Происшествия

«из горящего дома удалось спасти лишь маленькую стиральную машину «калинка» и многотомную энциклопедию — подарок от якубовича с «поля чудес»

0:00 — 23 октября 2009 eye 385

Пожар уничтожил абсолютно все имущество многодетной семьи Ковалевых из села Новоселовка Луганской области. К счастью, ни один из десяти детей не пострадал. На беду погорельцев откликнулись соседи, друзья и местные власти

Два года назад «ФАКТЫ» рассказывали о многодетной семье Ковалевых из села Новоселовка Перевальского района Луганской области. Победив в телеигре «Поле чудес», они стали обладателями суперприза этой передачи — автомобиля. Тогда ввезти в Украину подаренную дядей Леней машину из-за наших законов Ковалевым так и не удалось…

Но те неприятности не идут ни в какое сравнение с горем, произошедшим в этой семье совсем недавно. В начале октября у них сгорел дом, который они все вместе — десять детей и взрослые — много лет строили своими руками. Когда строительные работы были уже полностью завершены, огонь уничтожил абсолютно все. Полностью сгорело и имущество семьи. «Теперь я в полной мере осознала, что значит оказаться у разбитого корыта», — говорит мама детей.

«Наш домик заболел… » — сказала четырехлетняя Анечка утром после пожара

- Мы все очень любили наш дом, — едва сдерживая слезы, говорит многодетная мать Эльвира Ковалева.  — Он был настоящим семейным очагом. Здесь прошла вся наша жизнь, и каждый день был счастливым. Тут были зачаты восемь из десяти наших детей, и именно сюда привозили мы их после роддома. На этих ступеньках дети набивали свои первые шишки. Здесь всегда было шумно и весело. Дети считали дом живым существом. Когда у четырехлетней Анечки утром после пожара спросили, что случилось, она ответила: «Да вот домик заболел. Но он скоро выздоровеет». Я до сих пор не могу осознать, что жилья больше нет…

Ковалевы еще были студентами, когда в 1985 году у них родился первенец — Костя, а через год родителей порадовал своим появлением на свет Витя. Получив дипломы, супруги приехали в отчий дом Юрия в Новоселовку и устроились работать в школу. Привыкшая к городской жизни Эльвира не планировала надолго задерживаться в селе. Но вскоре Юрию и Эльвире медики сообщили, что их опять ждет пополнение. В итоге, проработав в школе всего год, Эля ушла, как потом выяснилось, в бессрочный декретный отпуск аж на 19 лет. Валя у них родилась в 1988 году, Настя — в 1990-м, Коля — в 1993-м, Лина — в 1996-м (кстати, в день рождения мамы), Лена — в 1998-м, Маша — в 2000-м, Даша — в 2001-м и Анечка появилась на свет 26 октября 2004-го.

Старшему ребенку в семье Ковалевых сейчас 24 года, а младшему на днях исполняется пять лет. Кстати, с последней дочкой вообще произошел казус.

- Мы поехали в роддом с нашей невесткой Юлей, женой Вити, которая вот-вот должна была родить нам первого внука, — рассказывает глава семейства Юрий Ковалев.  — А в этот день Эля что-то плохо себя чувствовала, жаловалась на боли в животе. Ну, думаем, заодно у врачей проконсультируется.

- В Алчевском роддоме меня уже встречали как свою, — говорит Эльвира Викторовна.  — Юлечке сделали УЗИ и сразу же сказали, что к обеду я уже буду бабушкой. А тут я со своей проблемой: мол, что-то плохо мне, почти 20 лет назад сильно переболела гепатитом, может, осложнения какие. «С печенью у тебя все нормально, — выдала врач, — только, родная моя, у тебя уже три недели беременности… » Мне вдруг так стыдно стало: невестка рожает, а тут выясняется, что… бабушка беременна. Я вышла во двор больницы, где меня ждали родные. Вижу, Юра, заметив, что со мной что-то не так, занервничал — решил, будто у Юли проблемы. А когда узнал причину моей печали, был просто счастлив. Мы никогда детей не планировали. Они рождались по любви, а не по плану…

Когда Ковалевы поняли, что осели в Новоселовке надолго, начали потихоньку перестраивать родительское жилье. Дом рос по мере пополнения семьи. С появлением каждого малыша пристраивали комнату. В итоге образовалось двухэтажное и, на первый взгляд, несуразное, но зато очень удобное строение. Впоследствии дом облицевали красивым красным кирпичом, и он приобрел вид шикарного добротного коттеджа.

- Беда случилась в ночь на пятое октября, — вспоминает те страшные события Эльвира.  — Ничего не предвещало беды. Наоборот, настроение у всех было просто замечательное. Накануне мы принимали от друзей, родных и знакомых поздравления с Днем учителя. Мы ведь с мужем потомственные педагоги: наши родители были учителями, мы закончили пединституты, Юра долгое время работал в школе, а теперь и наши дети учатся на педагогов. Вечером четвертого октября приехал старший сын Костя, привез мне в подарок коробочку конфет, я его тоже поздравила. Валечка, старшая дочь, тоже приехала поздравить, но к вечеру отправилась домой в Полтаву (после замужества она там живет с семьей). Мы поужинали, поучили уроки с малышней, я проверила дневники, покупала всех и уложила спать. Когда в доме наступила тишина, уснула.

«Вывела детей, поставила в ряд, посчитала — восемь. А ведь должно быть десять! И бросилась в горящий дом»

Проснулась женщина от жуткого грохота и скрежета. Горел чердак.

- Сквозь сон мне показалось, что это ветки дерева стучат по крыше, — с дрожью в голосе рассказывает мать семейства.  — С трудом открыв глаза, я поняла, что в доме нет света. У меня всегда горят три ночника, а тут темень полнейшая. На ощупь добралась до счетчика, думала, пробки выбило. Но там было все в порядке. Странно то, что я не чувствовала дыма. Меня преследовал неприятный запах, но я не могла понять, что это. Вернулась разбудить мужа Юру. А по ходу крикнула Косте, который спал на втором этаже, что в доме нет света. Когда сын открыл дверь на чердак, оттуда уже вырывалось пламя. Возгорание произошло на чердаке, где хранились детские вещи.

Как сообщили «ФАКТАМ» в Центре пропаганды Луганского областного управления МЧС, огонь был потушен силами трех пожарно-спасательных расчетов. Однако к тому времени пламя полностью уничтожило крышу общей площадью 150 квадратных метров. Точную причину пожара специалисты пока не называют, но самая вероятная версия (по предварительным данным) — короткое замыкание электропроводки.

- Я давно говорил, что нужно менять проводку в старой части дома, — говорит Юрий Ковалев.  — Но все как-то руки не доходили. И вот итог… В считанные минуты огонь уничтожил крышу и чердак. По деревянным стропам, балкам и перекрытиям пламя стремительно растекалось по дому.

- Я кричу: «Юра, мы горим!!!» — вспоминает Эльвира.  — На втором этаже в тот день спали Линочка, Леночка, Коля и Костя. Мальчишки взяли на руки малышей, а мы с Юрой схватили в охапку остальную ребятню, ночевавшую на первом этаже. В голове была одна мысль: спасти всех детей. Я их отвела на дорогу возле дома, поставила в ряд, считаю: Лена, Лина, Маша, Даша, Аня, Настя, Коля, Костя — восемь. И тут меня «переклинило» — в горящем доме должно быть десять детей! Я забыла, что Валя уехала в Полтаву, а Витя — к своей семье в соседнюю деревню. Бросилась обратно и вслед слышу: «Мама, мы все здесь». И только тут я поняла, что в доме действительно никого не осталось.

- Вместе со старшими сыновьями я побежал к мотопомпе заливать пожар, — говорит Юрий.  — А Эльвира в последний момент забежала в дом, чтобы спасти документы.

- Пока огонь не добрался до моей комнаты, мне удалось вынести оттуда свою сумочку, где лежат все документы: паспорта, свидетельства о рождении, водительские права и техпаспорт, — рассказывает Ковалева.

Из всего имущества удалось уберечь от огня старые туфли Юрия, Настя успела вынести свои сапоги (за что в семье ей присвоили звание «героиня»), несколько мобильных телефонов, которые впопыхах похватали дети, маленькую стиральную машинку «Калинка» и большую энциклопедию — подарок от Якубовича из телеигры «Поле чудес». Папа успел вытянуть газовый баллон, иначе даже стен от дома не осталось бы. Еще остались детские вещи, которые в ту ночь сушились на улице, микроавтобус «Газель», подаренный многодетной семье областными властями, трактор и автомобиль «Нива».

- Описать наше состояние после пожара словами невозможно, — сдерживая вновь нахлынувшую боль, говорит мать-героиня.  — Слились воедино страх, чувство неопределенности и радость, что, слава Богу, все живы. Я просидела на столике во дворе до самого рассвета. Смотрела на восходящее солнце, и мне было жутко, что кто-то из нас мог бы этого больше никогда не увидеть.

«Мама не ела и не спала почти неделю после случившегося»

Мама Эльвира еще долго не могла оправиться от шока. Дети говорят, что она не ела и не спала почти неделю после случившегося. Детвора тоже переживала, но не настолько болезненно.

- Я помню, как утром Анечка спрашивает: «Что, у нас все-все сгорело? И холодильник тоже? А что же мы кушать будем?» — вспоминает Юрий.

- Знаете, я теперь как никогда понимаю значение фразы «у разбитого корыта», — добавляет Эля.  — Это когда детям не в чем даже в туалет во двор выйти — нет ни обуви, ни одежды, а в это время на улице моросит дождь.

Говорят, сегодня люди стали более жестокими и не способны на сострадание. Это не правда. Не успела семья Ковалевых отойти от шока после пожара, как к ним с «баулами» помощи потянулись люди. К восьми утра приехали чиновники из райсовета, представители партий, сотрудники благотворительных фондов. Представители общества Красного Креста привезли постельное белье, одеяла, подушки, сахар и муку… Благодаря добрым людям у Ковалевых появился старенький холодильник, маленький телевизор. Кто-то из соседей отдал кровать и диванчик с дачи, сообща собрали одежду. В школах района даже организовали Фонд помощи семье Ковалевых.

- Мы принимали подарки, хотя до конца еще не осознавали происшедшее, — говорит Юрий.  — Но от мысли, что ты не один, становилось немного легче на душе.

- Единственный человек, которому я сама позвонила, — это председатель комитета молодежи и спорта райсовета Светлана Бессонова, — добавляет Эльвира.  — Она мне как мама, постоянно помогает нашей семье: то путевки в лагерь детям выбьет, то с льготами поможет. Она была рядом, когда Ющенко вручал мне орден «Мать-героиня». Светлана Викторовна заверила меня, что все будет хорошо. Главное, говорит, все живы, остальное будет.

К слову, семья Ковалевых пользуется заслуженным уважением в Перевальском районе. В 2008 году они стали одними из победителей областного конкурса «Семья года».

- Я теперь точно знаю, что люди у нас замечательные и молодежь добрая и отзывчивая, — рассказывает Эльвира.  — Вы не представляете, какие чувства меня охватывали, когда я разбирала пакеты, собранные школьниками. Открываешь пакет, а там записка от ученика третьего класса и аккуратно сложенные линеечка, ручка, карандаш, пара тетрадок, мягкая игрушка. Кто-то из детей положил чайную ложечку, кто-то — кофточку, кто-то — пару новеньких носочков. Видно, детям объяснили, что у семьи нет теперь абсолютно ничего… У меня аж сердце сжимается от чувства благодарности всем этим людям! Многих я даже не знаю. Пожалуйста, передайте через газету огромное спасибо всем, кто нам помог.

Но самая большая проблема все же остается нерешенной — у семьи нет крыши над головой. На первое время родные и близкие помогли обустроить под жилье расположенный по соседству заброшенный домик, который Ковалевы купили в прошлом году «за копейки» под хранилище овощей. Кстати, Юрий и Эльвира тем и живут, что выращивают и продают капусту. Когда отец семейства понял, что на учительскую зарплату он не сможет содержать такую ораву детей, решили взять в аренду четыре гектара земли под сельское хозяйство. На вопрос, почему остановили выбор на капусте, Юрий отшучивается: «Ну а где, по-вашему, мы детей находим? Аисты ж у нас не водятся… »

Сейчас старшие дети ютятся в одной из комнат сарая, а младшенькие — в приведенном на скорую руку в порядок заброшенном домике. Там же обустроили и кухню.

- У меня все спрашивают: «Как думаете жить дальше?» — рассказывает Эля.  — Одни советуют переехать поближе к цивилизации из нашего богом забытого села. Другие говорят: «На пепелище нельзя заново строиться». А мы не хотим отсюда уезжать, не можем просто перечеркнуть прошлое. Так мы терзались в сомнениях, пока к нам не приехал отец Петр из Владимирского храма, расположенного в Алчевске. Он сказал: «Хотите остаться, оставайтесь. А Бог вам поможет с новым домом». И уехал.

Через несколько дней в село один за одним стали въезжать присланные батюшкой КамАЗы со шлакоблоком.

- Вот слышите, это уже четвертая машина едет, — прислушиваются супруги.

На тот момент друзья старших детей уже помогли Ковалевым разобрать остатки сгоревшего дома и расчистить площадку под новую стройку.

- Если бы нам помогли со стройматериалами, мы смогли бы отстроиться заново, — убежден Юрий.  — Я понимаю, что то, что строилось 22 года, не восстановишь за один месяц. Но мы сильные, потерпим столько, сколько нужно. Лишь бы знать, что у нас будет новый дом.

- Как-то я у батюшки спросила: «Скажите, за что Господь нас так наказывает? Мы же ничего не украли, никого не обидели, детей рожали столько, сколько Бог пошлет… » — рассказывает Эля.  — А он мне ответил: «Почему вы решили, что это наказание? Может, теперь у вас будет еще лучше дом? Может, Бог, наоборот, помог вам начать заново то, что вы, возможно, не решались сделать?»

- А вдруг где-то глубоко в душе вам действительно хотелось перемен? — спрашиваю у Ковалевых.

На что Эльвира грустно улыбается:

- Я по натуре такой человек, которому требуется постоянно быть в движении, что-то менять, перестраивать… 20 октября у нас с Юрой юбилей — 25 лет, как мы поженились. Серебряная свадьба. Как-то я и говорю мужу: «У нас ведь свадьбы как таковой не было. Собрались только самые близкие друзья из института, где мы учились, и все. Ни свадебного платья у меня не было, ни праздника. Мне так хочется какого-то приключения, поворота в судьбе… » Но такого я не просила и не хотела. Это не перемены, это катастрофа…

P. S. Если вы готовы помочь семье Ковалевых, можете переслать благотворительные средства на банковские реквизиты: филиал Алчевского отделения 3113 ОАО Ощадбанк р/с 37399004, МФО 364081, код 02786275, р/с для карт-счетов 292449000102, л/с 68356 для Ковалевой Эльвиры Викторовны.