Заместитель столичного мэра рассказал «ФАКТАМ», почему в городе больше не будет месячников благоустройства, какие дороги в этом году ожидают капитального ремонта и как заставить киевлян не бросать окурки на тротуар
— Петр Александрович, как вы оцениваете уборку снега зимой? Киевляне много жаловались на участки, где было по колено снега и скользкий лед.
— Эта зима была наконец-то настоящей — холодной, снежной. Она стала проверкой на прочность коммунальных служб. В целом считаю, что с задачей мы справились, но не идеально. Город убирали 600 единиц техники, а для качественной работы ее должно быть на 60 процентов больше. При этом отмечу, что за два года автопарк коммунальных предприятий вырос на 30 процентов. Таким образом, мы идем к решению проблемы. Такова позиция мэра города Виталия Кличко. Кстати, хочу поблагодарить киевлян за понимание во время последнего снегопада. Большинство жителей города прислушались к нашим рекомендациям и поехали на работу на коммунальном транспорте, оставив автомобили во дворе. Это позволило быстрее очистить город от снега.
Всех, от кого зависит жизнь столицы, сложные погодные условия заставили увидеть, где есть недостатки. Например, существует проблема с территориями, которые находятся на балансе ведомств, предприятий, коммерческих структур. Важно, чтобы каждый владелец, арендатор или балансодержатель здания обеспечивал уборку снега и мусора на своем участке. Мы этой зимой активно занимались воспитательной работой — штрафовали.
— Какие штрафы сейчас действуют за неубранный снег?
— От 350 до 1700 гривен. Если говорить о физическом лице, то это сумма ощутимая, но юридические лица, предприятия она не сильно мотивирует. С участием Киевской администрации наработаны законопроекты об увеличении штрафов за нарушение благоустройства, за несанкционированное складирование мусора. Таким путем пошло большинство стран Европы и Азии, что позволило им изменить ситуацию. Это один из способов сделать наш город чище.
*"Киевской горгосадминистрацией подготовлен законопроект об увеличении ответственности за нарушение благоустройства, складирование мусора, — говорит Петр Пантелеев (справа). — Это один из способов сделать наш город чище"
— Верите, что, повышая штрафы за мусор на тротуаре, можно повлиять на культуру людей?
— Да, подобный метод доказал свою эффективность. Я лично видел в Канаде, Японии, в европейских государствах, как вдоль дорог стоят таблички с надписью: «За выброс мусора из окна автомобиля штраф 300—500 долларов». И обочины там чистые, потому что люди не хотят рисковать такими деньгами.
— В социальных сетях много жалоб на мусор возле киосков. Куда обращаться киевлянам?
— Кто дорожит имиджем своей торговой точки, будет заботиться о ее внешнем виде, установит урну, как положено по правилам благоустройства, и будет следить за порядком. Жалуйтесь на номер 15−51, и владельца киоска оштрафуют. Что касается других аспектов благоустройства, то в городе работает инспекция, которая занимается зданиями, сооружениями, разрытиями. Инспекторы имеют право выписывать соответствующие штрафы. Например, за плохую уборку снега этой зимой оштрафованы предприятия, физические и юридические лица на почти 500 тысяч гривен.
— Снова актуальна фраза, что «дороги в феврале сошли вместе со снегом». Что делает городская администрация для восстановления магистралей после зимы?
— Да, действительно, дороги в плачевном состоянии. Значительная их часть не ремонтировалась больше 30 лет при норме межремонтного интервала восемь лет. Но мы не ищем оправданий, а трудимся. Именно поэтому для городской администрации ремонт улиц — это один из приоритетов работы не только на словах. Все киевляне видят, как интенсивно восстанавливаются дороги, в каких масштабах и темпах. За два года отремонтировано свыше 200 километров магистралей — всего 84 улицы. Сейчас проводится ямочный ремонт, заливка трещин осуществляется с помощью специального оборудования, которое мы закупили в прошлом году. На данный момент ямочным ремонтом восстановлено 3700 квадратных метров дорожного покрытия на более чем 300 улицах, и работа активно продолжается.
На 2017 год у нас большие планы касательно капитального ремонта дорог: реконструкция Одесского путепровода, проспекта Науки, улиц Луговой, Набережно-Корчеватской, 9 Мая, Трублаини, Раисы Окипной, Митрополита Андрея Шептицкого, Телиги, Довженко, Набережного шоссе, Воздухофлотского моста, Русановской набережной. Мы не можем за месяц и даже за год привести в порядок сразу все дороги и проезды в столице, но работаем очень интенсивно. И, думаю, киевляне это видят, ведь в Киеве на многих участках задействованы техника и сотрудники городских служб.
— Ситуация с парковкой за три года не изменилась: до сих пор осталась наличная оплата. Парковщики берут деньги с водителей, и никто не знает, какая сумма попадает в бюджет, а сколько оседает в их карманах.
— Сейчас город проводит инвентаризацию парковочного пространства. По ее результатам планируется составить список площадок, специально оборудованных для парковки транспортных средств, которые будут закреплены за «Киевтранспарксервисом». Но самым главным заданием города остается не только увеличение доходов бюджета, но и прозрачность работы служб, переход на безналичную оплату. Мы собираемся на местах проверять работу парковщиков, уровень сервиса — и делать выводы.
— В свое время тротуары на Крещатике в виде эксперимента оградили со стороны проезжей части бетонными полусферами. Это оказалось эффективным? В некоторых местах их уже заменили на железные столбики.
— Этот эксперимент дал свои позитивные результаты. С помощью полусфер прекращена хаотичная незаконная стоянка автомобилей на тротуарах. Кое-где идет замена на другие ограждающие средства, более аккуратные, ажурные. Если наши призывы к автолюбителям не всегда работают, то полусферы для них — серьезный аргумент.
— Вы заявляли, что больше не будет такого понятия, как месячник благоустройства. Что это означает?
— Раньше районные администрации и другие службы на месяц мобилизовали все силы, делали намеченное по плану, а потом занимались благоустройством без особой мотивации. Как говорил глава одного из районов: «Вот мы поработали — и все». Подобную схему мы отменили. Городские службы должны быть в тонусе все время, когда погода позволяет заниматься благоустройством. А не только один месяц в году. Кроме того, сейчас наша главная задача — провести уборку города после зимы. У нас скоро чемпионат мира по хоккею, «Евровидение».
— Как жильцы дома, в котором не создано ОСМД, могут заставить жэк провести озеленение придомовой территории?
— Что касается озеленения двора, то я убежден, что собственники квартир должны заниматься им вместе с жэком. Ведь нельзя ожидать, что коммунальщики сделают из придомовой территории сквер или парк. Во-первых, потому что в нашу квартирную плату входит лишь уборка придомовой территории, все остальное тарифом не покрывается. Второй аспект: киевляне должны стать хозяевами в своих дворах. Как раз в весенний период, когда мы приводим в порядок город, хотелось бы видеть симбиоз работы жэков и инициатив жителей. Проходит множество субботников, их можно использовать, чтобы во дворе стало красиво и уютно. К сожалению, если на субботники в парках еще люди приходят, то во двор — не спешат. Хочу призвать всех быть неравнодушными к благоустройству придомовой территории. Ну, а мы обеспечим завоз земли, инвентарь для работы, саженцы. Примеров, когда люди обращаются, а мы им помогаем всем необходимым, очень много. Напомню, что жители могут влиять на свой жэк через городскую администрацию, с которой есть прямой контакт через горячие линии 15−51 и 15−57.
— Недавно презентовали концепцию развития «Киевзеленстроя». Как изменится в ближайшие годы озеленение города?
— Основная цель концепции — это ориентированность на клиента. Коммунальное предприятие будет в своих планах исходить из запроса общественности. «Киевзеленстрой» хочет стать такой структурой, которая сможет воплощать в жизнь хорошие идеи киевлян. Мы продолжаем работать над тем, чтобы в Киеве было больше скверов и парков, запланированы глобальные реконструкции парковых зон, и это не только центр города и его историческая часть, но и различные жилые массивы. Мы установим определенный стандарт содержания парков по всему городу. Менеджмент, который пришел сейчас управлять «Киевзеленстроем», будет перестраивать бизнес-процессы предприятия на более современные. Принципы работы времен Советского Союза давно себя изжили, нужно переходить на новые методы и обеспечить прозрачность своих действий, использования денег. Отмечу, что уже есть первые результаты работы нового менеджмента: за прошлый год высажено почти девять миллионов цветов, около 40 тысяч зеленых насаждений. Если в 2016 году отремонтировали 64 парка и сквера, то в этом году займемся благоустройством 120 зеленых зон.
— Еще одна актуальная тема накануне «Евровидения» — навигация для пешеходов. Таблички на домах часто сложно найти, да и надписи выполнены в разном стиле. Как они должны выглядеть?
— Городская администрация намерена перевести таблички на домах к одному знаменателю, сделать их унифицированными. Типы табличек уже разработаны, они в пилотном варианте будут вывешены в Печерском районе. На следующей неделе варианты таких надписей появятся в общественном доступе, чтобы мы могли собрать предложения и замечания горожан. Пока идет переименование улиц, мы планируем утвердить тип табличек, ведь их все равно надо менять.
— В последние годы достопримечательностью Киева стали муралы. Кто должен следить за их состоянием?
— Большинство муралов, которые появились на стенах домов, фактически превратились в элемент здания. Это произведения искусства, поэтому слесарь или дворник не может за ними ухаживать, что-то подрисовывать. За муралы ответственны наши управляющие компании. Если, например, картина на здании тускнеет, то коммунальщики будут обращаться к мастерам, которые ее создавали, с просьбой отреставрировать.