Исполнилось 70 лет со дня рождения известного артиста
В январе 1989 года Юрий Богатырев, запомнившийся зрителям по ролям в фильмах «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Два капитана», «Объяснение в любви», «Родня», «Открытая книга», «Мертвые души», «Дон Сезар де Базан», был занят подготовкой своей первой персональной выставки картин. Но до ее открытия 41-летний народный артист России не дожил всего несколько дней. О судьбе Юрия Богатырева «ФАКТАМ» рассказала подруга его детства — продюсер концертных программ Нелифярь Игнатьева.
— С Юрой мы дружили с четырнадцати лет, — рассказывает Нелифярь Игнатьева. — Познакомились, когда он пришел заниматься к нам во Дворец пионеров, в кукольный кружок, который, к слову, посещал и мой будущий муж. Дружили мы с Юрой до конца его жизни. За неделю до смерти он позвонил мне и пригласил на свою выставку. Юра ведь был не только прекрасный актер, но и замечательный художник. Первое образование получил в художественном училище. Однако с детства хотел стать актером. Занимался и в драмкружке. А в кукольном работал в основном не за ширмой, а перед ней — вел спектакли. У него были великолепные данные: бархатный голос, превосходная дикция, видная внешность — он был высокого роста. Кроме того, Юра отличался хорошими манерами, был галантным в обращении с девочками: всегда поцелует руку, поднесет вещи… Если в комнату входила женщина, обязательно вставал. Я знала его маму и сестру. Папа был военным, командиром подводной лодки. Родился Юра в Риге, а в пору нашего знакомства жил в Подмосковье, в Красногорске.
— Вы бывали друг у друга в гостях и потом, когда он уже стал знаменит?
— Конечно. Приезжая в гости, Юра всегда привозил какой-нибудь милый подарочек для меня или моей дочки. Он очень любил детей, хотя своих у него не было. Всегда присылал нам великолепные новогодние открытки, которые сам создавал. Как я уже сказала, он прекрасно рисовал. К слову, Ия Саввина, которая была его музой, незадолго до своего ухода издала потрясающий альбом с Юриными картинами. Найти этот альбом сейчас невозможно. Однако знакомые купили его недавно в Киеве и повезли в Америку Елене Соловей в подарок ко дню ее рождения.
— На шаржах, сделанных Юрием Богатыревым, изображены Аркадий и Константин Райкины, Леонид Филатов, Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Татьяна Догилева, Галина Волчек, Людмила Иванова…
— С Костей Райкиным они были дружны. Одно время жили в общежитии театра «Современник». Костя тогда приехал в Москву из Ленинграда, и у Юры своей квартиры не было. Когда же в Москву перебрался Аркадий Райкин, Костя перешел к отцу, и Юра часто бывал у них дома. К слову, есть среди шаржей и портрет Ии Саввиной в образе дамы с собачкой. Лежащая у нее в ногах собачка — это… Юра Богатырев — его глаза, его губы…
За неделю до выставки Юра обзвонил всех друзей. Многие дали для экспозиции свои картины, которые он им когда-то дарил. Пригласил Юра и меня: «Птичка (так называли меня в кукольном кружке), приходи, пожалуйста». Я пообещала. И вдруг он сказал: «Я себя очень плохо чувствую. Наверное, скоро умру». В последнее время у него зашкаливало давление — доходило до 220-ти. Но несмотря на это, Юра так отрабатывал спектакли, что за время игры пять рубашек становились мокрыми. Не раз из театра его увозили на машине скорой помощи в больницу. Но оттуда он снова спешил в театр или ночным поездом ехал на съемки в Ленинград, где жили его мама и сестра (Юрин папа умер за два года до того, как не стало его самого). Юра работал самозабвенно, всегда выходил на сцену как в последний раз и абсолютно наплевательски относился к своему здоровью.
— До 42 лет Юрий Богатырев не дожил ровно месяц.
— Все случилось неожиданно. После работы, несмотря на высокое давление, Юра в компании выпил шампанского, хотя пить ему было нельзя. Стало плохо с сердцем. Вызвали неотложку. Юре сделали укол, но произошла остановка сердца.
— Как он обычно отмечал свой день рождения?
— Юра родился 2 марта, как, к слову, Слава Зайцев, Ия Саввина и Михаил Горбачев. С Ией Сергеевной они не раз отмечали день рождения вместе. Юра шутил: «Почему только Горбачев не приходит?» А Слава Зайцев открывал Юрину выставку. Они были очень дружны.
— Юрий Богатырев верил в судьбу?
— Знаете, он словно предчувствовал свой ранний уход. Часто повторял, что скоро умрет. А этого, как мне всегда говорила мама, делать не стоит.
— Как он воспринимал свою славу?
— На улицах его без грима не узнавали, и Юра от этого страдал. Говорил: «Вот стоял бы в очереди кто-то иной из актеров, его бы пропустили вперед. А меня никто не узнал». Доходило до смешного. Как-то Юра пришел ко мне в гости, а в это время у нас как раз гостили знакомые из Узбекистана. Мы сидели за столом. По телевизору шел фильм с Юриным участием «Открытая книга». И вот встал мой брат и произнес тост: «Такое совпадение — актер, которого мы видим сейчас на экране, сидит с нами за столом. Предлагаю выпить за его здоровье и талант». И наша гостья вдруг с недоумением спросила сидевшего напротив нее Юру: «Ой, это вы? Это вы — артист?» И он, потупив глаза, ответил: «Да, я. В некотором роде».
— Замечательная история.
— И в то же время Юра был очень ранимым. Как-то он очень обиделся, когда я, посмотрев «Неоконченную пьесу для механического пианино», где он играл, сказала: «Я в восторге. Там такой Калягин!» Юра посмотрел на меня и спросил: «Птичка, а я?»
Даже в маленькой роли он был неподражаем. Например, во МХАТе в спектакле Эфроса «Тартюф» Юра играл Клеанта. Не все помнят, что у Мольера вообще есть такой персонаж. А Юра играл эту роль так, что многие шли именно на «его Клеанта». Билетов на спектакль было не достать. Там играл звездный состав: Калягин, Табаков, Любшин, Вертинская…
— Какую из своих ролей Юрий Богатырев любил больше всего?
— В фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» он совершенно гениально сыграл Штольца. И настолько вошел в роль, что, как и его герой, стал… вегетарианцем! Хотя поесть Юра любил. Обожал приготовленные моей мамой татарские беляши — перемячи. А потом при своем двухметровом росте вдруг перешел на салатики. Представляете?
— Невероятно!
— Да. Приходил нам в гости и к мясному не притрагивался. Все это длилось около года. От затеи с вегетарианством его сумела отговорить Ия Саввина, когда они снимались в фильме «Открытая книга» по произведению Вениамина Каверина. К слову, ранее Юра исполнил роль Ромашова в фильме «Два капитана» по роману этого же автора. И она ему так удалась, что многие называли его не Богатыревым, а Ромашовым. Что же касается любимой роли, то Юра всю жизнь мечтал сыграть Обломова. Кларисса (его последняя любовь) даже положила ему в гроб обломовский халат.
Иной раз Юра представлял себя Обломовым и в жизни: любил полежать на диване, предпочитал мягкие приятные вещи — свитера и шарфы. Костюмы ему нравились вельветовые. Я как-то достала для него такой. Но Юра сказал: «Костюм рыжий — и я рыжий. Сольюсь», — и поехал советоваться к Зайцеву. Слава его успокоил, сказав, что можно надеть коричневую рубашку. В этом костюме Юра выступал у Эльдара Рязанова в «Кинопанораме».
— Каким человеком Юрий Георгиевич был в быту?
— Он ценил домашний уют. Бывало, приходил ко мне на день рождения и после застолья становился мыть посуду. Я просила его прекратить, но он говорил, что ему это нравится. Юра и готовить умел. Его добротой многие пользовались. Он жил один, был достаточно хорошо обеспечен (снимался во многих фильмах и играл во множестве спектаклях), и эти псевдодрузья покупали спиртное и приезжали к нему. А Юра был человеком мягким, не мог отказать. Не раз его даже обворовывали, брали деньги и не отдавали…
— Как думаете, почему не сложилась его личная жизнь?
— Видно, не судьба. В шестнадцать лет он и за мной ухаживал. Его мама Татьяна Васильевна как-то сказала: «Вот почему ты не вышла за Юру замуж? Может, у него по-другому жизнь сложилась бы». Но все случилось как случилось. Вероятно, не бывает такого, чтобы одному человеку было дано все. Только под конец жизни Юра встретил Клариссу Столярову. Они познакомились во время работы во МХАТе. Он мне о ней много рассказывал. Кларисса заботилась о нем, следила за его здоровьем. С ней Юра встречал свой последний Новый год. Они хотели пожениться.
— Какая черта Богатырева вас больше всего поражала?
— В нем поражало многое: доброта, интеллигентность, образованность… А больше всего то, что он был большой красивый мужчина и в то же время такой хрупкий, ранимый и одинокий. Часто звонил мне ночью и рассказывал о том, что его тревожило. Юра пил много кофе — чашку за чашкой. Доставала для него дефицитную арабику, но пятикилограммовый пакет он расходовал очень быстро. И снова звонил мне: «Птичка, у меня закончился кофе». Я ему доставала и одежду, и обувь, и книги по искусству.
— А какой его подарок особенно дорог вашему сердцу?
— На 18-летие Юра подарил мне янтарный браслетик, который храню до сих пор. И всегда привозил подарки отовсюду, где бывал. А поездил он немало. Был с театром в Америке, Англии, Австрии, Чехословакии, Болгарии… И, нужно сказать, за границей имел потрясающий успех. В Англии, куда отправился с «Современником», играл на сцене в шекспировской «Двенадцатой ночи» вместе с Нееловой, Костей Райкиным, Вертинской. И англичане признали его исполнение роли герцога лучшим за все время.
— Какой фильм с участием Юрия Богатырева ваш самый любимый?
— Трудно выделить какой-то один. Все нравятся. Никогда не забуду, как однажды на Восьмое марта Юра сделал мне подарок — повел на закрытый показ фильма «Родня». Так хохотала, когда он в картине танцевал, что подо мной сломался стул и я упала. Уж очень похоже мы танцевали в юности…
— Что бы вы сказали своему другу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— Я бы рассказала ему, что сделала фильм о нем — «Любовь не умирает». Юры нет уже почти 30 лет, и все эти годы мне его очень не хватает. Общаться с ним было счастьем.