и миру читало много людей. После того как Лену пригласили на работу в Америку, ее блог наполнился постами об отпуске в Майами, рождественских каникулах в Лос-Анджелесе, дне рождения в Чикаго… И вдруг как гром среди ясного неба: «Я уезжаю из Нью-Йорка». Как? Почему? Была бы неустроенная, невостребованная. Но в свои 24 года она работала в одном из лучших креативных агентств США, получала приличную зарплату, путешествовала… Зачем же возвращаться в страну, где в разгаре экономический кризис и война? Может быть, из чувства патриотизма? Бросил же оперный певец Василий Слипак Париж, поехал в АТО, где героически погиб. Но идти на фронт Лена пока не собирается. Просто, пожив год в воспетом голливудскими режиссерами городе-мечте, она поняла, что в Киеве ей… лучше. Четко и по пунктам Елена объяснила своим подписчикам, чем именно лучше. За несколько месяцев этот пост прочли полмиллиона человек! И, неожиданно для самой Елены Базу, появились те, кто последовал ее примеру и тоже вернулся из эмиграции в Украину.
О профессии веб-дизайнера, о своей карьере до, во время и после поездки в США, о том, почему сейчас, когда тысячи украинцев пытаются правдами и неправдами вырваться в Европу или на худой конец в Турцию, она бросила успешную работу и вернулась в Киев, Елена Базу рассказала «ФАКТАМ».
— Фотографией и веб-дизайном занимаюсь уже десять лет, — говорит 24-летняя Елена Базу. — Хотя я самоучка, у меня всегда была хорошая стабильная работа. За создание сайта получала от тысячи до трех тысяч долларов. Когда мне было 18 лет, взяла ипотеку, за пять лет ее выплатила, сделала ремонт в новой квартире. Казалось, твердо встала на ноги. Но после Евромайдана клиенты исчезли: у людей просто не было денег. Многие рекламные агентства распались, перспективы были неясными. Мысль о том, чтобы уехать, появлялась не только у меня. Она буквально витала в воздухе. Об Америке я не мечтала — для меня тогда это был недостижимый космос. Скорее, задумывалась о Европе. Раньше много путешествовала, бывала в Германии, Нидерландах. Влюбилась в Берлин.
Я прикинула, какая зарплата и должность меня бы устроили, составила список иностранных работодателей. Стремилась попасть в крупную компанию: мелким агентствам дорого оплачивать мой переезд и трудоустройство, а у крупных всегда есть опыт работы с иностранцами. Им это выгодно: иммигрантов устраивают зарплаты, на которые согласятся далеко не все местные. В моем списке, как ни странно, больше всего компаний оказалось из Нью-Йорка. Я отправилась в командировку в Черновцы и решила по возвращении начать рассылать резюме в разные компании. И вдруг, пока я была в Черновцах, пришло письмо от креативного агентства с мировым именем — Your Majesty Co — с предложением пройти собеседование по скайпу. Я им не писала, они меня сами нашли.
Как же я нервничала! На тот момент стеснялась разговаривать с незнакомцами даже по-русски, что уж говорить о языковом барьере… Собеседование было назначено на два часа дня по американскому времени (в Украине это — полночь). Подготовила шпаргалку с ответами на 24 каверзных вопроса, которые мне могли бы задать. Но креативный директор спросил лишь, какой у меня любимый проект и чем я занимаюсь в свободное время. Потом прислал ответ: «Ты нам подходишь». Так я стала дизайнером Your Majesty Co.
— Вас взяли без специального образования?
— Ни в Украине, ни за границей диплом веб-дизайнера работодателю не нужен. Только портфолио. При собеседовании американцы больше обращают внимание не на уровень английского, а на то, насколько ты дружелюбен, умеешь работать в команде. Со «звездой во лбу» не возьмут, будь ты хоть трижды мастер. Мне предложили J1 (неиммиграционная виза, предоставляющая право на работу в США. — Авт.) и годовой контракт. Заплатила за оформление документов три тысячи долларов (в основном — за страховку) и полетела. Ничего не зная о стране, о работе, о зарплате. Первые полгода было чувство постоянной эйфории. Не от Америки, а от осознания, что все это происходит со мной.
— Как вас приняли в офисе?
— В Your Majesty Co, как и везде в США, очень разношерстная компания. Руководство — шведы, большинство сотрудников — иностранцы. Иначе, чем у нас, организован рабочий процесс. Нет начальников-«надсмотрщиков». Каждый член команды отчитывается друг перед другом, поэтому чувство ответственности тут особо развито. Просидеть целый день, симулируя бурную деятельность, листая ленту «Фейсбука» и попивая чаек, совершенно невозможно. С другой стороны, все ценят свое свободное время. Когда я не успевала закончить проект и засиживалась на работе допоздна, на меня бросали косые взгляды. Для американцев человек, который уходит из офиса позже семи вечера — неудачник. Мне намекнули, что, если не успеваю, можно перенести встречу или сдать проект на день позже. Я стала работать по-американски. Добросовестно, но не на износ, как вначале.
— Сдружились с кем-нибудь из коллег?
— Там все относятся друг к другу ровно и доброжелательно. Внутри компании нет интриг и сплетен, попыток подсидеть. Отношения между сотрудниками дружеские, но эта дружба — на расстоянии вытянутой руки. Их улыбки, открытость — не настоящее проявление чувств, а простая вежливость. Пытаешься сблизиться с интересным человеком, а тебя не пускают дальше дежурных фраз и американской улыбки. В Украине дружба с выгодными людьми порицается, в США — поощряется. Ты можешь приехать никому не известным иммигрантом, в баре познакомиться с полезным человеком и тут же взлететь по карьерной лестнице. При этом нет такого понятия, как «дать на лапу», «подмазать». Но искренних, доверительных отношений с начальством, к сожалению, тоже нет. Когда я спрашивала своего руководителя, как ему нравится моя работа, он всегда говорил: «Супер! Класс!» Хотя иногда по едва уловимым признакам я понимала, что это не совсем так. Пыталась выяснить, в чем именно дело, как исправить, а он смотрел с недоумением. Для американцев просьба откровенной оценки или критики — сродни грубости. Это же выходит за рамки вежливости!
— Как вы решили вопрос с жильем?
— Знакомая, живущая в Нью-Йорке, как раз съезжала с квартиры. Я поселилась в ее комнате в отдаленном районе города, но через три дня вынуждена была съехать оттуда. Вокруг были только темнокожие и мексиканцы, в том числе шумные и недоброжелательные. Перебралась поближе к работе. В США баснословно дорогое жилье. За комнату в квартире с соседями я отдавала половину своей зарплаты. Можно было, конечно, найти более высокооплачиваемую работу, но тогда мне захотелось бы улучшить жилищные условия. Работать на хорошей работе и жить в коммуналке? Спать годами на матрасе на полу? А зачем? Чтобы понтоваться в «Фейсбуке», что я в Нью-Йорке?
Для американцев привычно не иметь своей квартиры, жить в кредит. Но для того чтобы заем на квартиру дали, должна быть безукоризненная кредитная история. Над ней все трясутся. Специально берут бытовую технику в кредит, выплачивают его аккуратно в срок, чтобы доказать банку, что тебе можно доверять. После техники можно взять в кредит машину и только потом дом. Для меня ситуация с жильем стала одной из причин задуматься о возвращении домой.
— А другие причины?
— Отсутствие сервиса. В это трудно поверить, но в Нью-Йорке негде сделать нормальный маникюр! Он дорогущий и очень некачественный. Одна маникюрша порежет, другая вообще просто подпилит ноготь, покроет лаком — и до свидания. И это в дорогом салоне, где маникюр стоит 70 долларов, плюс налоги и чаевые. О стрижках, массажах вообще молчу. Это действительно баснословно дорого, причем делают абы как. Почему? Нет спроса. В Америке культ равенства полов, там мужчины подчас выглядят опрятнее женщин. Встретить ухоженную женщину на улице — редкость. Все ненакрашенные, без маникюра, с, простите, небритыми ногами. Половина пассажирок в автобусе едут с мокрыми волосами. То есть помыла голову и поехала на работу. У нас такое недопустимо.
Еще одна проблема — медицина. Страховка многого не покрывает, обслуживание в клинике обычным людям не по карману. Прием у терапевта — 200 долларов, о гинекологии, стоматологии, хирургии лучше вообще не говорить. Одной из наших иммигранток сказали, что стоимость лечения зуба с анестезией обойдется ей примерно в три тысячи долларов. Она подумала… и полетела в Киев. На билеты в оба конца потратила 500 долларов, а на остальную сумму полечила все зубы, привела в порядок ногти, волосы, тело…
А стирка! Стиральных машин нет нигде, кроме новостроек. Большинство людей ходят в прачечную. Поначалу это забавно, как в кино: тащишь на себе тюк с одеждой, идешь к китайцам, они засовывают белье в огромный стиральный бак… Во второй раз замечаешь, что в прачечной антисанитария, да и стирка занимает кучу времени…
В Америке вообще довольно грязно. В парках и скверах, конечно, убирают, но люди могут, например, бросить мусор прямо на рельсы метро, мусор загорается, приходится останавливать поезд.
Есть, конечно, культурные граждане, а есть быдло, как и у нас. Вызывающе ведут себя негры. Показывают себя хозяевами жизни, которым все должны. Хотя много лет их права никто не ущемляет, они продолжают всем навязывать стереотип, что белые их обидели, устраивать акции протеста. Темнокожие женщины могут ни за что толкнуть тебя на улице. Еще в Америке много бомжей. В Сан-Франциско их столько, что обычных горожан за ними не разглядеть. Они агрессивные. Когда один из бомжей пытался вырвать у меня камеру, я окончательно поняла, что пора возвращаться.
Креативный директор Your Majesty Co уговаривал меня остаться, но я отказалась продлевать контракт. Почувствовала, что скучаю по нормальному сервису, родному языку, эмоциональным людям. Нью-Йорк — это город, в который едут работать. Жить здесь невозможно. По крайней мере, для меня.
При этом у меня множество позитивных эмоций от Нью-Йорка. Здесь всеми фибрами чувствуешь защищенность со стороны государства. Если у тебя проблема, иди в госструктуру — и будешь прав. Неважно, иммигрант ты или местный. Там много контролирующих органов, которые следят, чтобы не ущемлялись права людей. Есть даже служба, которая не дает арендодателю поднимать квартплату выше чем на два процента. Того, что сейчас происходит с нашими тарифами на коммуналку, там просто быть не может. Исключено.
Нью-Йорк очень красивый: ухоженные парки, потрясающая архитектура — от волшебного андерграунда в Бруклине до hi-end fashion (элитной недвижимости. — Авт.) в Верхнем Вест-Сайде, таунхаусов в Вест-Виллидж. И, конечно, Центральный парк.
Огромный выбор еды — разной, вкусной. Натуральные фрукты зимой и сертифицированные фермерские продукты: свежие яйца, мясо без антибиотиков. Уютные кафе. Свобода: будь ты геем или расти ребенка с двумя отцами — никто на тебя косо не посмотрит. Хорошие дороги. Иногда с ямами, но асфальт не перекладывался много лет, он очень прочный. Выбоины не латают смолой, а перекрывают металлическими вставками. Есть где провести выходные. Я ходила по музеям и театрам, любовалась картинами Энди Уорхола и могла купить книгу в день выхода релиза. Система доставки, логистика в США работают безукоризненно.
Благодарна Богу и судьбе, за то, что подарил мне этот потрясающий год, что вырвал меня из зоны комфорта. Многое переосмыслила, стала больше ценить время. Именно Нью-Йорк научил меня по-настоящему любить Киев. Просто в какой-то момент я поняла, что достигла потолка своей карьеры в Нью-Йорке, и нужно двигаться дальше. Вот поэтому и вернулась.
— Как отреагировали на ваше решение близкие, друзья?
— Родители, конечно, были рады. Друзья… отфильтровались. Есть те, кто меня понимает, и те, кто злится и завидует, что я пренебрегла шансом, о котором они только мечтают. О своем решении не жалею. Убедилась: если ты высококлассный специалист, которого пригласили на работу в Нью-Йорк, то точно сможешь найти хорошую работу и в Украине. Но здесь ты дома, где родные стены, понятные шутки, общая культура.
Я отошла от веб-дизайна, теперь берусь только за самые интересные проекты. Зарабатываю тем, что даю платные консультации людям, которые хотят выехать в Штаты, запускаю свою линию одежды (давно об этом мечтала).
И самый удивительное: после моих постов в блоге некоторые эмигранты стали возвращаться в Украину из Польши, Чехии, Нидерландов… Женщина из Канады написала мне: «Спасибо! Я чувствовала то же, что и ты, очень хотела вернуться, но боялась своим родным и близким показаться неудачницей. А прочитав твой пост, решила: вернусь!» Она, как и я, поняла: в гостях хорошо, а дома лучше.